Файл: Состояние обороннопромышленного комплекса Российской Федерации..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Состояние оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. 6
1.1 Характеристика оборонно-промышленного комплекса России. 6
1.2 Структура оборонно-промышленного комплекса России. 10
2 География оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. 17
2.1 Ядерно-оружейный комплекс России. 17
2.2 Авиационный комплекс России. 20
2.3 Ракетно-космический комплекс России. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что развитость оюоронно-промышленного комплекса (далее – ОПК) является одним из важных факторов, которые определяют военный потенциал страны, а также ее место и роль на мировой арене.
Оборонно-промышленный комплекс (далее ОПК) представляет собой динамично развивающуюся совокупность предприятий различных форм собственности, основной целью которой является осуществление разработки, производства, хранения и введения в эксплуатацию вооружений, военной и специальной техники (далее – ВВСТ). Комплекс включает предприятия, осуществляющие все этапы производства ВВСТ, и традиционно включает в себя семь основных подотраслей, в том числе ядерные предприятия, предприятия ракетно-космической промышленности, предприятия артиллерийских вооружений, предприятия бронетанковой промышленности, предприятия по производству стрелкового оружия, авиационные и судостроительные предприятия.
В зависимости от стадии разработки выделяются научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, испытательные лаборатории и полигоны, производственные предприятия.
Рынки сбыта предприятий ОПК обладают наибольшим потенциалом диверсификации, сочетая в себе как возможность поставки продукции по государственному оборонному заказу в интересах отечественных силовых структур, так и экспортоориентированную продукцию.
Кроме того, производственный комплекс предприятий ОПК позволяет производить продукцию двойного и гражданского назначения. Товары двойного назначения представляют собой товары, которые могут применяться как в мирных целях, так и для производства ВВСТ и включают сырье, материалы, оборудование, технологии, технологическую информацию, применение которых возможно для производства продукции военного назначения. Технологии двойного назначения имеют возможность получить значительное распространение при их массовом производстве, которое возможно при оптимизации процессов производства производства и снижении их стоимости.
Материально-техническая база мощного военно-промышленного комплекса, который был создан в СССР, позволяет сохранить важное геополитическое значение страны и сейчас.
Объектом исследования являются отношения, в частности те, которые формируются в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
Предмет исследования – география отраслей оборонно-промышленного комплекса России.
Целью исследования является выявление условий, необходимых для создания целостной системы эффективного управления оборонно-промышленным комплексом в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: определение понятия и сущности оборонно-промышленного комплекса и рассмотрение основных механизмов его регулирования; анализ основных источников и механизмов оборонно-промышленного комплекса, выявление наиболее проблемных элементов регулирования оборонно-промышленного комплекса; определение основных мер, направленных на совершенствование оборонно-промышленного комплекса.
Методологическая основа исследования. Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решить поставленные задачи, в работе активно применялись общенаучные методы исследования. В частности, речь идет о диалектическом способе как основном способе объективного и, что немаловажно, всестороннего познания действительности, аналогии, обобщения, а также о ряде частно-научных методов: историческом, системно-структурном, сравнительно-правовом, формально-юридическом, статистическом и других. Использование этих методов позволило обеспечить наиболее глубокое исследование всего комплекса проблем во взаимосвязи и целостности.
Особенности структуры работы. Выбор структуры курсовой работы обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью исследования и, соответственно, вытекающими из нее вышеназванными задачами. Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
1 Состояние оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
1.1 Характеристика оборонно-промышленного комплекса России.
Эффективность функционирования ОПК в первую очередь зависит от военных расходов (оборонного бюджета) страны. Естественно, важную роль играют не только объем финансирования, но и структура затрат на развитие ОПК, его соответствие сегодняшним и будущим угрозам, которые он должен нейтрализовать с минимальными для страны потерями.
По данным Стокгольмского института исследования мира (SIPRI — Stockholm International Peace Research), совокупные затраты на вооружение и оборону в 2004 и 2005 гг. в мире равнялись соответственно 1,035 и 1,119 трлн. долларов. За последние годы эти затраты выросли (трлн. долл.): 2007 г. — 1,339; 2008 г. — 1,464; 2011 г. — 1,53 и 2014 г. — 1,65 . В 2015 г. мировые военные затраты, по предварительным оценкам, составили 1,74 трлн. долларов.
На наш взгляд, существует несколько причин роста военных расходов России в 2015 г. и в перспективе. Прежде всего это необходимость повышения уровня обороноспособности страны в условиях эскалации напряженности в мире (приход к власти на Ближнем Востоке и на севере Африки так называемых демократических, а по сути — исламистских режимов худшего толка; сложная напряженная обстановка на юго-восточных и южных границах России; претензии ряда стран на Арктику, поддерживаемые военной подготовкой, и др.).1
Кроме того, само состояние российских вооруженных сил оставляет желать лучшего, несмотря на некоторые позитивные сдвиги. И, наконец, использование развития российского оборонно-промышленного комплекса как некоего локомотива промышленности. Существует мнение, согласно которому увеличение затрат на оборону страны обеспечивает рост военного производства, повышение занятости населения, позволяет более полно использовать производственные мощности и в конечном счете способствует экономическому росту
В США, например, около 6,5 млн. человек имеют работу и доходы благодаря заказам Пентагона (вместе с членами семей это почти 20 млн. человек). Тем не менее, в долгосрочной перспективе рост военного производства может привести к обратным последствиям. Военное производство, как правило, более капиталоемко и менее трудоемко, чем гражданское. Поэтому количество рабочих мест, создаваемых на военных предприятиях, обычно меньше, чем создается при инвестировании таких же средств в производство гражданской продукции и особенно услуг.2
В краткосрочном периоде рост военного производства может положительно повлиять на состояние экономики: создаются новые рабочие места, уменьшается импорт, улучшается торговый баланс стран-экспортеров, военные технологии способствуют модернизации гражданского сектора экономики, а военные расходы — развитию инфраструктуры (транспорта, коммуникаций, связи).
