Файл: 1. к основным предпосылкам возникновения древнерусской литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Житие Феодосия Печерского

11 век. Первое раннее русское преподобническое житие.

Героем является монах. Один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятил жизнь утроению обителей. Житие имеет характерную трёхчастную композицию.

Центральная часть – повесть о деяниях монаха,

Начало – самоуничижение,

Последняя – заключение.

Цель жития – восхваление героя. В соответствии с этим Нестор летописец набирает факты способствующие прославлению монаха подвижника. Автор подчёркивает, что все эти факты истинные, потому всегда ссылается на факты, на источники.

Ссылается на рассказы Келаря (монах – завхоз), повозника и других живых свидетелей и даже участников событий, связанных с жизнью Феодосия Печерского. Собранный материал автор излагает по порядку. Придаёт ему строгую временную последовательность, принимая отступление от своего ряда. Большинство эпизодов жития имеет завершённый сюжет. Описание отроческих лет Феодосия, о его конфликте с Матерью.

Мать чинила препятствия отроку стать монахом. Аскетический христианский идеал сталкивается с враждебным отношением общества и неразумной материнской любовью. Гиперболически автор изображает гнев матери. Мать смиряется с поступком сына, в конце концов, и сама становится монахиней. Житие Феодосия Печерского содержит богатый материал, позволяющий судить о характере взаимоотношений, о быте. Следуя традициям жития, Нестор Летописец в своём произведении использует символичные тропы. Он называет Феодосия Земным ангелом и пастырем словесного стада. По мненью Кускова и Прокофьева, житие Феодосия Печерского относится к житийной повести, состоящей из отдельных эпизодов, объединённых героем и автором. Отличие от Византийской литературы в его историзме, патриотическом пафосе. В дальнейшем развитии русской агиографии образцы – жития Авраамия Смоленского и Сергия Радонежского
7. Формирование жанра хождения в литературе Древней Руси. Типы хождений. Паломнические хождения (Хождение Игумена Даниила).
Древнерусская литература имела широкую и хорошо разработанную систему эпических повествовательных жанров. Одно из центральных мест отводилось такому жанру как хождение (хожение).

Хождение – это рассказ о реально совершенном путешествии, созданное с познавательно-назидательной целью. По подсчетам ученых записки о путешествиях составляют значительную часть произведений XII-XVII веков. Известно более 70 сочинений, среди которых примерно 50 оригинально-исторических и свыше 20 переводных и апокрифических (текст народа).

Академик Сперанский, Н.И. Прокофьев, Д.С. Лихачев, В.В. Данилов выделяют 5 типов хождений:

  1. Документально-художественное произведение очеркового плана, которые были составлены на основе личных впечатлений. (Хождение Игумена Даниила, Хождение Добрыни Едрейковича).

  2. Статейные списки, отчеты русских послов о поездке за границу с дипломатической миссией.

  3. Путники. Записи устных рассказов русских людей, побывавших и давших краткие практические указатели маршрутов (Сказание Епифания монаха на пути к Иерусалиму).

  4. Скаски. Устные рассказы людей, которые побывали в чуждых странах, или это рассказы иноземцев (Хождение Арсения Салунского).

  5. Рассказы о путешествиях, связанных с назидательной целью (Хождение Апостола Андрея по Руси).


Хожение Игумена Даниила было написано в XI веке. Героем этого оригинального произведения древнерусской агиографической литературы является монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. Человек, посвятивший свою жизнь устроению обители и служению Богу, братьям, мирянам. Житие имеет характерную трехчастную композиционную структуру. Самоуничижение, центральная часть (деяния героя), заключение (чудо).

Главная повествовательная часть распадается на ряд завершенных эпизодов, которые связаны не только центральным героем – Феодосием, но и его сподвижниками. Цель жития – «Похваление героя», в соответствии с этим, Нестор, летописец подбирает факты, которые способствуют прославлению монаха подвижника. Автор жития постоянно подчеркивает, что все эти факты истинны, достоверны, поэтому постоянно ссылается на источник тех сведений, которые их сообщает. Это прежде всего устные рассказы Келаря, повозчика и др. живых свидетелей и даже участников событий, связанных с жизнью Феодосия Печерского. Собранный материал автор излагает по порядку, то есть придает ему строгую временную последовательность, постоянно оговаривая свои отступления от принятого ряда. Большинство эпизодов жития имеет абсолютно завершенный сюжет. Таково, например, описание отроческих лет Феодосия, повествующего о его конфликте с матерью. Мать чинит всевозможные препятствия отроку, чтобы помешать осуществить его намерение – стать монахом. Аскетический христианский идеал сталкивается с враждебным отношением общества и неразумной материнской любовью к сыну.

Гиперболически изображает автор гнев и ярость матери, жестоко избивающей непокорного отрока, накладывающей на его ноги железные оковы. Многочисленные столкновения с матерью заканчиваются победой Феодосия. Мать смиряется с поступками сына и сама становится монахиней.



Житие Феодосия Печерского содержит богатый материал, позволяющий судить о монастырском быте, о хозяйстве, о характере взаимоотношений игумена с монахами, с великими князьями и простыми людьми. Следуя традициям Византийского преподобнического жития Нестор-летописец в своем произведении использует символические тропы, называет его светильником, светом, зарей, земным ангелом и небесным человеком, пастырем словесного стада. По мнению исследователей В.В. Кускова и Н.И. Прокофьева житие «Ф.П» относится к житийной повести, состоящей из отдельных эпизодов, объединенным главным героем и автором повествователем; оно отличается от Византийских произведений своим историзмом, патриотическим пафосом и отражением особенностей русской монастырской жизни XI века. В дальнейшем развитие русской агиографии житие служило образцом для создания преподобнических житий Авраамия Смоленского и Сергия Радонежского.
Хождения.

Заключительная часть хождения обычно очень простая: сводилась либо к благодарственной молитве Богу сподобившего паломника осмотреть и описать святую землю, либо к религиозно нравственному наставлению, обращенному читателю.

Жанр средневековых хождений не был малоподвижным и однообразным. В XII-XIII веках в русской путевой литературе преобладали паломнические хождения, где главным было описание достопримечательностей. С XIV века среди русских путешественников кроме благочестивых паломников появляются также типы: купец, гость, торговый, посол по гос. и церковным делам. Резко расширяется география путешествий – это и мусульманский восток, и сказочно богатый мир Индии. Путевые очерки писатели посвящают не только памятникам культового искусства, но и экономике, торговле, быту чужих стран и народов. Происходит постепенное и неуклонное обмерщение жанра (секуляризация), которая сказывается и на содержании путевых записок и на форме традиционных хождений. В XVI-XVII веках формируется новая жанровая разновидность – землепроходческие хождения, авторы которых, как правило, представители социальных низов, одержимые жаждой неизвестного. (Хождение Трифона Карабейникова). Эти люди с пытливым умом и широкой свободолюбивой душой, они предпринимают рискованные путешествия на Урал и в Сибирь, на Дальний Восток и в Китай. Древнерусские хождения, обогатившись новыми жанровыми разновидностями, органично вошли в состав русской литературы XVIII века и оказали влияние на формирование жанра литературных путешествий. (Радищев). В дальнейшем появился мотив дороги и образ странника. Путевой сюжет лежит в основе лермонтовского «Героя нашего времени», «Мертвые души». По Руси с целью самопознания и народопознания совершают путешествия героя Лескова, Достоевского, Л.Н. Толстого, Горького и многих других.


8. Слово о полку Игореве: историческая основа, проблема датировки и авторства. Система образов и художественное своеобразие.

Написанное в конце XVII века, «Слово» нашло сво­его читателя лишь спустя шестьсот лет. «Слово о пол­ку Игореве» было открыто в 1795 году. Эта заслуга принадлежит графу А. И Мусину-Пушкину, извест­ному и удачливому коллекционеру памятников рус­ской старины. "Слово" было написано по поводу неудачного похода на половцев северского князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска. Поход состоялся в конце апреля и в начале мая 1185 г. Князь Игорь, попавший в плен к половцам, бежал из плена осенью того же года. Побывав в Новгороде-Северском и затем в Чернигове, он направляется в Киев к князю Святославу, где и застает его заключительная часть "Слова".

Автор «Слова» с гордостью вспоминает те времена, когда Русь была едина, отчаянно призывает к объеди­нению русичей, которые только совместно могут дать отпор половцам. Он рассуждает о событиях, дает им оценку. Еще Владимир Мономах, известный мудрец, говорил: «Если мы не прекратим междоусобий... то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возь­мут землю Русскую ».

Богатство образно-символических элементов - отличительная черта "Слова". Поэтическое олицетворение, сравнение, параллелизмы - все это в изобилии находим мы в нем. Важнейшей его особенностью, обусловившей богатство его поэтических красок, является неразрывная связь в нем мира природы и мира человека. Природа принимает здесь самое активное - дружеское или враждебное - участие во всех происходящих событиях; животные и растения, земные и небесные стихии очень живо отзываются как на горе, так и на радость Игоря, его войска и всех тех, о ком упоминается в "Слове". Мрачными предзнаменованиями природа сопровождает сборы Игоря в поход и самый поход, и с радостным возбуждением она помогает ему во время его бегства из плена.

Природа в "Слове" - не немая, бессловесная, а звучащая и говорящая: галки говорят своей речью, Донец разговаривает с Игорем; звуками, звоном, пением переполнено вообще все "Слово": звенит слава, звон идет от битвы, поют копья, кричат телеги, говорят боевые знамена,


Игорь и Всеволод выступают в нем в качестве воинов, для которых честь и слава являются главными двигателями их поведения. Игорь обращается к своей дружине со словами: "Братья и дружила! Лучше пасть в бою, чем быть в плену. Я хочу сломить копье в конце поля половецкого, хочу с вами, русские, либо голову сложить, либо напиться шлемом из Дона". По словам Святослава киевского, сердца обоих братьев "скованы из крепкого булата и в отваге закалены". Рыцарская храбрость, воинская доблесть отличают Игоря, еще больше - его брата буй-тура Всеволода, который, стоя в передовом отряде, прыщет на врагов стрелами, гремит о шлемы мечами булатными. Рыцарями-храбрецами выступают в "Слове" также князь Борис Вячеславович, Всеслав полоцкий, Роман владимиро-волынский. Княжеская дружина тоже помышляет о том, чтобы добыть себе честь и князю славу. О своей дружине Всеволод отзывается так: "мои куряне - испытанные воины; они под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены. Пути им ведомы, овраги им знакомы, луки у них напряжены, колчаны отворены, сабли заострены; сами скачут, как серые волки, ища себе чести, а князю - славы". Обращаясь к князьям Рюрику и Давиду, Святослав говорит: "Не у вас ли храбрая дружина рыкает, как туры, раненные саблями закаленными в поле незнаемом?"

В "Слове" присутствует один из замечательнейших в мировой литературе образов - тоскующей жены Игоря Ярославны, кукушкой причитающей на стенах Путивля по своем ладе, заклинающей стихии природы вернуть ее мужа и силою все преодолевающей и побеждающей любви помогающей ему счастливо бежать из плена на родину. Мимоходом, но с большим лирическим подъемом изображает "Слово" и горе матери, плачущей по своем утонувшем сыне Ростиславе и заражающей своей скорбью цветы и деревья.

9. Литература периода феодальной раздробленности. Анализ «Жития Александра Невского».
1. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XIII—XIV вв.)

С половины XII в. под влиянием княжеских междоусобиц, нападений кочевников, усиления феодальной раздробленности начинается оскудение древнерусского государства. Киевское княжество теряет свое общегосударственное значение. В 1240 г. Киев пал под ударом татар; культурный центр переходит из Киева на северо-восток, во Владимиро-Суздальскую землю, а затем в Москву. Княжеские междоусобицы, не прекращавшиеся первое время и под гнетом татар, усиливали замкнутость отдельных «уделов». Литературное развитие в XIII—XIV вв. носит поэтому областной характер.