Файл: Урока Педаго г РомановаЛариса Ивановна Предмет география класс 11 Тема урока Китай Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспекта урока
Педагог : РомановаЛариса Ивановна
Предмет : география класс 11
Тема урока: Китай
Тип урока:изучение и первичное закрепление нового материала.
1. Организационный момент, включающий: Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе: - подготовиться к осознанному восприятию темы урока. Цель и задачи, которые хочет учитель достичь на данном этапе: - предметные:сформировать представления о регионе; развитие познавательного интереса и географического мышления учащихся. - метапредметные: развивать умение корректировать задачи урока, структурировать их. - личностные: формировать умение определять цели и задачи работы на определённом этапе урока для каждого ученика; воспитание географической культуры учащихся Описание методов организации работы учащихся на начальном этапе: | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание | ||||||||
-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас в гостях представитель уже известной Вам турфирмы «Глобус»! И в начале урока она хотела бы к вам предложить свои услуги, ведь впереди пора каникул. - Скажите, пожалуйста, куда Вас пригласила Полина? - Какой регион мира, она так вам прорекламировала? -Сегодня у нас с вами необычный урок, мы совершим путешествие в одну из стран Зарубежной Азии. А начну урок я с эпиграфа: В кругу России, Казахстана, Кореи, Индии, Бутана Страна простёрлась вековая, Таинственная, не простая. Раскинула свои владенья И процветает с вдохновеньем… Ты не вздыхай, а отвечай: - Как земли те зовут? ...(Китай) Владимир-Г. Ступников Это удивительная и сказочная страна с необычной историй, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство. Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? В чем значимость для нас? Какой вклад Китай в мировой цивилизации? -Чем привлек к себе регион? - Изучая социально-экономическую географию стран, регионов.Какой алгоритм работы вы должны использовать при изучение данного региона. -А помогут нам в этом наши помощники-экскурсоводы. Путешествие в Китай - это не только не передаваемые впечатления.Для пытливого путника это возможность прикоснуться к древней мудрости удивительного народа, взглянуть на мир по-новому, многому научиться.Нужно только выбрать свой путь, широко раскрыть глаза и впустить в свое сердце эту потрясающую страну. Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие по Китаю. Приложение1 | Приветствие учителя Ученица: представляет презентацию мини проекта «Путешествия по Китаю»( не называю региона путешествия) Предполагаемый ответ детей: Регион Восточная Азия,страна-Китай. Формируют задачи, необходимые для достижения цели. Цель и задачи нашего урока: Понять и узнать эту особенную страну, выявить основные черты экономико- и политико- географического положения, проблемы использования территории и природно-сырьевых ресурсов, особенности населения – его культуру, традиции, обычаи, быт и нравы, а также объяснить в чем «экономическое чудо» этой страны, ее достопримечательности. Ответы учащихся. Основные пункты плана:
Культура,традиции Презентация к уроку «Китай» Посмотрите на план нашего путешествия. 1.Визитная карточка страны. 2. Экономико-географическое положение страны. 3. Природные условия и ресурсы. 4. Население. 5. Традиции и культура. | Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в ритм урока. Методы:
Результаты:
| ||||||||
2. Изучение нового учебного материала. Определение цели и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе: - предметные:сформировать у учащихся представление о Китаии, об особенностях, ЭГП, населении, специализации хозяйства, о внутренних различиях внутри региона. - метапредметные: отрабатывать умения использовать разные источники знаний. - личностные: развивать умение анализировать, выделать главное. Основные методы мотивирования учебной активности учащихся: - выполнение творческих заданий. | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание | ||||||||
- Я вам предлагаю работать группой в количестве пяти человек. Роль каждого в группе определите самостоятельно. Для работы мы будем использовать разные источники: текст учебника, атласы, дополнительную литературу и интернет. Время на подготовку 3 минуты. Время выступления до 5 минут. Во время урока работать в опорном конспекте. (Приложение2) История государства Сейчас урок продолжит мой гид. Настя расскажет об истории государства. (Сообщение учащегося) Слово “Китай” произошло от названия племени киданей, которые правили в северном, когда произошли первые контакты европейской и китайской цивилизаций. В европейские языки это слово первоначально пришло как Catai – это название Китаю дал Марко Поло во время своего путешествия в Азию. Буквально слово Китай означает: “срединное государство”. В настоящее время официальное название страны – Китайская Народная Республика Заселение государства началось со Среднекитайской равнины, с бассейна реки Хуанхэ. Отсюда древнее название Китая «Чжунго» или Срединное царство. Слайд-1 На территории Китая существовала одна из самых древних и самых великих цивилизаций, письменные памятники которой насчитывают 4000 лет. Среди многочисленных достижений этой цивилизации – изобретение бумаги, шелка, пороха, фарфора, компаса. Слайд-2 В Европе первые сведения о Китае были получены благодаря купцам, которые доставляли товар по Великому шелковому пути. Слайд-3 Первая организованная экспедиция в Китай была отправлена королем Людовиком XIV в 1245 году. Вскоре там появился венецианец Марко Поло, составивший первые письменные сведения о Китае. В эпоху Великих географических открытий европейцы стали в Китае частыми гостями. Слайд-4 Первые русские путешественники достигли Пекина во времена Ивана Грозного, а с 1711 года там разместилась Русская духовная миссия, и с этого времени российско- китайские связи никогда не прерывались. В XIX веке европейские страны, в том числе и Великобритания начали превращать Китай в свою колонию. В 1841 году Великобритания получила в своё владение остров Гонконг. В 1997 г. после 99-летней apeнды Великобритания возвратила Китаю свое последнее владение в Азии - небольшую, но очень важную в политическом, тopгoво-экономическом и финансовом отношении территорию Гонконгa. Сянган (так китайцы называют Гонконг) был провозглашен Специальным административным районом в составе КНР с сохранением eгo особого статуса в течение 50 лет. (с Тайванем), В конце 1999 г. под сувepeнитет Китая перешел также Аомынь - еще одна небольшая территория на юге страны, последний осколок бывшей португальской колониальной империи. Слайд-5 В административно- т е р р и т о р и а л ь н о м отношении Китай подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), некоторые из них имеют население, превышающее население самых крупных стран зарубежной Европы, пять автономных районов и четыре города цeнтрального подчинения - Шанхай, Пекин, Тянцзинь и Чунцин. В 1911 году была свергнута последняя династия Цинь и образована Китайская Республика, а в 1948 году к власти в стране пришли коммунисты во главе с Мао Цзедуном. 1 октября 1949 года провозглашена Китайская Народная Республика. На начало XXI века сохраняется ведущая роль компартии. Согласно конституции 1982 года, Китай – социалистическое государство демократической диктатуры народа. Глава государства – Председатель Ху Цзиньтао. - Спасибо. За небольшой промежуток времени Китай из полуфеодальной и полуколониальной страны превратился в мощную индустриально-аграрную державу. Что такое «китайская модель развития» и существует ли она вообще? Этот вопрос сегодня обсуждается во всем мире.Высокие темпы роста, «кризисоустойчивость» страны и уникальная политическая и социальная системы приковывают пристальное внимание мировой общественности, стремящейся понять, какие уроки можно /и можно ли?/ извлечь из китайского опыта. Назовите особенности ЭГП Китая, сделайте вывод о его влиянии на развитие страны. Слайд-6 Китай, официальное название Китайская Народная Республика, сокращенное название КНР – государство в Центральной и Восточной Азии, на западном побережье Тихого океана. Это третья по площади страна на земном шаре. Столица - город Пекин. - Назовите моря, омывающие берега Китая (КНР омывается Бохайским заливом, желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями). - Есть ли крупные острова в прибрежной зоне? (В прибрежной зоне насчитывается более 5 000 островов, среди которых самые крупные – Тайвань и тропический остров Хайнань). Благодаря речному пути по Янцзы, глубинные районы также имеют выход к морю. С запада на восток страна протягивается на 5,7 тыс. км, а с севера на юг - почти на 3,7 тыс. км. По общей длине сухопутных г р а н и ц (22 тыс. км) Китай занимает первое место в мире.. Китай граничит с 15 государствами и территориями. - Пользуясь картой атласа на с. 2-3 назовите «северных» соседей Китая (Монголия и Россия) - назовите «морских» соседей КНР (Япония, Филиппины) Слайд-7 - С каким государством граница проходит по реке?(Россия) С какими госудаствами граница проходит по гонным массивам? (Индия, Непал, Бутан) - Сравните Китай по числу соседей с Россией (17 ), Индией (8), КНДР ( 2) Столько сухопутных соседей, как Китай, не имеет ни одно государство, кроме России. Вывод: Китай занимает выгодное ЭГП.
