Файл: Конспект урока развития речи в 5 классе Письмо Учитель русского языка и литературы Лизунова Ирина Петровна 2022 год ст. Старощербиновская.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Конспект урока развития речи
в 5 классе:
«Письмо»
Учитель русского языка и литературы
Лизунова Ирина Петровна
2022 год
ст. Старощербиновская
Цель урока: формирование представления обучающихся о правилах написания письма и надписи на конверте.
Задачи урока:
- познакомить с историей письма;
- определить значение письма как средства общения на расстоянии;
- выяснить, какое значение имеет в жизни людей переписка;
- познакомить с композиционными частями письма;
- научить заполнять конверт.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «письмо», «адресат», «адресант», виды писем (личные, деловые) и цель их написания; объяснять орфограммы (правописание безударной гласной в корне, правописание согласной в корне, правила слитного и раздельного написания), пунктограммы (правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, однородными членами);
метапредметные: - регулятивные: способность осознавать цели учебной деятельности, пояснять их, проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- познавательные: способность объяснять языковые явления, связи, отношения, выявленные в ходе анализа текстов писем; определять тему, основную мысль текста; формулировать выводы на основе анализа текстов;
- коммуникативные: владение формами монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими нормами языка; формами управления поведением партнёра (коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать); навыками сотрудничества;
личностные: формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию, воспитание культуры письменной речи на примере жанра письма.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация.
Основные понятия: текст, письмо, эпистолярный жанр, адресат, адресант.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Эмоциональный настрой.
Добрый день, дорогие ребята. Сегодня я хочу поприветствовать вас вот таким значком (слайд№ 2):
- Что это такое?
- Какое настроение передает этот значок?
- Постараемся, чтобы наш урок и настроение на нем соответствовали этому значку.
Запись числа в тетрадях (слайд №3).
II. Актуализация и пробное учебное действие.
- Ребята, а вы используете эти значки?
- Когда и где вы это делаете? (SMS-сообщения, электронная переписка, слайд
№ 4).
- С какой целю вы это делаете? (Выразить чувства, эмоции, настроение).
Творческая практическая деятельность.
Выясним, насколько хорошо вы знаете значение смайликов. На слайде вывожу различные смайлики, ребята определяют их значение (слайд № 5).
II.
Выявление места и причин затруднения.
Практическое задание.
Вместо смайликов употребить в стихотворении подходящие по смыслу слова
(1 человек работает у доски). В словах с пропущенными буква обозначаем и объясняем орфограммы (слайд №6).
III.
Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, а могут ли использованные вами значки, выразить все ваши чувства,
описать их точно, рассказать о причинах вашего настроения человеку, находящемуся далеко от вас? (Нет).
- А что сможет? (Письмо).
Делаем вывод о том, что с помощью одних только значков невозможно передать палитру чувств, подробно рассказать о произошедшем, узнать новости у собеседника.
Записываем тему урока: Письмо (слайд №7).
- А что такое письмо? Словарная работа (слайд №8).
Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому- нибудь. Письмо (от. лат. epistole)– послание; эпистолярный жанр (слайд
№9).
- Что нам предстоит сделать сегодня на уроке? (Познакомиться с правилами написания письма, научиться писать письмо).
История письма.
- Давно ли вы сами писали письмо или получали бумажные письма?
- У кого из вас в семье хранятся бумажные письма?
Выслушав ваши ответы, я поняла, что бумажные письма в современном мире
– редкость.
- Почему? (Их заменили телефон, мобильная связь, интернет (слайд №10).
А вот до середины 20 века бумажное письмо было основным средством общения людей на расстоянии.
- Как родилось письмо? Как выглядели первые письма? Сообщение подготовленного ученика (слайды 11-12).
