Файл: Стратегии ценообразования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегии ценообразования

Ценовая политика любого предприятия базируется на его стратегических целях. В долгосрочной перспективе стратегической целью большинства фирм и их маркетинговой стратегии является обеспечение прибыли, достаточной для ее процветания, но с минимальным риском (стратегия оптимизации прибыли). Каждой стратегии маркетинга при этом соответствует своя ценовая стратегия.

Стратегия ценообразования предполагает выбор предприятием возможного механизма изменения исходной цены товара, которая в данных конкретных условиях рынка наилучшим образом соответствует целям предприятия.

Все основные стратегии ценового маркетинга можно классифицировать по следующим основным признакам:

1. В зависимости от стабильности цен выделяют:

• стратегию неизменных цен. В этом случае фирма стремится к установлению и сохранению на протяжении длительного времени неизменных цен на свои товары, даже в случае роста издержек производства. Применяя данную стратегию, фирма должна располагать постоянным резервом для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества;

• стратегия изменяющихся цен. В этом случае фирма изменяет цену сразу с изменением издержек производства и спроса. Ее разновидностями являются: стратегия “скользящей падающей цены”, которая применяется вслед за стратегией “снятия сливок” и соответствует маркетинговой цели расширения или захвата рынка; стратегия “роста проникающей цены”, которая является успешным продолжением стратегии “цены проникновения” и применяется для повышения рентабельности и возмещения прошлых затрат, связанных с выведением товара на рынок. Кроме того, повышение цены может быть обусловлено повышением качества товара (использование престижных материалов, отделки, изменение дизайна и стайлинга и т. п.);

2. В зависимости от отражения в цене достигнутой репутации фирмы выделяют:

• стратегию поддержания репутации производителя дорогих высококачественных товаров. Эта стратегия предполагает концентрацию усилий на высоком качестве товаров, установлении высоких цен, рекламировании и сохранении имиджа;

• стратегию сохранения анонимного присутствия на рынке. В этом случае фирма не стремится создавать себе репутацию ведущей марки среди товаров данного типа, работает под маркой оптового или розничного продавца и акцентирует внимание в рекламных кампаниях на сохранении цены.


3. В зависимости от психологического восприятия ценников выделяют:

• стратегию “неокругленных” (“ломаных”) цен. Эта стратегия направлена на установление цен ниже круглых сумм. Она популярна по нескольким причинам: покупателям нравится получать сдачу, им кажется, что фирма очень щепетильна и честна по отношению к ним;

• стратегию “приятных глазу цифр”. Эта стратегия считает целесообразным использовать числовые значения в цене в порядке убывания цифр.

4. В зависимости от учета в цене географического фактора выделяют:

• стратегию установления цены в месте происхождения товара. В этом случае все расходы по доставке товара возложены на покупателя;

• стратегию единой цены с включенными в нее расходами по доставке. В этом случае используется единая цена для любых покупателей независимо от их удаленности (в ней уже заложена средняя сумма транспортных расходов);

• стратегию установления зональных цен. Эта стратегия предполагает выделение нескольких зон и назначение для покупателей в пределах этой зоны своей цены;

• стратегию установления цены базисного пункта. В этом случае выбирается какой-либо базисный пункт отгрузки и с покупателей взимается цена, включающая расходы по доставке до этого пункта;

• стратегию установления цены с принятием на себя расходов по доставке. Эта стратегия применяется “в убыток” себе в основном для проникновения на новые рынки или для временного удержания своего положения на рынке в связи с острой конкуренцией.

5. В зависимости от оценки покупателями экономической ценности товара выделяют:

• стратегию ценового прорыва (цена проникновения). Эта стратегия предполагает установление более низких цен, чем заслуживает товар с данной экономической ценностью. При этом получение большей массы прибыли достигается за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка. Применение этой стратегии приводит к падению привлекательности рынка для конкурентов, давая фирме преимущество во времени для закрепления на рынке;

• стратегию “снятия сливок”. Эта стратегия направлена на кратковременное конъюнктурное завышение цен с целью максимизации прибыли. Сопровождается установлением цен на уровне более высоком, чем должен стоить товар с данной экономической ценностью. При этой стратегии сохраняется высокая прибыльность продаж в более узком сегменте рынка. Ее применение позволяет в краткий срок возместить маркетинговые расходы. Однако это может вызвать отток клиентов к конкурентам, не давая времени фирме закрепиться на данном рынке. Если рынок “принял” предложенную высокую цену, то это дает фирме определенные перспективы;



• нейтральную стратегию ценообразования. Она направлена на установление цен исходя из соотношения “цена/ценность”, которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.

6. В зависимости от характера ценовой дифференциации выделяют:

• стратегию дискриминации по группам покупателей. Эта стратегия предполагает применение более низких цен для разных категорий населения в зависимости от уровня их доходов на ряд коммунальных услуг, при посещении музеев и кинотеатров, при пассажирских авиа- и железнодорожных перевозках;

• стратегию дискриминации по местонахождению. В этом случае в разных местах товар реализуется по разным ценам, хотя расходы, связанные с его предложением, одинаковы (например, различная цена театральных и кинобилетов в разных частях зрительного зала);

• стратегию дискриминации по времени. Эта стратегия предполагает использование разных цен в зависимости от сезона (например, тарифы на железнодорожном транспорте и междугородные переговоры);

• стратегию дискриминации по вариантам представления товара. В этом случае разные варианты товара продаются по разным ценам, которые не соответствуют затратам (например, продажа одной и той же минеральной воды в качестве питьевой и в качестве косметического средства с многократной разницей в цене).

Снижение цены при дискриминационном ценообразовании применяется в основном продавцом в случае, когда большая часть товара обычно продается им по большей цене, а все затраты обеспечивают ему необходимую прибыль.

7. В зависимости от характера взаимосвязанности товаров в рамках товарной номенклатуры выделяют:

• стратегию установления цен на товары, взаимосвязанные с точки зрения издержек производства. Такая стратегия применяется на товары, по которым изменение объема производства одного вызовет изменение затрат на производство другого (речь идет о побочных продуктах производства в мясоперерабатывающих, металлургических, нефтехимических производствах). Эта стратегия дает возможность снизить цену на основной товар, что делает его более конкурентоспособным;

• стратегию установления цен на товары, взаимосвязанные с точки зрения спроса. Применяется эта стратегия на взаимодополняющие и вспомогательные товары, без которых основной товар бесполезен. Производители зачастую устанавливают высокие цены именно на обязательные принадлежности, а на основные товары – относительно низкие. Этот прием позволяет получать высокие прибыли за счет продажи обязательных принадлежностей.


8. В зависимости от поведения по отношению к конкурентам выделяют:

• стратегию “преимущественной цены”. Применяется для достижения преимущества по отношению к конкурентам. Различаются два варианта: в одном случае цена выше, чем у конкурента, и компенсируется преимуществом по качеству; во втором – цена более низкая, чем у конкурента, за счет более низких издержек;

• стратегию “следования за конкурентом”. Эта стратегия основана на копировании поведения фирмы ценового лидера. Различают два вида лидерства по ценам: доминирующее, когда одно крупное предприятие конкурирует на фоне множества малых и средних; барометрическое, когда группа равных конкурентов признает одного из них лидером.