Работа с картой атласа стр. 29 -Какие формы рельефа преобладают? (Горы) Китайцы с особой любовью и очень бережно относятся к родной земле. Слайд 8 Китай… Древняя и немного загадочная страна... Для большинства из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве, для кого-то она началась со сказки об искусно сделанном соловье, жившем во дворце китайского императора, для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев - компасе, порохе и бумаге, и, конечно, многие хотели познакомиться с этой страной поближе... Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? Население Слайд 9-11 Вам предстоит самостоятельно найти основные сведения о населении и демографической политике страны. (Работа с технологической картой и опорным конспектом) Используя текст учебника стр. 242-243, карты атласа стр. 10,11,12-13,14,15 заполните пункт «Население» опорного конспекта (работа в группах) Слайд 12 Вот уже в течение двух тысячелетий Китай остается самой многонаселенной страной на земном шаре. Не случайно одно из китайских изречений гласит: «Жэнь шань, жэнь хай», что означает: «горы людей, море людей». Каждый пятый человек на земле — китаец. В январе 20021 года население Китая перевалило за 1млрд.5 00млн.человек. Социологи говорят, что этот рубеж мог быть преодолен еще 4 года назад, если бы не жесткая демографическая политика, о которой вы уже знаете. Благодаря такой политике Китай за короткий срок перешел от втopoгo к первому типу воспроизводства населения, вступив в третью фазу демографического перехода. Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации Китая, однако страна начала резко стареть. Как считают экономисты, в скором времени стране будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров. Еще одна проблема: заводя одного ребенка многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться. Китай – многонациональное государство. Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как подавляющее большинство населения Китая (92%) составляют китайцы (самоназвание - «ханы», или «ханьць»), остальные народы обычно называют национальными меньшинствами. Ханьцы заселяют всю восточную половину страны. Согласно Ethnologue, в Китае насчитывается 236 языков: 235 живых и один исчезнувший (чжурчженьский). Различия между ними настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифической письменностью, которая доступна китайцам, говорящим на разных диалектах. Кроме того, в годы народной власти был разработан единый национальный язык «путунхуа» («общепонятный язык»), в основу которого положен пекинский диалект. Но неграмотных в стране еще около 180 млн человек. Слайд13 Самые распространенные религии в КНР: конфуцианство, даосизм и буддизм (ламаизм). Некоторые жители на северо-западе страны исповедуют ислам. Но в целом население Китая трудно назвать религиозным (Китай – по-прежнему социалистическая страна). Игра. Чтобы убедиться, как сложен китайский язык попробуйте сказать скороговорку из названий китайских городов. Итак, по-очереди встаем и очень быстро называем город — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, Ухань, Харбин, Сянган, Чженьчжоу, Ганчжоу, Куньмин. Как и для других стран региона, для Китая очень xapaктepны большие контрасты расселения. |
1 группа: (Приложение 3) ЭГП 2 группа: (работа с интернетом, ноутбук) ПУ и ПР 3 группа: (Приложение 4) Население Покажите диаграммой структуру расового состава населения Китая ( ноутбук) 4 группа: (Приложение 5) Хозяйство 5 группа: (Приложение6) Культура,традиции Предполагаемый ответ детей:
(Ответы учащихся: образ жизни, внешняя среда, биология человека, здравоохранение) Одним из факторов, влияющих на продолжительность жизни, является - образ жизни людей. Расскажите, что вы знаете об образе жизни китайцев. Слайд №15 ( Ответы учащихся сопровождаются дополнениями учителя).
Вывод:КНР – социалистическая страна, которая развивается в последние годы быстрыми темпами. Здесь провозглашена и реализуется программа модернизации промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники Вывод: Итак, китайская экономика создает колоссальный спрос на сырье, промышленное и строительное оборудование, технологии. Китайские рынки за счет повышения спроса населения сейчас являются самыми перспективными в мире. Ответы учащихся Ответы: Выдвижение гипотезы Гипотеза. Считаем, что демографическая и экономическая политика Китая явилась фактором воздействия на развитие страны. | Методы: практический, теоретический, обобщение и структурирование знаний Результаты: 1.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. 2. Обобщение и систематизация знаний. 3.Определяются с последовательностью своих действий и распределяют задания между членами группы. Рефлексия.Частичная проверка. Приложение. Ответы: – страна является нашим соседом; – мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей; – освоение космоса и разработки ядерного оружия; Вывод. Таким образом, Китайская цивилизация насчитывает 5 тысяч лет, а КНР всего 58. Столь длительная и сложная история накладывает отпечаток на все стороны жизни китайского народа. Почти 90% жителей coсредоточено на 1/3 части территории страны- побережье океана). . Вывод: - Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Вспомним одну из них. | |
3. Закрепление учебного материала: Постановка учебной цели для учащихся: учащиеся должны уметь применять разные источники информации для достижения поставленных задач. Определение цели и задач, которые ставит перед собой учитель: предварительная проверка уровня овладения знаниями и умениями. Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учебного материала: правильные ответы на вопросы. Описание методов мотивирования: - рефлексия поведения. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Для закрепления предлагаю в течение 3 минут выполнить небольшую тестовую работу. Выполняете в бланках теста. Поменяйтесь тестом с соседней группой, оцените работу со шкалой правильных ответов и поставьте оценку. Ребята, если есть ошибки, обратите внимание, на каких вопросах. И не огорчайтесь. Значит еще что мы с вами должны изучить дома и на следующих уроках. А теперь оцените работу в группе. Как на Ваш взгляд каждый из вас работал на данном уроке? Физминутка «Упражнения для глаз» Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни китайцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни. И последний этап нашей работы – «Синквейн» (Приложение9) А сейчас я прошу вас высказать свое отношение к изучаемой стране и вашей работе на уроке.