Первобытные люди, как и мы с вами сейчас, пользовались знаками, рисунками для передачи информации: пиктография, иероглифы, узелковое письмо. (слайд № 13)
И наконец, 3 тыс. лет назад в Финикии придумали простое письмо. В нем не было значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок был буквой. И запомнить их было легко – букв было всего 22. Греки позаимствовали финикийский алфавит, но изменили его: в финикийском алфавите не было гласных букв, только согласные. (Слайд № 14)
От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука. Теперь любой человек может выучить буквы и написать любое сообщение.
- Как вы думаете, какими бывают письма в зависимости от цели их написания? (Личные и деловые, слайд № 15).
- Приведите примеры личных и деловых писем (личные: поздравление, рассказ о чем-либо; деловые: информационные, заявление, благодарность и т.
д.)
IV. Первичное закрепление. Работа с текстом письма.
Предлагаю прочитать письмо А.В. Суворова своему крестнику Александру
Карачаю (слайд 16) и ответить на вопросы (их лучше вывести на доску и прочитать перед чтением письма).
"Любезный сын мой, Александр!
Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках; проявляй пламенную ревность к службе; люби истинную славу; отличай честолюбие от гордости и кичливости; с юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. Будь терпеливым в трудах военных; не поддавайся унынию от неудач. Никогда не презирай своего неприятеля. Знай, в чем заключается сила и в чем слабость врага. Приучайся к неутомимой деятельности. Будь искусным в том, чтобы твои войска никогда не испытывали недостатка в пропитании.
Да возвысит тебя бог до геройства знаменитого Карачая!"
- С какой целью написано письмо?
- К какому виду писем относится? (Дают аргументированные ответы)
- Какова композиция письма (какие части можно в нем выделить, слайд
№17):
1) приветствие;
2) основная часть;
3) заключение (выражение пожелания);
4) дата, подпись (в данном письме отсутствуют).
V. Физкультминутка. (Слайд № 18)
Сели мы писать письмо,
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнем
И немножко отдохнем.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг к другу повернулись,
Очень мило улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два, поприседаем
И работу продолжаем!
VI. Словарная работа (слайд № 19).
Тот, к ко
му
обращаются, – адресат.
Тот, кто обращается, – адресант.
Задание: составьте и запишите предложения с новыми словами.
VII. Практическая работа по заполнению конверта.
Задание (слайд № 20). Читаем и отвечаем на вопрос?
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога» .
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. (А.П. Чехов «Ванька»)
- Найдет ли такое письмо своего адресата? Почему? (Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно указать на конверте точный адрес получателя).
Заполняем конверт (у каждого лежит на столе). Образец заполнения вывожу на слайде (Слайд №21).
Во время заполнения конверта повторяем правописание имен собственных
(орфографическая работа).
VIII. Минутка для настроения («Как это бывает»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашино» (написание письма). Говорим о том, что при написании письма следует соблюдать определенные правила, с которыми будем знакомиться на следующем уроке.
IX. Самостоятельная работа в парах.
Предлагаю разгадать кроссворд (слайд № 22)
Вопросы к кроссворду:
1.
Почту, письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом!
2. Точное место нахождения того, кто отправляет письмо и того, кто получает его.
3. Бумажная упаковка для письма.
4. Тот, кому предназначено письмо.
5. Текст послания, письменное сообщение чего-либо кому-либо.
6. Знак оплаты почтовых сборов, иногда с изображением чего-либо.
7. Цифровой адрес почтового отделения.
8. Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нём живёт.
Дверца узкая под крышей-
Не для белки, не для мыши.
В эту дверь влетают вести, полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят,
Во все стороны летят!
X. Рефлексия и подведение итогов.
- Вот и подошел к концу наш урок. Откройте свои конверты, извлеките карточки со смайликами и выберите тот, который соответствует вашему настроению после урока.
- А теперь самый главный вопрос: у кого появилось желание написать письмо?
- Я рада, что желающих написать письмо в нашем классе много.
Мы продолжим эту работу на следующем уроке.
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание (слайд 23).