Файл: Задание Матрица методик для изучения правосознания человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью)
Кафедра «Уголовно-правовая» .
(наименование кафедры)
40.03.01. Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Уголовно-правовой
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Юридическая психология»
(наименование учебного курса)
Студент | Чекурова Е.В. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ЮРбвд-1903гс | |
| | |
Преподаватель | Гамбарова Е.А. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 2
Задание 1.
Матрица методик для изучения правосознания человека.
А1 –А3 – основные структурные блоки феномена;
Б1 - Б9 – операциональные психологические элементы.
Таблица №2
Правосознание | |||||||||||
Методики | А1 | А2 | А3 | ||||||||
| Б1 | Б2 | Б3 | Б4 | Б5 | Б6 | Б7 | Б8 | Б9 | ||
Например: анкета | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | |
А1 – Правовая идеология. Данный элемент является олицетворением концептуальных представлений человека о необходимости правовой системы, её ценности и функциях, её обеспечении и совершенствовании. (составляет основу правосознания)
А2 – Правовая психология. Этот элемент отражает психологическое восприятие правовой действительности, основывающееся на чувственном познании, эмоциях, переживаниях и настроениях, связанных с правом. (Подразумевается эмпирическое восприятие «нравится – не нравится», а не логическое умозаключение «правильно – неправильно»)
А3 – Поведенческие факторы. Это внешние проявления правовой идеологии и правовой психологии, представленные определенными паттернами поведения.
Вопросы для изучения правосознания человека
Ответить на утверждение – «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Поставить в таблице соответствующий символ: а; б; в; г; д; е; ж.
Б1 – «в государстве должно существовать только естественное право» (да – в; нет – а; затрудняюсь ответить – в)
Б2 – «неукоснительное соблюдение норм права – это обязанность каждого гражданина России» (да – а; нет – б; затрудняюсь ответить – в)
Б3 – «некоторые правила, установленные нормативными актами можно не соблюдать» (да – б; нет – а; затрудняюсь ответить – в)
Б4 – «запрет на свободную продажу лёгких наркотиков, вызывает в душе недовольство» (да – г; нет – д; затрудняюсь ответить – в)
Б5 – «появление людей в форме полиции вызывает тревогу и чувство дискомфорта» (да – г; нет – д; затрудняюсь ответить – в)
Б6 – «соблюдение правил на дороге, вызывает раздражение» (да – г; нет – д; затрудняюсь ответить – в)
Б7 – «оскорбление судьи в судебном заседании может быть оправдано, если подсудимый не доволен вынесенным приговором суда» (да – е; нет – ж; затрудняюсь ответить – в)
Б8 – «чтобы изменить закон, его нужно нарушать» (да – е; нет – ж; затрудняюсь ответить – в)
Б9 – «побег из-под стражи – способ избежать наказание» (да – е; нет – ж; затрудняюсь ответить – в).
Тестируемые отвечают на вопросы, и указывают по своим убеждениям в ячейках таблицы соответствующие символы. Символы имеющие оценочные баллы, посчитываются проверяющим, и на основании этого определяется степень правосознания тестируемого человека.
Например:
Правосознание | |||||||||||
Методики | А1 | А2 | А3 | ||||||||
| Б1 | Б2 | Б3 | Б4 | Б5 | Б6 | Б7 | Б8 | Б9 | ||
тестирование | а | а | а | д | д | д | ж | ж | ж |
Баллы: а – 3; б – 1; е – 1; д – 3; в – 2.
Правосознание: высокое – 27; среднее – от 26 до 23; низкое – ниже 23.
Задание 2.
Правосознание – это форма общественного сознания, которая отражает существующие в обществе представления о правовых явлениях.
Наиболее детализировано понятие «правосознание» дано в определении А.М.Столяренко – это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.
Сравнение указанных коэффициентов показывает, что основные деформации правового сознания лежат преимущественно в сфере отношений людей к правоохраняемым ценностям, социально-правовых установок и ценностных ориентаций. Качественные и количественные особенности этих деформаций определяют своеобразие основных типов противоправного поведения. Наибольшая степень деформации такого проявления выражена у преступников. У не
судимых правонарушителей, по сравнению с ними правосознание выше. Наибольшей степенью правосознания обладают законопослушные представители общества, так как они строго соблюдают законы, и пользуясь своими правами, не забывают об обязанностях.
Задание 3.
Таблица №3
Группы | Показатели | ||
| Коэффициент Осведомленности | Коэффициент солидарности | Коэффициент интернализации |
Законопослушные | 0,73 | 0,74 | 0,34 |
Правонарушители (не судимые) | 0,74 | 0,68 | 0,23 |
Преступники, из них: насильственные корыстные корыстно-насильственные | 0,77 0,77 0,78 0,75 | 0,62 0,65 0,60 0,58 | 0,14 0,14 0,15 0,13 |
Общий объем осведомленности в рамках требований, которые определены в качестве необходимых для правомерного поведения, достаточно высок у всех указанных в таблице категорий.
По сравнению с законопослушными гражданами, коэффициент осведомлённости несколько выше у преступников и правонарушителей.
Коэффициент солидарности с правом и практикой его применения наиболее высок у законопослушных, ниже у правонарушителей, и еще ниже у преступников.
У лиц с противоправным поведением солидарность заметно ниже их осведомленности. Еще заметнее разрыв между уровнем правовой осведомленности и солидарности с правом, со степенью усвоения правовых предписаний (интернализацией), он имеет самые низкие показатели согласно указанной таблицы.
Цифровые показатели, в вышеуказанной таблице (№3) – это обобщённые коэффициенты правовой осведомленности, солидарности с правом, интернализации и т. д., которые исчисляются по
формуле: K=1- p + q
S*n
где P — количество «неправильных» ответов и решений
, q — количество «уклончивых» ответов («не знаю», «затрудняюсь»), S — общее количество вопросов и заданий, n — количество респондентов в изучаемой группе. При идеальном положении дробь в этой формуле равна нулю и коэффициент составляет единицу.