(Несколько синквейнов зачитываются) Сегодня мы с вами познакомились со страной, которая последние годы совершила фантастический экономический рывок, тем не менее, среднедушевые показатели Китая невысоки. Возвращаясь к началу нашего урока, как вы считаете, подтвердили мы гипотезу о том, что демографическая и экономическая политика Китая явилась фактором воздействия на развитие страны. Или у вас есть другое мнение? Почему? На этом мы с Вами, ребята, заканчиваем путешествие по Китаю. Я думаю, что у Вас появился большой интерес к Китаю и китайцам, к их образу жизни, складу ума и характера. Китай для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран Азии. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому Вы и познакомились поближе с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветка Пион . И последнее, кого заинтересовала эта удивительная страна, можете посетить ее! Мы связались с турфирмой г. Бийска. Мифологическим символом Китая является дракон, который в Поднебесной, был существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Даже императорский трон именовался “драконьим престолом”. На гербе государства также красовался дракон. Подведение итога.Выставление оценок. | Выполняют работу группой. Проверяют правильность выполнения экспресс теста. Оценивают работу в группе индивидуально. Итог урока: Китай – удивительная страна с длительной историей, своеобразной культурой и философией. Здесь мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство! Сегодня мы получили лишь самое общее представление о стране, но хочется верить что оно не оставило вас равнодушными и породило желание более подробно познакомиться с ней. Ответы учащихся. | Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности. Результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. |
4. Задание на дом Постановка целей самостоятельной работы для учащихся: учащиеся должны уметь систематизировать материал …. Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом: проверить умения учащихся использовать. Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания:размышление . | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
- Запишите домашние задание: Чтение текста учебника. Приготовить вопросы к конкурсу «Ты мне - Я тебе» Предлагаю Вам еще раз проанализировать пословицу: «Хорошо, когда сосед близкий, а забор низкий», используя исторические факты отношений КНР и России в XX веке. | Записывают задания в дневник. | Результаты: Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Приложение1
Заселение государства началось со Среднекитайской равнины, с бассейна реки Хуанхэ. Отсюда древнее название Китая «Чжунго» или Срединное царство.
На территории Китая существовала одна из самых древних и самых великих цивилизаций, письменные памятники которой насчитывают 4000 лет. Среди многочисленных достижений этой цивилизации – изобретение бумаги, шелка, пороха, фарфора, компаса.
В Европе первые сведения о Китае были получены благодаря купцам, которые доставляли товар по Великому шелковому пути.
Первая организованная экспедиция в Китай была отправлена королем Людовиком XIV в 1245 году. Вскоре там появился венецианец Марко Поло, составивший первые письменные сведения о Китае.
В эпоху Великих географических открытий европейцы стали в Китае частыми гостями.
Первые русские путешественники достигли Пекина во времена Ивана Грозного, а с 1711 года там разместилась Русская духовная миссия, и с этого времени российско- китайские связи никогда не прерывались.
В XIX веке европейские страны, в том числе и Великобритания начали превращать Китай в свою колонию. В 1841 году Великобритания получила в своё владение остров Гонконг.
В 1997 г. после 99-летней apeнды Великобритания возвратила Китаю свое последнее владение в Азии - небольшую, но очень важную в политическом, тopгoво-экономическом и финансовом отношении территорию Гонконгa. Сянган (так китайцы называют Гонконг) был провозглашен Специальным административным районом в составе КНР с сохранением eгo особого статуса в течение 50 лет. (с Тайванем), В конце 1999 г. под сувepeнитет Китая перешел также Аомынь - еще одна небольшая территория на юге страны, последний осколок бывшей португальской колониальной империи.
