Файл: Практическая работа к теме Доверие к государству Тема занятия Наша страна Россия. Мы сами создаем свою Родину Класс 2 курс спо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.3. «Доверие к государству»

Тема занятия: Наша страна – Россия. Мы сами создаем свою Родину

Класс: 2 курс СПО

Ключевые слова (тезисы): культура народов России, традиции разных народов, межкультурное общение, толерантность; права, свободы и законные интересы граждан; социальные институты; поликультурное и многоконфессиональное общество; социальные нормы и правила; гуманитарная деятельность (волонтерство)

Опорный конспект разговора о ценности «Доверие к государству»

Тема: «Наша страна – Россия.

Ленинградская область - наша малая Родина»



Цель занятия:

Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней;

формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданскойидентичности и гордости за свою страну.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине,

историческая память и преемственность поколений, самореализация и

развитие (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации,

п. 25

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету.

Форма занятия: занятие-обсуждение с использованием интерактивных элементов
Часть 1. Приветственное слово педагога

Сегодня мы будем говорить на очень важную для каждого из вас тему, а что это за тема, вы узнаете, отгадав загадку:

Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты и все твои друзья.
(Родина.)

И тема нашего классного часа звучит так: «Наша страна – Россия. Ленинградская область - наша малая Родина».

2. Просмотр видеоролика.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ и прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?»)

-Вам понравился ролик?

-Какие кадры из этого ролика вы запомнили?

-Понравилась ли вам песня?

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Просмотр видеоролика. Выполнение интерактивных заданий. Презентация результатов групповой работы.
(35 мин)

Работа с терминологией (значением, высказывание своего мнение о данных терминах)
2 слайд

Что такое Родина?

Слово «родина» произошло от очень древнего слова «род», которое обозначает людей, связанных кровным родством. От этого первоначального слова было создано немало других, не менее важных:

  • родители – отец и мать, у которых рождаются общие дети;

  • родня – близкие и дальние родственники;

  • родословная – список поколений одного рода;

  • народ – жители одной страны;

3 слайд

В. И. Даль. Родина - в шир. смысле слова — это земля, государство, где кто родился,

- в уз. смысле — конкретный населённый пункт, город или деревня.

Отечество - страна предков (отцов) человека, страна, в которой человек родился и гражданские права

Вторая родина — место, давшее человеку приют, ставшее родным
4 слайд. Сравнение понятий Большой и Малой Родины

Какие у вас ассоциации с данными понятиями?

Большая родина — это территория, название страны, символика (гимн, герб, флаг, конституция, деятели культуры, исторические личности.

Малая родина это местность (город, село или хутор) где родился.

- это твоя семья, соседи, друзья, учебное заведение, любимая работа. 

- страна, к которой человек имеет отношение по происхождению, но никогда тем не бывал, либо же родился не на ее территории.
5 слайд. Анализ близких понятий к слову Родина

Родина Мать - распространённых образов матерей России или других стран

Эмигрант - человек, переселившийся из своего отечества в другую страну
6 слайд - Анализ высказываний об эмиграции

Гораций -Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя.
Михаил Лермонтов - По мне отчизна только там, где любят нас, где верят нам.

И.С.Тургенев вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище. Последние предсмертные слова: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу".



Михаил Казаков - актёр, снялся в 27 фильмах. Жил 16 лет в Израиле. Размышляет: "Что тянет в Россию? Да всё: и друзья, и знакомые, с которыми запросто можно посидеть, в любой момент позвонить, побродить по лесу, нагрянуть неожиданно в гости, "распахнуть" душу, выговориться. Да просто побыть среди своих людей!"
7 слайд.

Патриот - от греческого patriotes- «земляк». Это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу.

Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это переживание с ней её счастливых и несчастных дней.

С.И.Ожегов: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

- Патриотами и героями не рождаются, ими становятся. Патриотические чувства закладываются и развиваются с детских лет в семье, в школе.

- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?

- Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?

- Каков путь к реальному обретению Родины?

- Можно ли сейчас встретить таких людей, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради спасения других? Приведите примеры.


8 Слайд.

Любовь к Родине, в чем она проявляется?

  1. Привязанность. Когда человек недоволен внутренней политикой и действиями власти, но ни за что не согласится покинуть свою землю. Это и есть любовь;

  2. Сплоченность. Можно не уважать власть и ее законы, но если нагрянет беда, большинство жителей сплотится, чтобы защитить свою Родину. Это тоже любовь;

  3. Родину любят и ценят не за что-то, а просто так. Любят людей, которые здесь живут, бескрайние просторы полей и лесов, моря и океаны, ее историю и культуру.

Каждый сам выбирает, за что любить свою страну.

Человек без родины – это все равно что без семьи: одинокий, кочующий странник, который не может найти свое пристанище.
Викторина

Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по нашей огромной страны, чтобы больше узнать о ней, побываем на необычных станциях.

При изучении предлагаю Вам, сравнительную таблицу о России и Ленинградской области.

1 раунд Территория и народы

9 - 13 Слайды

1.Почему Россия называется Российская Федерация?

Кто назвал наше государство Россией?

  1. Как называлась Ленинградская область до Революции?

Дата образования ЛО 01.08.1927

  1. Сколько человек проживает в нашей стране

почти 116 миллионов человек.

2.Сколько человек проживает в Ленинградской области - 1911,6 тысяч человек.

