Файл: Урока Педаго г РомановаЛариса Ивановна Предмет география класс 11 Тема урока Китай Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспекта урока

Педагог : РомановаЛариса Ивановна

Предмет : география класс 11

Тема урока: Китай

Тип урока:изучение и первичное закрепление нового материала.

1. Организационный момент, включающий:

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе:

- подготовиться к осознанному восприятию темы урока.

Цель и задачи, которые хочет учитель достичь на данном этапе:

- предметные:сформировать представления о регионе; развитие познавательного интереса и географического мышления учащихся.

- метапредметные: развивать умение корректировать задачи урока, структурировать их.

- личностные: формировать умение определять цели и задачи работы на определённом этапе урока для каждого ученика; воспитание географической культуры учащихся

Описание методов организации работы учащихся на начальном этапе:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас в гостях представитель уже известной Вам турфирмы «Глобус»! И в начале урока она хотела бы к вам предложить свои услуги, ведь впереди пора каникул.



- Скажите, пожалуйста, куда Вас пригласила Полина?

- Какой регион мира, она так вам прорекламировала?

-Сегодня у нас с вами необычный урок, мы совершим путешествие в одну из стран Зарубежной Азии.
А начну урок я с эпиграфа:
В кругу России, Казахстана,

Кореи, Индии, Бутана

Страна простёрлась вековая,

Таинственная, не простая.

Раскинула свои владенья

И процветает с вдохновеньем…

Ты не вздыхай, а отвечай: -

Как земли те зовут? ...(Китай)

                                       Владимир-Г. Ступников

Это удивительная и сказочная страна с необычной историй, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? В чем значимость для нас?


Какой вклад Китай в мировой цивилизации?

-Чем привлек к себе регион?
- Изучая социально-экономическую географию стран, регионов.Какой алгоритм работы вы должны использовать при изучение данного региона.
-А помогут нам в этом наши помощники-экскурсоводы.
Путешествие в Китай - это не только не передаваемые впечатления.Для пытливого путника это возможность прикоснуться к древней мудрости удивительного народа, взглянуть на мир по-новому, многому научиться.Нужно только выбрать свой путь, широко раскрыть глаза и впустить в свое сердце эту потрясающую страну.

Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по Китаю.

Приложение1

Приветствие учителя


Ученица: представляет презентацию мини проекта

«Путешествия по Китаю»( не называю региона путешествия)

Предполагаемый ответ детей:

Регион Восточная Азия,страна-Китай.
Формируют задачи, необходимые для достижения цели.
Цель и задачи нашего урока: Понять и узнать эту особенную страну, выявить основные черты экономико- и политико- географического положения, проблемы использования территории и природно-сырьевых ресурсов, особенности населения – его культуру, традиции, обычаи, быт и нравы, а также объяснить в чем «экономическое чудо» этой страны, ее достопримечательности.

Ответы учащихся.

Основные пункты плана:

  • ЭГП

  • Природные условия и ресурсу региона

  • Население

  • Хозяйство

Культура,традиции

Презентация к уроку «Китай»

Посмотрите на план нашего путешествия.

1.Визитная карточка страны.

2. Экономико-географическое положение страны.

3. Природные условия и ресурсы.

4. Население.

5. Традиции и культура.


Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в ритм урока.

Методы:

  1. Эвристическая беседа с учениками.

  2. Совместный анализ рассуждений учеников, подвести учеников к теме и задачам урока.

Результаты:

  1. Возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  2. Определение цели и темы урока, направления учебной деятельности.


2. Изучение нового учебного материала.

Определение цели и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе:

- предметные:сформировать у учащихся представление о Китаии, об особенностях, ЭГП, населении, специализации хозяйства, о внутренних различиях внутри региона.

- метапредметные: отрабатывать умения использовать разные источники знаний.

- личностные: развивать умение анализировать, выделать главное.

Основные методы мотивирования учебной активности учащихся:

- выполнение творческих заданий.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

- Я вам предлагаю работать группой в количестве пяти человек. Роль каждого в группе определите самостоятельно. Для работы мы будем использовать разные источники: текст учебника, атласы, дополнительную литературу и интернет.

Время на подготовку 3 минуты. Время выступления до 5 минут.

Во время урока работать в опорном конспекте. (Приложение2)

История государства

Сейчас урок продолжит мой гид. Настя расскажет об истории государства.

(Сообщение учащегося)

Слово “Китай” произошло от названия племени киданей, которые правили в северном, когда произошли первые контакты европейской и китайской цивилизаций. В европейские языки это слово первоначально пришло как Catai – это название Китаю дал Марко Поло во время своего путешествия в Азию. Буквально слово Китай означает: “срединное государство”. В настоящее время официальное название страны – Китайская Народная Республика



Заселение государства началось со Среднекитайской равнины, с бассейна реки Хуанхэ. Отсюда древнее название Китая «Чжунго» или Срединное царство.

Слайд-1

На территории Китая существовала одна из самых древних и самых великих цивилизаций, письменные памятники которой насчитывают 4000 лет. Среди многочисленных достижений этой цивилизации – изобретение бумаги, шелка, пороха, фарфора, компаса.


Слайд-2
В Европе первые сведения о Китае были получены благодаря купцам, которые доставляли товар по Великому шелковому пути.



Слайд-3
Первая организованная экспедиция в Китай была отправлена королем Людовиком XIV в 1245 году. Вскоре там появился венецианец Марко Поло, составивший первые письменные сведения о Китае.

В эпоху Великих географических открытий европейцы стали в Китае частыми гостями.



Слайд-4
Первые русские путешественники достигли Пекина во времена Ивана Грозного, а с 1711 года там разместилась Русская духовная миссия, и с этого времени российско- китайские связи никогда не прерывались.

В XIX веке европейские страны, в том числе и Великобритания начали превращать Китай в свою колонию. В 1841 году Великобритания получила в своё владение остров Гонконг.

В 1997 г. после 99-летней apeнды Великобритания возвратила Китаю свое последнее владение в Азии - небольшую, но очень важную в политическом, тopгoво-экономическом и финансовом отношении территорию Гонконгa. Сянган (так китайцы называют Гонконг) был провозглашен Специальным административным районом в составе КНР с сохранением eгo особого статуса в течение 50 лет. (с Тайванем), В конце 1999 г. под сувepeнитет Китая перешел также Аомынь - еще одна небольшая территория на юге страны, последний осколок бывшей португальской колониальной империи.



Слайд-5

В административно- т е р р и т о р и а л ь н о м отношении Китай подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), некоторые из них имеют население, превышающее население самых крупных стран зарубежной Европы, пять автономных районов и четыре города цeнтрального подчинения - Шанхай, Пекин, Тянцзинь и Чунцин.

В 1911 году была свергнута последняя династия Цинь и образована Китайская Республика, а в 1948 году к власти в стране пришли коммунисты во главе с Мао Цзедуном.
1 октября 1949 года провозглашена Китайская Народная Республика.
На начало XXI века сохраняется ведущая роль компартии. Согласно конституции 1982 года, Китай – социалистическое государство демократической диктатуры народа. Глава государства – Председатель Ху Цзиньтао.
- Спасибо.

За небольшой промежуток времени Китай из полуфеодальной и полуколониальной страны превратился в мощную индустриально-аграрную державу.

Что такое «китайская модель развития» и существует ли она вообще? Этот вопрос сегодня обсуждается во всем мире.Высокие темпы роста, «кризисоустойчивость» страны и уникальная политическая и социальная системы приковывают пристальное внимание мировой общественности, стремящейся понять, какие уроки можно /и можно ли?/ извлечь из китайского опыта.

Назовите особенности ЭГП Китая, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны.

Слайд-6

Китай, официальное название Китайская Народная Республика, сокращенное название КНР – государство в Центральной и Восточной Азии, на западном побережье Тихого океана. Это третья по площади страна на земном шаре. Столица - город Пекин.

- Назовите моря, омывающие берега Китая

(КНР омывается Бохайским заливом, желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями).

- Есть ли крупные острова в прибрежной зоне?

(В прибрежной зоне насчитывается более 5 000 островов, среди которых самые крупные – Тайвань и тропический остров Хайнань).

Благодаря речному пути по Янцзы, глубинные районы также имеют выход к морю.
С запада на восток страна протягивается на 5,7 тыс. км, а с севера на юг - почти на 3,7 тыс. км. По общей длине сухопутных г р а н и ц  (22 тыс. км) Китай занимает первое место в мире..

Китай граничит с 15 государствами и территориями.

- Пользуясь картой атласа на с. 2-3 назовите «северных» соседей Китая (Монголия и Россия)

- назовите «морских» соседей КНР (Япония, Филиппины)


Слайд-7
- С каким государством граница проходит по реке?(Россия)

С какими госудаствами граница проходит по гонным массивам? (Индия, Непал, Бутан)

- Сравните Китай по числу соседей с Россией (17 ), Индией (8), КНДР ( 2)

Столько сухопутных соседей, как Китай, не имеет ни одно государство, кроме России. Вывод: Китай занимает выгодное ЭГП.


Благоприятные

Неблагоприятные

выход к морям и океану

изолированность

близость к берегам Азии

удалённость от большинства стран сырья и сбыта продукции

большая береговая линия




Соседское положение сМонголией, , Россией,Корея,Индия,Киргизия,Таджикистан,Непал






Работа с картой атласа стр. 29

-Какие формы рельефа преобладают? (Горы)

Китайцы с особой любовью и очень бережно относятся к родной земле. Слайд 8

Китай… Древняя и немного загадочная страна... Для большинства из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве, для кого-то она началась со сказки об искусно сделанном соловье, жившем во дворце китайского императора, для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев - компасе, порохе и бумаге, и, конечно, многие хотели познакомиться с этой страной поближе...

Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян?

Население

Слайд 9-11

Вам предстоит самостоятельно найти основные сведения о населении и демографической политике страны. (Работа с технологической картой и опорным конспектом)

Используя текст учебника стр. 242-243, карты атласа стр. 10,11,12-13,14,15 заполните пункт «Население» опорного конспекта (работа в группах) Слайд 12
Вот уже в течение двух тысячелетий Китай остается самой многонаселенной страной на земном шаре. Не случайно одно из китайских изречений гласит: «Жэнь шань, жэнь хай», что означает: «горы людей, море людей». Каждый пятый человек на земле — китаец.

В январе 20021 года население Китая перевалило за 1млрд.5 00млн.человек. Социологи говорят, что этот рубеж мог быть преодолен еще 4 года назад, если бы не жесткая демографическая политика, о которой вы уже знаете. Благодаря такой политике Китай за короткий срок перешел от втopoгo к первому типу воспроизводства населения, вступив в третью фазу демографического перехода. Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации Китая, однако страна начала резко стареть. Как считают экономисты, в скором времени стране будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров.

Еще одна проблема: заводя одного ребенка многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться.

Китай – многонациональное государство. Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как подавляющее большинство населения Китая (92%) составляют китайцы (самоназвание - «ханы», или «ханьць»), остальные народы обычно называют национальными меньшинствами. Ханьцы заселяют всю восточную половину страны.

Согласно Ethnologue, в Китае насчитывается 236 языков: 235 живых и один исчезнувший (чжурчженьский). Различия между ними настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифической письменностью, которая доступна китайцам, говорящим на разных диалектах. Кроме того, в годы народной власти был разработан единый национальный язык «путунхуа» («общепонятный язык»), в основу которого положен пекинский диалект. Но неграмотных в стране еще около 180 млн человек.



Слайд13

Самые распространенные религии в КНР: конфуцианство, даосизм и буддизм (ламаизм). Некоторые жители на северо-западе страны исповедуют ислам. Но в целом население Китая трудно назвать религиозным (Китай – по-прежнему социалистическая страна).

Игра. Чтобы убедиться, как сложен китайский язык попробуйте сказать скороговорку из названий китайских городов. Итак, по-очереди встаем и очень быстро называем город — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, Ухань, Харбин, Сянган, Чженьчжоу, Ганчжоу, Куньмин.

Как и для других стран региона, для Китая очень xapaктepны большие контрасты расселения.




Слайд14

По доле горожан Китай еще недавно относили к числу слабоурбанизированных стран. Но «городской взрыв» затронул и его. Ныне по общему числу городских поселений, больших городов (500) и городов-миллионеров (50), а также по абсолютному количеству горожан (515 млн) страна занимает первое место в мире. Однако Китай держит мировое первенство и по числу деревень, которых здесь примерно 700 тысяч!

Определите по карте названия крупных городов Китая. (Записываются названия на доске).



Слайд15

Где сосредоточена большая часть населения? (Почти 90% жителей coсредоточено на 1/3 части территории страны- побережье океана).

Китайский народ, длительное время проживая в крайне нищенских условиях, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера.



Слайд16
Во-первых — это значительная склонность к накоплению, оставлению запасов на «черный день». Не менее важная черта склонность к перенятию позитивного опыта, как местного, так и внешнего, склонность к предпринимательству, умение конкурировать, как так местном, так и международном уровне, исполнительность и трудолюбие.


В современном мире КНР занимает второе место по объему ВВП.  Как вы думаете, что помогло КНР сделать такой рывок в экономике?


Хозяйство.

Каковы же предпосылки бурного развития Китая? Главные причины экономические. В стране была проведена широкомасштабная экономическая реформа с целью обеспечения роста и развития экономики. Колоссальный природно-ресурсный потенциал Китая, естественно, способствовал реализации намеченных реформ также, как резерв трудовых ресурсов. Эти условия потенциально уже дают ему право стать лидером мировой экономики, по всем прогнозам к 2020-2030 гг.

В чем заключается специфика китайской модели развития экономики?

По прогнозам лауреата Нобелевской премии в области экономики профессора Спенсера высокие темпы развития китайской экономики носят долгосрочный характер и сохранятся по крайней мере еще 25 лет.

Используя текст учебника на с. 238 – 239 и дополнительный материал, докажите, что Китай – мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. У вас есть 4 минуты на изучение данного материала.

(Работа в группах)

Культура и традиции китайского народа.

Китай– страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства.

  • Китайский фарфорСлайд №16,17

  • Порох Слайд №18

  • Китайская стена Слайд №19

  • Китайский шёлк Слайд №20

  • Китайская кухня Слайд №21

  • Цветение сакуры Слайд №22

  • Бумага Слайд-№23

  • Компас Слайд№24


Учащиеся выступают с сообщениями (опережающее домашнее задание, на фоне тихой китайской музыки) (Приложение7.)

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране ,где люди достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Кто же они китайцы? Что ими движет? Как они превратили свою страну в высокоразвитую державу? На эти вопросы мы ответим на следующем уроке. А вы можете поразмышлять над ними дома.

Мировые изобретения

Первичное закрепление знаний.

Блиц – опрос:

Тестирование

(Приложение8.)

1 группа: (Приложение 3) ЭГП

2 группа: (работа с интернетом, ноутбук)

ПУ и ПР
3 группа: (Приложение 4) Население

Покажите диаграммой структуру расового состава населения Китая

( ноутбук)

4 группа: (Приложение 5) Хозяйство

5 группа: (Приложение6) Культура,традиции

Предполагаемый ответ детей:



  • Средняя плотность населения-341 чел/км².

  • Национальный состав - однороден, 99% японцы.

  • Уровень урбанизации- 76%.

  • Религиозный состав- буддизм, синтоизм.

  • Естественный прирост населения-0,16 чел/тыс.

  • Тип воспроизводства населения - первый.

  • Основные районы размещения населения - на приморских низменностях и в долинах рек.

  • Самый низкий показатель детской смертности- 4 на 1000 человек. Слайд №13

  • Средняя продолжительность жизни-женщин 82 года, мужчин- 76 лет.Слайд №14

(Ответы учащихся: образ жизни, внешняя среда, биология человека, здравоохранение)

Одним из факторов, влияющих на продолжительность жизни, является - образ жизни людей. Расскажите, что вы знаете об образе жизни китайцев. Слайд №15

( Ответы учащихся сопровождаются дополнениями учителя).

  • Свежие продукты

  • Отношение к жизни

  • Доброжелательность

  • Привычка ходить

  • Гигиена


Вывод:КНР – социалистическая страна, которая развивается в последние годы быстрыми темпами. Здесь провозглашена и реализуется программа модернизации промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники

Вывод: Итак, китайская экономика создает колоссальный спрос на сырье, промышленное и строительное оборудование, технологии. Китайские рынки за счет повышения спроса населения сейчас являются самыми перспективными в мире.

Ответы учащихся
Ответы: Выдвижение гипотезы

Гипотеза.  Считаем, что демографическая и экономическая политика Китая  явилась  фактором воздействия на развитие страны.

 


Методы: практический, теоретический, обобщение и структурирование знаний

Результаты:

1.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

2. Обобщение и систематизация знаний.

3.Определяются с последовательностью своих действий и распределяют задания между членами группы.

Рефлексия.Частичная проверка. Приложение.


Ответы:

– страна является нашим соседом;

– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;

– освоение космоса и разработки ядерного оружия;

Вывод. Таким образом, Китайская цивилизация насчитывает 5 тысяч лет, а КНР всего 58. Столь длительная и сложная история накладывает отпечаток на все стороны жизни китайского народа.

Почти 90% жителей coсредоточено на 1/3 части территории страны- побережье океана).

.

Вывод: - Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Вспомним одну из них.



3. Закрепление учебного материала:

Постановка учебной цели для учащихся: учащиеся должны уметь применять разные источники информации для достижения поставленных задач.

Определение цели и задач, которые ставит перед собой учитель: предварительная проверка уровня овладения знаниями и умениями.

Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учебного материала: правильные ответы на вопросы.

Описание методов мотивирования:

- рефлексия поведения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Для закрепления предлагаю в течение 3 минут выполнить небольшую тестовую работу. Выполняете в бланках теста.
Поменяйтесь тестом с соседней группой, оцените работу со шкалой правильных ответов и поставьте оценку. Ребята, если есть ошибки, обратите внимание, на каких вопросах. И не огорчайтесь. Значит еще что мы с вами должны изучить дома и на следующих уроках.
А теперь оцените работу в группе. Как на Ваш взгляд

каждый из вас работал на данном уроке?

Физминутка «Упражнения для глаз»
Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни китайцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни.

И последний этап нашей работы – «Синквейн» (Приложение9)

А сейчас я прошу вас высказать свое отношение к изучаемой стране и вашей работе на уроке.

  • первая строка содержит одно слово - название темы урока;

  • вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;

  • третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке;

  • четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке

  • последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке.

(Несколько синквейнов зачитываются)
Сегодня мы с вами познакомились со страной, которая последние годы совершила фантастический экономический рывок, тем не менее, среднедушевые показатели Китая невысоки. Возвращаясь к началу нашего урока, как вы считаете, подтвердили мы гипотезу о том,  что демографическая и экономическая политика Китая  явилась  фактором воздействия на развитие страны. Или у вас есть другое мнение? Почему?


На этом мы с Вами, ребята, заканчиваем путешествие по Китаю. Я думаю, что у Вас появился большой интерес к Китаю и китайцам, к их образу жизни, складу ума и характера. 
Китай для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран Азии. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. 
Поэтому Вы и познакомились поближе с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветка Пион
И последнее, кого заинтересовала эта удивительная страна, можете посетить ее! Мы связались с турфирмой г. Бийска.

Мифологическим символом Китая является дракон, который в Поднебесной, был существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Даже императорский трон именовался “драконьим престолом”. На гербе государства также красовался дракон.

Подведение итога.Выставление оценок.

Выполняют работу группой.
Проверяют правильность выполнения экспресс теста.


Оценивают работу в группе индивидуально.

Итог урока:

Китай – удивительная страна с длительной историей, своеобразной культурой и философией. Здесь мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство! Сегодня мы получили лишь самое общее представление о стране, но хочется верить что оно не оставило вас равнодушными и породило желание более подробно познакомиться с ней.

Ответы учащихся.

Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.






4. Задание на дом

Постановка целей самостоятельной работы для учащихся: учащиеся должны уметь систематизировать материал ….

Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом: проверить умения учащихся использовать.

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания:размышление .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

- Запишите домашние задание:

Чтение текста учебника.

Приготовить вопросы к конкурсу «Ты мне - Я тебе»

Предлагаю Вам еще раз проанализировать пословицу: «Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий», используя исторические факты отношений КНР и России в  XX веке.


Записывают задания в дневник.

Результаты:

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


Приложение1

Заселение государства началось со Среднекитайской равнины, с бассейна реки Хуанхэ. Отсюда древнее название Китая «Чжунго» или Срединное царство.
На территории Китая существовала одна из самых древних и самых великих цивилизаций, письменные памятники которой насчитывают 4000 лет. Среди многочисленных достижений этой цивилизации – изобретение бумаги, шелка, пороха, фарфора, компаса.

В Европе первые сведения о Китае были получены благодаря купцам, которые доставляли товар по Великому шелковому пути.
Первая организованная экспедиция в Китай была отправлена королем Людовиком XIV в 1245 году. Вскоре там появился венецианец Марко Поло, составивший первые письменные сведения о Китае.

В эпоху Великих географических открытий европейцы стали в Китае частыми гостями.
Первые русские путешественники достигли Пекина во времена Ивана Грозного, а с 1711 года там разместилась Русская духовная миссия, и с этого времени российско- китайские связи никогда не прерывались.

В XIX веке европейские страны, в том числе и Великобритания начали превращать Китай в свою колонию. В 1841 году Великобритания получила в своё владение остров Гонконг.

В 1997 г. после 99-летней apeнды Великобритания возвратила Китаю свое последнее владение в Азии - небольшую, но очень важную в политическом, тopгoво-экономическом и финансовом отношении территорию Гонконгa. Сянган (так китайцы называют Гонконг) был провозглашен Специальным административным районом в составе КНР с сохранением eгo особого статуса в течение 50 лет. (с Тайванем), В конце 1999 г. под сувepeнитет Китая перешел также Аомынь - еще одна небольшая территория на юге страны, последний осколок бывшей португальской колониальной империи.

В административно- т е р р и т о р и а л ь н о м отношении Китай подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), некоторые из них имеют население, превышающее население самых крупных стран зарубежной Европы, пять автономных районов и четыре города цeнтрального подчинения - Шанхай, Пекин, Тянцзинь и Чунцин.

В 1911 году была свергнута последняя династия Цинь и образована Китайская Республика, а в 1948 году к власти в стране пришли коммунисты во главе с Мао Цзедуном.
1 октября 1949 года провозглашена Китайская Народная Республика.
На начало XXI века сохраняется ведущая роль компартии. Согласно конституции 1982 года, Китай – социалистическое государство демократической диктатуры народа. Глава государства – Председатель Ху Цзиньтао.

В III — VI вв. Китай распался на ряд самостоятельных государств. Только в 581 г. страна вновь была объединена под властью династии Суй, а после ее падения возникла единая империя Тан. Существование централизованного государства, в котором китайцы составляли большинство населения, способствовала их дальнейшей консолидации.

Начиная с XII в. Китай входит в продолжительную полосу чужеземных вторжений и захватов. Став частью мировой империи монголов, Китай оказался перекрестком многих национальных культур. При ханском дворе служили выходцы из самых различных стран мира, в том числе венецианец Марко Поло. В то же время монгольское завоевание надолго задержало дальнейшее социальное и экономическое развитие.

Самым бурным столетием в истории страны был двадцатый век. Его рубеж был ознаменован началом освободительного движения под руководством Сунь Ятсена. Он выдвинул три лозунга: национализм, народовластие и народное благоденствие. В 1911 г. в Китае произошла революция, в результате была свергнута Цинская династия, так закончилась многовековая история правления императорских династий. В 1912 г. была образована Китайская Республика, в стране был введен институт правления парламентом и кабинетом министров. Но вскоре началась «эра милитаристов» - в борьбе за власть между собой соперничали различные военачальники. В конце 1924 г. в результате переворота в Северном Китае власть захватили военные лидеры из Маньчжурии. Территориальная целостность Китая была восстановлена только в 1928 г. Председателем национального правительства стал Чан Кайши.

В 1931 г. Япония захватила Маньчжурию и создала на ее территории государство Маньчжоуго во главе с низложенным в 1911 г. императором Пуи. В 1937 г. Япония предприняла военное вторжение во внутренние районы страны, началась многолетняя национально-освободительная война китайского народа против японских захватчиков. Она закончилась в 1945 г. разгромом советскими войсками Квантунской армии.

Но это не принесло долгожданный мир - в стране вновь разгорелась гражданская война. Вооруженным силам Коммунистической партии Китая, одной из противоборствующих сторон, удалось занять всю материковую часть страны и вынудить Чан Кайши бежать на Тайвань. 1 октября 1949 г. была провозглашена КНР, начался новый этап в истории страны.

Руководство коммунистического Китая во главе с Мао Цзэдуном взяло курс на национализацию собственности и коллективизацию сельского хозяйства. В годы так называемого «большого скачка» они сделали ставку на форсирование темпов экономического роста и создание «народных коммун». Ежедневно более 100 млн человек выходило на строительство ирригационных сооружений, для производства чугуна и стали привлекались неквалифицированные рабочие. У крестьян изымались не только приусадебные участки, скот, но и предметы личного обихода- они становились общественной собственностью. В конечном итоге объемы производства важнейших видов продукции не только не увеличились, но даже уменьшились, а качество понизилось. Затем страна пережила «великую пролетарскую культурную революцию». Один из важнейших его призывов звучал как приказ: «Огонь по штабам!», считалось, что цель новой революции — не допустить возрождения капитализма. В стране формировались отряды хунвейбинов («красных охранников») и цзаофаней («бунтовщиков»), репрессиям подверглись миллионы партийных деятелей, кадровых работников, военачальников. Это вызвало дезорганизацию управленческого аппарата, парализовало систему образования и углубило кризис народного хозяйства. В стране, по сути дела,
установился режим личной власти Великого Кормчего, как звали китайцы Мао Цзедуна.

После смерти Мао Цзедуна эта политика была пересмотрена, а позже осуждена. В конце 70-х годов руководство страны провозгласило курс на экономическую реформу, на построение социалистического рыночного хозяйства. Китайские коммунисты не побоялись поставить рядом два во многом противоречащих друг другу в дореформенном Китае понятия — социализм и рынок. Выражаясь словами основного идеолога реформы Ден Сяо Пина, они прагматично решили: «Не имеет значения, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей».