Файл: Медицина Древней Руси(ixxiiiвв.) Выполнила Студентка 1 курса.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медицина Древней Руси(IX-XIIIвв.)
Выполнила
Студентка 1 курса
Группы 29 ЛД
Сизова Виктория
Изборник Святослава
Народная медицина
Народ лечился у знахарей, «ведунов»,«бабок», чаще всего прибегая к «заговорам» и «нашептываниям». Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы. Олицетворением болезней и невзгод в славянской мифологии были демонические существа -- Горе и Лихо. Наслать на людей и домашний скот болезни могла и Кикимора -- злой дух дома. Представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и старости, дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей. древнерусский медицина врачевание Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы ( накладывать лубки ), раны с помощью различных мазей, прижиганием. Во врачебной практике использовались растения ( полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т. д.), продукты животного происхождения ( например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески ) и минералы. Целебная сила
3 оружия: слово, лекарство, нож
Выполнила
Студентка 1 курса
Группы 29 ЛД
Сизова Виктория
Изборник Святослава
Народная медицина
Народ лечился у знахарей, «ведунов»,«бабок», чаще всего прибегая к «заговорам» и «нашептываниям». Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы. Олицетворением болезней и невзгод в славянской мифологии были демонические существа -- Горе и Лихо. Наслать на людей и домашний скот болезни могла и Кикимора -- злой дух дома. Представление об удивительных лекарствах, спасающих от болезней и старости, дошло до нашего времени в сказках о живой воде, о молодильных яблоках, о кипящих котлах, искупавшись в которых, старик становился юношей. древнерусский медицина врачевание Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы ( накладывать лубки ), раны с помощью различных мазей, прижиганием. Во врачебной практике использовались растения ( полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т. д.), продукты животного происхождения ( например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески ) и минералы. Целебная сила
- Летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок. Русская баня и до настоящего времени широко применяется в России с убеждением в ее целебной силе и с полным научным обоснованием как профилактического средства
- Значимым для развития монастырской медицины было принятие христианства. Именно тогда появились монастыри , и в них действовали первые в Древнерусском государстве (носили название «лечебницы» и «странноприемницы») общедоступные больницы. Монахи, которые занимались врачебной практикой, использовали знания, почерпнутые из рукописей медицинского и естественно - научного содержания. Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и гуманность. Медицинская помощь, которую оказывали в них, была бесплатной.
- Монастырская медицина включала в себя не только оказание лечебной помощи нуждающимся, но и другие формы оказания помощи – предоставление жилья, пищи, духовной помощи. Она была не только одной из основных форм оказания медицинской помощи широким массам народа, но и утверждала идеалы христианской морали применительно к медицинской деятельности. Монастырские больницы были общедоступными. Монахи занимались не только практической деятельностью, но и переводили греческие и латинские книги медицинского содержания.
- Светская медицина отличалась от монастырской тем, она была платной, ней относились лечцы, существовали целые семейные школы. Лечцы имели свое профессиональное направление: кровопуски, зубоволоки, костоправы. В «лечебниках» (книгах о медицине) встречалось описание болезней: лихорадки, почечуйной болезни (геморрой), даны в них описания некоторым оперативным вмешательствам (резанию): черепосверлению, чревосечению (только на мертвой женщине) с целью спасения жизни ребенка), ампутации. Использовались в качестве хирургических инструментов: пилки, ножи, долота, топоры, щупы, их стерилизовали огнем. Раны обрабатывались водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли. Для извлечения металлических осколков использовались магнит. Для усыпления больного в момент операции применяли мак, сок мандрагоры и вино. Позднее появились сборники лекарств (травники).
- В 1073-1076 гг. появляются медицинские книги «Изборники», в которых подробно описывается труд резальников (хирургов), операции, проводимые ими (ампутирование конечностей, удаление поверхностных опухолей и т.д.), в литературе XII века упоминается о женщинах - лекарках, о бабках - костоправах и массажистках. Все лекари этого периода ценили высоко целебное свойство бани, в ней принимали роды, осуществляли уход за новорожденными, лечили простуду, болезни суставов и кожи
- На Руси процветала хирургия как важнейшая отрасль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, полученных на войне. При описании хирургических операций и действия оружия применялись сходные термины: «разрезание тканей», «распластание телес».
3 оружия: слово, лекарство, нож
- Слово – это "инструмент", необходимый врачу для того, чтобы найти изъян в образе мыслей больного и болезнь пропадет сама.
- Лекарство применяет врач, чтобы облегчить боль страдающего, когда он знает причину страданий, но объяснить больному как ее избежать, он не может.
- Нож применяет врач, когда он не может найти причину болезни, чтобы внести коррективы в поведение больного, и не знает лекарства, чтобы излечить боль. Тогда он берет нож и удаляет следствие далеко зашедшей ошибки. Причина болезни в таком случае остается остаётся и действует в теле, возбуждая новые очаги.
- Общей основой православия и медицины с древнейших времен являлись милосердие и благотворительность. Милосердие, как категория нравственности, родилось вместе с человеческим обществом. В развитии как частной, так и общественной благотворительности большую роль сыграло христианское православие. На Руси никогда не оставляли «умирать» стариков, больных взрослых и детей. Милосердие и благотворительность с древнейших времен связано с медицинской деятельностью врачевателя», об этом говорят многочисленные монастырские больницы, богадельни при монастырях, оказывающие помощь не только больным, но и всем раненым во время войн, во время эпидемий и стихийных бедствий.
- Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: . – М. : Изд. ЦОЛИУВ, 1960. – 400 с.
- История медицины СССР / Под ред. Б.Д. Петрова –М. : Медицина, 1964. -645 с.
- Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории – М. : Изд. Европейский дом, 2003. – 272 с.
- Сорокина Т.С. История медицины. Учебник в 2-х т. М. : Изд-во РУДН, 1992. -386 с