  1. Сколько народов проживает на территории России. 277 народов

3.Сколько народов проживает на территории Ленинградской области – 141 национальность

  1. Возле какой реки был построен г. Москва? Москва была основана на высоком Боровицком холме, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, выше реки Яузы.

4.Водами какого моря омывается территория Ленинградской области? Финский залив Балтийского моря.

5.Когда отмечается День России

День России 12 июня отмечается праздник страны — День России, это общепринятый выходной. Официально праздник стал отмечаться с 2002 года. В столице и других городах проходят концерты и праздничные салюты. В этот день в Кремле президент страны награждает заслуженных деятелей, отличившихся в своей работе.

5.Когда отмечается День рождения Ленинградской области? 1 августа




14 - 18 Слайды - 2 раунд Известные символы

1. Найдите современное изображение гербов России и Ленинградской области,

Что на них изображено - ответов (прилож.1)

2 Что обозначают цвета на флагах России и Ленинградской области - ответов (прилож.2)

3 Как начинается первое четверостишье в гимне России и Ленинградской области. Сравним что общего у них есть (прилож.3 - раздается)

4 Что для России обозначает Матрешка, а для Ленинградской области…….

(прилож.4)

5 Дуб является символом России. А какое дерево символ Ленинградской области? (ольха чёрная)


19 - 25 Слайды «Особенности и традиции народов Ленинградской области»

С древнейших времен на территории современной Ленингрдской области проживают народы прибалтийско-финской языковой группы финно-угорской семьи - вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны, тихвинские карелы.

Вепсов в Ленинградской области сегодня около 2 000 человек. В основном они компактно живут на востоке региона - в Лодейнопольском, Подпорожском, Тихвинском и Боситогорском районах.

Водь – самый малочисленный народ в европейской части России. Численность вожан в Ленинградской области - всего 33 человека, проживающих, в основном, в деревнях Лужицы, Краколье и Пиллово Кингисеппского района.

Ижор в Ленинградском регионе всего 169 человек, в основном они расселены в деревнях Сойкинского полуострова Кингисеппского района.

Родиной ингерманладских финнов был Карельский перешеек. Они пришли на земли между реками Нарова и Лава после русско-шведских войн и Столбовского мира 1617 года. В наши дни численность ингерманландских финнов в Ленинградской области - 4366 человек.

В восточных районах Ленинградской области издавна проживали и тихвинские карелы. Сегодня в Ленинградской области карел 1345 человек.
Вопрос 1. Как называлась кухонная утварь в русской избе для заготовки впрок солений и квашеной капусты? Кадка

Вопрос 2. В какой местности Ленинградской области плетут кружева?

КИРИШСКОЕ КРУЖЕВО.

Кружевной промысел появился в Захоже не позднее начала XIX века, но и поныне, в наш XX век местные кружевницы называют кружева «галунцами» или «галунами», что предполагает тот факт, что их пра-пра-бабушки плели кружевные изделия из золотых и серебряных нитей.

В деревнях Дуняково и Мотохово жили мастера, которые изготавливали «палочки» для плетения. Так местные жители называли коклюшки. Это — Николай Звездин, Михаил Дунаев, Пётр Красухин. Точили палочки из берёзы или ольхи. Захожские коклюшки имели длину от 12 до 15 см, диаметром от 1 до 1,5 см, так как ладони у кружевниц были разные. 


Вопрос 3. Один из ремесел народов Ленинградской области, связанный с росписью изделий?

ВОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ. Расписывали по дереву, на территории современного Волховского района, в поселениях на берегах р. Волхов. Является одним из возрождённых в наши дни  народных художественных промыслов  Ленинградской области.

Главная особенность волховской росписи — градиентный мазок с тонкими переходами от одного цвета к другому: на кисть наносится не один, а сразу два цвета и более.

При нанесении один цвет «переходит» в другой, создавая эффект игры солнечного света на растительных элементах (листьях и лепестках).

Вопрос 4. Какой вид народного промысла в Ленинградской области получил мировую известность?

Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ.

Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает подглазурная роспись ангобами.


Вопрос 5. КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО и Тихвинский серебряный промысел


Тихвинские кузнецы в течение XVI-XVII веков изготовляли из железа различные предметы домашнего обихода, сельскохозяйственные орудия и даже военные доспехи. Тихвинская сталь шла не только во внутренние районы России, но и за границу.

Вторым по значимости в Тихвине в XVI веке был серебряный промысел – изготовление различных изделий из серебра.

К сожалению, сегодня данным видом ремесла занимаются частники.

Приложение 1.

Слайды - 2 раунд Известные символы

1 Найдите современное изображение гербов России и Ленинградской области,

Что на них изображено

Варианты ответов (прилож.1)

Государственный герб РФ представляет собой изображение двуглавого золотого орла на красном четырехугольном щите. Крылья орла подняты вверх, головы его увенчаны малыми коронами, а над ними расположена одна большая корона - это символы независимости нашего государства.В правой лапе орел держит скипетр - символ закона, а в левой лапе – державу - символ объединения российского народа. На груди у орла на красном щите изображен всадник, пронзающий копьем поверженного дракона.

Герб Ленинградской области представляет собой серебряный якорь и золотой ключ на сине-голубом фоне геральдического щита; в верхней части щита - серебряная зубчатая стена.

Геральдическое описание герба. Ленинградской области гласит: "В лазоревом (синем, голубом) поле накрест серебряный якорь и поверх него - золотой ключ ушком вверх; в червленной (красной) главе щита - серебряная зубчатая мурованная стена.