Файл: Экономические методы управления в системе здравоохранения и на уровне медицинских организаций по дисциплине.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Ценообразование в системе здравоохранения
Одной из основных проблем экономики здравоохранения является ценообразование, от которого зависят реальные доходы медицинских учреждений, а, следовательно, и их возможности реализовать определенных спектр медицинских услуг. Процесс ценообразования в здравоохранении определяется соотношением стоимости товаров и услуг и возможностями финансирования их оплаты из различных источников, разрешенных законом.
В здравоохранении используется затратная модель. Наиболее распространено определение цены по затратам производителя (издержкам). Формула расчета цен по этой модели имеет следующий вид:
Ц = С + П + Н
где С - себестоимость продукции;
П - нормативная или расчетная прибыль;
Н - надбавки или скидки к цене.
При этом себестоимость, как правило, складывается из затрат двух различных видов:
- материальные и приравненные к ним затраты (М);
- зарплата (З) с начислениями на социальное страхование (СС) и накладными расходами (НР) - командировками, оплатой труда вспомогательного персонала, расходами по содержанию и оснащению помещений и др.:
С = М+ З + СС + НР
Состав затрат, включаемых в себестоимость и относимых к прибыли, устанавливается правительством в нормативных документах. Это необходимо, в частности, для функционирования налоговой системы.
Когда цена прогнозируется (до акта продажи), прибыль еще неизвестна, так как товар не реализован. Поэтому для определения нормативно-расчетной прибыли используется такая категория, как рентабельность, или относительная прибыль.
При расчете цен чаще пользуются величиной рентабельности (Р) в виде отношения прибыли (П) к себестоимости (С).
Р = П/С,
В отечественной экономике принято выражать рентабельность в процентах:
Р = П/С*100%.
Принципы ценообразования:
- цена должна отражать необходимые затраты труда на производство товаров и услуг, их потребительские свойства и качества;
- цена должна обеспечивать компенсацию затрат и получение прибыли нормально работающему производителю;
- цена должна стимулировать снижение затрат;
- цена должна стимулировать улучшение качества продукции, товаров и услуг.
Заключение
Таким образом, основным направлением деятельности экономических методов управления в
здравоохранении и медицинских организаций, в частности, является создание общих для всех звеньев экономических стимулов и обеспечение их функционирования по согласованным правилам. Основным результатом использования экономических методов является более широкое внедрение ресурсосберегающих технологий, включая управление, и оптимизацию структуры и функций отрасли.
Список литературы
-
Тинасилов М.Д., Уркумбаева А.Р. «Экономика и финансирование здравоохранения». Учебное пособие. 2019 г. -
Иванченко И.В. «Пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения». Статья. -
Ильясова А.Р. «Основы экономики здравоохранения». Учебное пособие. 2019 г. -
В.В. Уйба, В.М. Чернышев, О.В. Пушкарев, О.В. Стрельченко, А.И. Клевасов «Экономические методы управления в здравоохранении» – Новосибирск – ООО «Альфа-Ресурс» 2012. – 314 с. -
А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» УЧЕБНИК И ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВУЗОВ.