Файл: Тема Экономическая психология как отрасль психологической науки .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[gl] Тема 1. Экономическая психология как отрасль психологической науки [:]
Цель лекции: актуализировать основные понятия и теоретические положения курсов «Общая психология», «Экономическая теория»

Ключевые понятия: экономика, экономическая психология; микроэкономические процессы, макроэкономические процессы; экономическое поведение индивида; экономическое поведение населения

Вопросы:

  1. История становления экономической психологии как самостоятельной области знания.

  2. Определения объекта и предмета экономической психологии. Категории экономической психологии.

  3. Краткая характеристика методов исследования экономической психологии.



1. Экономическая психология - научная дисциплина, находящаяся на стыке экономической теории и психологии, изучающая психологические закономерности, факты, механизмы экономического поведения людей.

Во второй половине XX в. потребность в формировании экономической психологии как полноценной, интегративной дисциплинарной науки стала очевидной. Экономическая практика все чаще свидетельствовала о том, что деловая жизнь не всегда строится лишь на основе рациональных установок (по которым, как это следовало из выводов неоклассической экономической теории, она должна была развиваться). Эмоциональный, психологический фактор порой играет решающую роль. Это приводит к тому, что достаточно многие экономические решения принимаются на базе не столько логической, сколько эмоциональной оценки.

В связи с этим в обществе постоянно нарастало стремление познать закономерности формирования психологической ориентации, установок взаимодействующих партнеров. Интерес был обращен к таким явлениям, как ощущения, интуиция участников сделок, их понимание себя и окружающих, умение решать конфликты. Все важнее становилась задача предугадывания возможной нерасчетливости, непредсказуемости поведения партнеров и конкурентов. Прагматические и чисто научные потребности стали предпосылкой постепенного формирования единой, гомогенной дисциплины экономической психологии.

Данное научное поле постепенно начало объединять отдельные направления прикладной экономической психологии. Положительная сторона этого процесса состояла в том, что экономическая психология, выступая в форме цельной науки, позволяла более глубоко понимать (а также предугадывать) влияние психологических факторов не только на микроэкономические, но и на макроэкономические процессы.


В настоящее время сложилось мнение, что наиболее целесообразная структура новой науки должна представлять собой ядро (общая экономическая психология), дополненное несколькими практическими научными направлениями. Однако хотя данная тенденция и начала проявляться на практике, процесс идет не столь однозначно.

Некоторые прикладные направления экономической психологии, возникнув первоначально как самостоятельные виды исследований и найдя свою нишу, не желают становиться составной частью более общей дисциплины. Поскольку формирование экономической психологии как единой науки еще не завершено, неизбежно возникают определенные методические сложности в вопросе об обозначении предмета и объекта ее исследования.

Истоки экономической психологии - в трудах знаменитых экономистов:
Адама Смита (1723-1790), признанного основателем экономики как самостоятельной науки, Альфреда Маршалла (1842-1924) - создателя микроэкономиче­ской теории, Джона Кейнса (1883-1946) - автора теории макроэкономи­ки.

В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономиче­ского человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эго­изм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды. Идея «экономического человека» длительное время доминировала в экономиче­ской психологии, принимая все новые формы. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.

Экономическая психология как область психологического знания начала формироваться в начале XX в. Источники возникновения:

1. Исследования в области психологии труда.

Объектом исследования было рабочее место, которое рассматривалось в психологии в виде механической системы – набора и компоновки инструментов и приспособлений, необходимых для выполнения профессиональной деятельности. Такой подход позволял накапливать психологические данные в целях со­вершенствования организации труда, профессионального обучения, отбора, адаптации, но не способствовал динамичному развитию этой отрасли психоло­гии.

2. Исследование субъекта труда, как активной составной части хо­зяйственной или экономической деятельности.

Впервые подход к рассмотрению проблем экономической психологии был намечен 

Г.Мюнстербергом, немецким ученым, инициатором психологического исследования микроэкономических отношений: организации труда, монотонности труда, степени справедливости получаемой оплаты), который решил использовать психологические факторы для то­го, чтобы оказать содействие осуществлению экономически ценных задач.

Первая волна исследований по экономической психологии связана с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 году вышла его двухтомная работа «Экономическая психология», где впервые применялся новый для науки термин. В ней он рассмотрел некоторые основные категории этой дисциплины.

Вторая волна исследований развернулась в 40-50 гг ХХ века. Она связана с именами американского психолога Дж. Катоны. Изучая поведение потребителей, он стал одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии.

Примерно в это же время французский исследователь П. Рейнольд изучал проблемы предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран.

В 70-е гг создается Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии.

В настоящее время в международной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:

  • Психология денег,

  • Психология занятости,

  • Психология потребления,

  • Психология накопления,

  • Психология экономического поведения,

  • Макроэкономическая психология,

  • Психология предпринимательской деятельности,

  • Психология принятия решений в хозяйственной деятельности.

В России интерес ученых длительное время был в ос­новном сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономи­ческой психологии в отличие от психологии труда, промышленной психо­логии и других отраслей психологического знания, исследующих произ­водителя, состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве. Объективными звеньями, опосредующими связь двух неотъем­лемых сфер хозяйственной жизни - производства и потребления, явля­ются заработная плата и цена, налоги и доходы и другие экономические категории, которые тем не менее имеют психологический смысл, психоло­гическую составляющую.

2. А.И. Китов
 (1987 г.) утверждает, что предметом экономической психологии являются закономер­ности психического отражения общественных отношений, складывающихся в процессе произ­водства. Он считает, что «руководитель не может не учитывать психологии людей. Следовательно, ему необходим такой тип знаний, в котором экономические механизмы хозяйствования опосредовались бы особенностями восприятия людей, психологической оценкой этих методов».

 Экономическая психология в основе своей предметна, т. е. является наукой, выделяемой по признаку наличия собственного, весьма специфического предмета. Психологическая экономика же в этом плане объект­на, ибо представляет собой не более чем своеобразное приложение психологи­ческих знаний к анализу экономических отношений, проекцию психологии на экономику.

Прежде всего, следует признать тот факт, что существуют два подхода к данной дисциплине. Их различие состоит в масштабности позиций: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро- или макроэкономический ракурс.

В первом случае предметом науки является экономическое поведение индивида, группы, социального слоя в масштабах рабочего места, производственного участка, фирмы, концерна, а во втором - экономическое поведение населения, государства.

Экономическая психология изучает психологические установки, стереотипы экономического мышления людей, семей, социальных групп и слоев населения, оказывающие значительное влияние на восприятие ими экономической действительности и экономическое поведение.

Предметом экономической психологии является экономическое сознание, понимаемое как высший уровень психи­ческого отражения экономических отношений общественно развитым человеком; экономическое мышление, экономическое самосознание и экономическое поведение участников рыночных отношений.

Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организа­ция, государство или нация, т.е. 
объект исследования экономической пси­хологии может быть представлен на разных уровнях - микро, мезо и макроэкономическом.

Структура экономической психологии включает в себя три крупных раздела, рожденных тремя типами экономи­ческой реальности, а именно:
- рынок (психология потребителя и психология ве­дения хозяйства);
- бизнес (поведение и психологические особенности предпринимате­ля, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и пр.);
- отношения «общество - гражданин» (налоги, прибыли, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической поли­тики).

Проблематика экономической психологии включает ряд актуальных вопросов:

  • Рациональность принимаемых экономических решений и их мотивация;

  • Анализ экономической ситуации в той или иной стране с учетом менталитета, национальной психологии, традиций того или иного народа.

  • Проблема совместимости предлагаемых моделей экономического развития и поведения с традиционными, устоявшимися моделями хозяйственного поведения.

  • Выявление социальных ценностей и психосоциальных норм, определяющих особенности экономического поведения в данном обществе или большой социальной группе.

  • Прогнозирование социально-экономических процессов. Экспертиза принимаемых решений в хозяйственной политике.

  • Структура, пути ведения социальных инноваций, подготовка общественного мнения к их восприятию.

  • Изучение и прогнозирование экономического поведения людей в условиях перехода к рыночным отношениям с учетом исторических, культурологических, политических и других традиций, нравственных норм общества.

Экономическая психология включает следующие задачи:

• восприятие и мышление субъекта хозяйственной деятельности в обычных и изменяющихся экономических ситуациях;

• стратегия и тактика экономического поведения на разных уровнях стабильности;

• поведение субъекта в инфляционных, инвестиционных, конфликтных, рефлексивных, девиантных (отклоняющихся) процессах;

• взаимодействия и адаптация субъекта хозяйственной деятельности;

• зависимость установок индивида в потреблении, производстве, обмене от идеологии и ментальности;

• факторы, образующие рациональные и иррациональные формы доверия субъекта экономических процессов;