Развитие отдельных отраслей ОПК позволяет создать или значительно расширить рынок гражданской продукции, что будет способствовать росту спроса. Известно, что один рубль, вложенный в космическую промышленность, дает 29 рублей в других областях. Кроме того, военная мощь не только обеспечивает безопасность государства, но и является средством политического давления, в частности при ведении переговоров в коммерческой и финансовой сферах.
Оценить роль и место, а также перспективы развития ОПК государства можно на основе анализа государственных военных расходов, сравнение которых еще несколько лет назад вызывало большие споры. В начале 1980‑х гг. Центр стратегических исследований SIPRI считал, что СССР тратит на военные цели на треть меньше, чем США; Центр оборонных исследований США USACDA, напротив, полагал, что Советский Союз тратит на треть больше, чем США. На начало 2016 г. на США приходится примерно 41% мировых военных расходов.
Военные расходы России существенно снизились с переходом к рыночной экономике и устойчиво возрастают начиная с 1999 г. (1999 г. — 116,8 млрд. р., 2002 г. — 282 млрд. р. и 2005 г. — 528 млр.д р.). В 2014 г. военные расходы России составили 1,277 трлн. рублей, а в 2015 г. достигли примерно 2,21 трлн. Рублей
В настоящее время ОПК производит не только вооружение. Доля гражданской продукции составила в 2003 г. 41,3%; в 2008 г.— 40,7%; в 2014–2015 гг. упала до 33%. Значительная часть продукции ОПК предназначена для удовлетворения государственных нужд, поэтому ее производство финансируется из федерального бюджета через оборонный заказ.3
Состояние производственного парка предприятий ОПК сравнимо с его состоянием в промышленности в целом. Используется оборудование, выпущенное в 1970‑х гг.; износ производственных мощностей достигает 80%. Оборудование эксплуатируется в среднем до 30 лет (в странах ЕС — 7…8 лет). Доля оборудования со сроком использования меньше 5 лет составляет менее 5% (против 5,7% в среднем по промышленности). При этом для успешного осуществления технологического процесса производства оружия доля оборудования со сроком эксплуатации менее 10 лет должна превышать 70%, в действительности этот показатель составляет 28% (в среднем по промышленности — 15,3%).
Средний уровень загрузки производственных мощностей в ВПК — 30-40%, а на ряде предприятий он меньше среднего по машиностроению (51%), например, загруженность судостроительных верфей — не более 30%. На предприятиях ОПК занято примерно 2 млн. человек, причем большинство из них работают в самолетостроении, космической промышленности и производстве вооружений.
Падение производства, серьезное отставание зарплаты от средней по стране привели к существенному снижению качества кадров в ВПК. Предприятия ОПК России в определенной степени зависят от импортных поставок комплектующих. С распадом единого ВПК Советского Союза Россия получила в наследство около 80% оборонного потенциала СССР, но за счет собственных средств смогла обеспечить только 17% объема выпускавшейся в стране военной продукции. И хотя производство ряда комплектующих для ОПК было организовано на территории РФ, сохранилась зависимость от поставок из стран СНГ, в частности, Белоруссии и Казахстана.
4
В современных условиях ОПК России восстанавливает кооперационные и технологические связи на основе участия в капитале (или покупки) оборонных предприятий стран-членов СНГ. Так, Киргизия передала российскому ОАО СК «Пром» госпакет акций Бишкекского оборонного предприятия, входившего в состав ВПК СССР, в счет долга. Армения также в счет погашения долга передала ряд оборонных предприятий, в частности, ЗАО «Ереванский НИИ автоматизированных систем управления», ЗАО «Марс» и др.
Как говорилось выше, ОПК характеризуется сравнительно низкими уровнями занятости работающих и зарплаты в условиях высоких требований к их квалификации. Финансовое положение ряда предприятий и организаций достаточно сложное, государство продолжает оставаться должником ОПК. Предприятия оказываются перед дилеммой: замораживать производство на неопределенное время, а затем форсировать выполнение обязательств либо привлекать внебюджетные средства, на что способны только крупные предприятия.
1.2 Структура оборонно-промышленного комплекса России.
В настоящее время в военно-промышленный комплекс принято включать несколько составляющих, ими являются:
1. Государственные учреждения и организации-заказчики. Это предприятия Министерства обороны, а также других ведомств. От них зависит принятие решений об общем перевооружении либо создании отдельных новых образцов, постановка технического задания, проведение конкурса среди подрядчиков и утверждение готовых проектов.
2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации - специализированные научно-исследовательские институты и КБ которые занимаются проектированием моделей.
3. Оборонное производство - заводы, фабрики, верфи, занимающиеся изготовлением оружия и боеприпасов, боевой техники, летательных аппаратов, военных судов, производством ядерного оружия.
4. Структурные подразделения вооружённых сил, занимающиеся проведением войсковых испытаний вооружений, постановкой на вооружение нового оружия, снятием с вооружения устаревшего оружия.
5. Международная торговля оружием. Ведётся уполномоченными на то государственными предприятиями.
6. Военно-промышленное лобби, то есть объединения промышленников и предпринимателей, поддерживающих военные инициативы государства с целью получения новых заказов.5