Файл: Задание Матрица методик для изучения правосознания человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт права

(наименование института полностью)
Кафедра «Уголовно-правовая» .

(наименование кафедры)

40.03.01. Юриспруденция

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Уголовно-правовой

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 2
по учебному курсу «Юридическая психология»

(наименование учебного курса)


Студент

Чекурова Е.В.







(И.О. Фамилия)




Группа

ЮРбвд-1903гс













Преподаватель

Гамбарова Е.А.







(И.О. Фамилия)






Тольятти 2023

Практическое задание 2



Задание 1.
Матрица методик для изучения правосознания человека.
А1 –А3 – основные структурные блоки феномена;

Б1 - Б9 – операциональные психологические элементы.

Таблица №2

Правосознание

Методики

А1

А2

А3




Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

Б7

Б8

Б9

Например: анкета




















































А1 – Правовая идеология. Данный элемент является олицетворением концептуальных представлений человека о необходимости правовой системы, её ценности и функциях, её обеспечении и совершенствовании. (составляет основу правосознания)

А2 – Правовая психология. Этот элемент отражает психологическое восприятие правовой действительности, основывающееся на чувственном познании, эмоциях, переживаниях и настроениях, связанных с правом. (Подразумевается эмпирическое восприятие «нравится – не нравится», а не логическое умозаключение «правильно – неправильно»)

А3 – Поведенческие факторы. Это внешние проявления правовой идеологии и правовой психологии, представленные определенными паттернами поведения.
Вопросы для изучения правосознания человека
Ответить на утверждение – «да», «нет», «затрудняюсь ответить». Поставить в таблице соответствующий символ: а; б; в; г; д; е; ж.
Б1 – «в государстве должно существовать только естественное право» (да – в; нет – а; затрудняюсь ответить – в)

Б2 – «неукоснительное соблюдение норм права – это обязанность каждого гражданина России» (да – а; нет – б; затрудняюсь ответить – в)

Б3 – «некоторые правила, установленные нормативными актами можно не соблюдать» (да – б; нет – а; затрудняюсь ответить – в)

Б4 – «запрет на свободную продажу лёгких наркотиков, вызывает в душе недовольство» (да – г; нет – д; затрудняюсь ответить – в)

Б5 – «появление людей в форме полиции вызывает тревогу и чувство дискомфорта» (да – г; нет – д; затрудняюсь ответить – в)

Б6 – «соблюдение правил на дороге, вызывает раздражение» (да – г; нет – д; затрудняюсь ответить – в)

Б7 – «оскорбление судьи в судебном заседании может быть оправдано, если подсудимый не доволен вынесенным приговором суда» (да – е; нет – ж; затрудняюсь ответить – в)

Б8 – «чтобы изменить закон, его нужно нарушать» (да – е; нет – ж; затрудняюсь ответить – в)

Б9 – «побег из-под стражи – способ избежать наказание» (да – е; нет – ж; затрудняюсь ответить – в).


Тестируемые отвечают на вопросы, и указывают по своим убеждениям в ячейках таблицы соответствующие символы. Символы имеющие оценочные баллы, посчитываются проверяющим, и на основании этого определяется степень правосознания тестируемого человека.
Например:

Правосознание

Методики

А1

А2

А3




Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

Б6

Б7

Б8

Б9

тестирование

а

а

а

д

д

д

ж

ж

ж


Баллы: а – 3; б – 1; е – 1; д – 3; в – 2.

Правосознание: высокое – 27; среднее – от 26 до 23; низкое – ниже 23.
Задание 2.
Правосознание – это форма общественного сознания, которая отражает существующие в обществе представления о правовых явлениях.

Наиболее детализировано понятие «правосознание» дано в определении А.М.Столяренко – это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.

Сравнение указанных коэффициентов показывает, что основные деформации правового сознания лежат преимущественно в сфере отношений людей к правоохраняемым ценностям, социально-правовых установок и ценностных ориентаций. Качественные и количественные особенности этих деформаций определяют своеобразие основных типов противоправного поведения. Наибольшая степень деформации такого проявления выражена у преступников. У не
судимых правонарушителей, по сравнению с ними правосознание выше. Наибольшей степенью правосознания обладают законопослушные представители общества, так как они строго соблюдают законы, и пользуясь своими правами, не забывают об обязанностях.
Задание 3.
Таблица №3

Группы

Показатели




Коэффициент

Осведомленности

Коэффициент солидарности

Коэффициент интернализации

Законопослушные

0,73

0,74

0,34

Правонарушители (не судимые)

0,74

0,68

0,23

Преступники, из них: насильственные корыстные корыстно-насильственные

0,77 0,77 0,78 0,75

0,62 0,65 0,60 0,58

0,14 0,14 0,15 0,13


Общий объем осведомленности в рамках требований, которые определены в качестве необходимых для правомерного поведения, достаточно высок у всех указанных в таблице категорий.

По сравнению с законопослушными гражданами, коэффициент осведомлённости несколько выше у преступников и правонарушителей.

Коэффициент солидарности с правом и практикой его применения наиболее высок у законопослушных, ниже у правонарушителей, и еще ниже у преступников.

У лиц с противоправным поведением солидарность заметно ниже их осведомленности. Еще заметнее разрыв между уровнем правовой осведомленности и солидарности с правом, со степенью усвоения правовых предписаний (интернализацией), он имеет самые низкие показатели согласно указанной таблицы.

Цифровые показатели, в вышеуказанной таблице (№3) – это обобщённые коэффициенты правовой осведомленности, солидарности с правом, интернализации и т. д., которые исчисляются по

формуле: K=1-   p + q
            
   S*n

где P — количество «неправильных» ответов и решений
, q — количество «уклончивых» ответов («не знаю», «затрудняюсь»), S — общее количество вопросов и заданий, n — количество респондентов в изучаемой группе. При идеальном положении дробь в этой формуле равна нулю и коэффициент составляет единицу.