В административно- т е р р и т о р и а л ь н о м отношении Китай подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), некоторые из них имеют население, превышающее население самых крупных стран зарубежной Европы, пять автономных районов и четыре города цeнтрального подчинения - Шанхай, Пекин, Тянцзинь и Чунцин.
В 1911 году была свергнута последняя династия Цинь и образована Китайская Республика, а в 1948 году к власти в стране пришли коммунисты во главе с Мао Цзедуном.
1 октября 1949 года провозглашена Китайская Народная Республика.
На начало XXI века сохраняется ведущая роль компартии. Согласно конституции 1982 года, Китай – социалистическое государство демократической диктатуры народа. Глава государства – Председатель Ху Цзиньтао.
В III — VI вв. Китай распался на ряд самостоятельных государств. Только в 581 г. страна вновь была объединена под властью династии Суй, а после ее падения возникла единая империя Тан. Существование централизованного государства, в котором китайцы составляли большинство населения, способствовала их дальнейшей консолидации.
Начиная с XII в. Китай входит в продолжительную полосу чужеземных вторжений и захватов. Став частью мировой империи монголов, Китай оказался перекрестком многих национальных культур. При ханском дворе служили выходцы из самых различных стран мира, в том числе венецианец Марко Поло. В то же время монгольское завоевание надолго задержало дальнейшее социальное и экономическое развитие.
Самым бурным столетием в истории страны был двадцатый век. Его рубеж был ознаменован началом освободительного движения под руководством Сунь Ятсена. Он выдвинул три лозунга: национализм, народовластие и народное благоденствие. В 1911 г. в Китае произошла революция, в результате была свергнута Цинская династия, так закончилась многовековая история правления императорских династий. В 1912 г. была образована Китайская Республика, в стране был введен институт правления парламентом и кабинетом министров. Но вскоре началась «эра милитаристов» - в борьбе за власть между собой соперничали различные военачальники. В конце 1924 г. в результате переворота в Северном Китае власть захватили военные лидеры из Маньчжурии. Территориальная целостность Китая была восстановлена только в 1928 г. Председателем национального правительства стал Чан Кайши.
В 1931 г. Япония захватила Маньчжурию и создала на ее территории государство Маньчжоуго во главе с низложенным в 1911 г. императором Пуи. В 1937 г. Япония предприняла военное вторжение во внутренние районы страны, началась многолетняя национально-освободительная война китайского народа против японских захватчиков. Она закончилась в 1945 г. разгромом советскими войсками Квантунской армии.
Но это не принесло долгожданный мир - в стране вновь разгорелась гражданская война. Вооруженным силам Коммунистической партии Китая, одной из противоборствующих сторон, удалось занять всю материковую часть страны и вынудить Чан Кайши бежать на Тайвань. 1 октября 1949 г. была провозглашена КНР, начался новый этап в истории страны.
Руководство коммунистического Китая во главе с Мао Цзэдуном взяло курс на национализацию собственности и коллективизацию сельского хозяйства. В годы так называемого «большого скачка» они сделали ставку на форсирование темпов экономического роста и создание «народных коммун». Ежедневно более 100 млн человек выходило на строительство ирригационных сооружений, для производства чугуна и стали привлекались неквалифицированные рабочие. У крестьян изымались не только приусадебные участки, скот, но и предметы личного обихода- они становились общественной собственностью. В конечном итоге объемы производства важнейших видов продукции не только не увеличились, но даже уменьшились, а качество понизилось. Затем страна пережила «великую пролетарскую культурную революцию». Один из важнейших его призывов звучал как приказ: «Огонь по штабам!», считалось, что цель новой революции — не допустить возрождения капитализма. В стране формировались отряды хунвейбинов («красных охранников») и цзаофаней («бунтовщиков»), репрессиям подверглись миллионы партийных деятелей, кадровых работников, военачальников. Это вызвало дезорганизацию управленческого аппарата, парализовало систему образования и углубило кризис народного хозяйства. В стране, по сути дела,
установился режим личной власти Великого Кормчего, как звали китайцы Мао Цзедуна.
После смерти Мао Цзедуна эта политика была пересмотрена, а позже осуждена. В конце 70-х годов руководство страны провозгласило курс на экономическую реформу, на построение социалистического рыночного хозяйства. Китайские коммунисты не побоялись поставить рядом два во многом противоречащих друг другу в дореформенном Китае понятия — социализм и рынок. Выражаясь словами основного идеолога реформы Ден Сяо Пина, они прагматично решили: «Не имеет значения, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей».