Файл: Методическая разработка Формы и методы обучения на современном учебном занятии по истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по истории» должна включать следующее:


№ п/п

Обязательный элемент методической разработки

Содержание

1.

Тема учебного занятия с указанием класса

Обществознание 10 класс

Тема: Мораль.


2.

Предметные и метапредметные результаты обучения

личностные:

  • осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности;

  • навыки грамотного обсуждения проблем нравственного сознания и нравственного поведения;

  • позиция социально обоснованной оценки нравственных ситуаций и коллизий во взаимоотношениях со сверстниками в учеб- ном коллективе, в неформальных отношениях, а также с родителями и старшими;

  • понимание связей между моралью и другими формами общественного сознания, роли морали в истории и на современном этапе общественной жизни;

метапредметные (УУД):

  • навыки рефлексии структурных особенностей морали, её рациональных и эмоциональных проявлений;

  • умение уверенно пользоваться основными нравственными категориями и приводить примеры их проявлений;

  • позиция аргументированной оценки нравственно-этических ситуаций и моральных оснований поступков;

  • установка на понимание иной точки зрения и объективную оценку моральных мотиваций окружающих;

  • умение сравнивать источники социальной информации, различные признаки теоретических понятий, выявлять существенные признаки каждого из них, их сходство и различия и на этой основе давать свою характеристику основных признаков морали;

предметные:

  • знание основных исторических этапов в развитии нравственного сознания человечества;

  • уяснение смыслового различия понятий «мораль», «нравственность», «этика», «долг», «нравственный императив», «смысл жизни», «нравственный идеал»;

  • умение приводить примеры нравственных коллизий и обоснованно формулировать свою позицию по отношению к ним;

  • навыки работы с информацией в таблицах.

Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная куль тура личности».

Называть моральные категории.

Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку

конкретных поступков людей и их отношений. Иллюстрировать примерами

ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор.


3.


Этапы учебного занятия с описанием:

- учебных заданий,

- форм работы на разных этапах учебного занятия

Урок носит комбинированный характер: сочетает объяснение учителя, эвристическую беседу, работу с текстом учебника и выполнение творческих заданий.


Ход урока

Деятельность учителя

I. Что такое мораль?

-Определение морали

- Подходы к происхождению морали

- 3 этических принципа морали

-Нравственные (моральные) идеалы.

II. Мораль и право

III. Добро и зло

IV. Нравственная культура личности.

-Определение нравственной культуры личности

-3 этапа формирования нравственной культуры

V. Заключение.


1. Организация урока.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно.

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня остановимся более подробно.

- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”.

- План нашего урока вы видите на экране.

- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока.

I. Что такое мораль?

Ребята, сформулируйте определение понятия “мораль”? Укажите ваше понимание морали.

Сравним с определением, которое дается в учебнике

Мораль –это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.

Следующий этап урока, делим класс на 4 группы

  1. группа - анализируют период древности

  2. группа - анализирует период средневековья

  3. группа - анализирует период нового времени

  4. группа - анализируют период новейшей истории

задание: используя текст параграфа и знания по истории каждой группе необходимо:

-проанализировать подход к происхождению морали и основные моральные принципы;

-найти понятие нравственного идеала для данного периода времени

-сформулировать понятие морали для данного периода

Учитель: мы приходим к выводу, что с изменением исторической ситуации меняется и само представление о морали и нравственности.

II . Мораль и право

  • И так чем мораль отличается от права

  • Давайте вспомним, что такое право?

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

  • Что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?

Задание:

  • Когда впервые появляется мораль и когда право?

  • Что было раньше и почему?

  • Что является общим, а в чем отличия

Выслушав точку зрения учеников учитель делает вывод:

Общим является:

  1. Мораль и право относится к социальным нормам;

  2. выступает мерой свободы в обществе;

  3. регулирует общественные отношения.

Отличия:

  1. Право возникает позже морали

  2. нормы морали добровольные, а права обязательные

  3. мораль поддерживает общественные отношения

  4. право регулирует отношения которые подконтрольны государству .

III. Добро и зло - аргументы на 2 варианта

Метод «Дебаты». (устно 4 человека)

IV. Нравственная культура личности.

Работаем с учебником учитель дает «шапку» таблицы (выводим на экран)

V. Заключение.

Давайте подведем итоги и проиллюстрируем конкретными примерами взаимосвязь морали и права.

1.Мораль возникла раньше права

2.Исходя из исторической ситуации меняется само понятие морали и нравственные идеалы, понятие добра и зла.

3.Выделяется 3 основных этапа в формировании нравственной культуры

  • Формирование элементарной нравственности

  • Формирование конвенциональной нравственности

  • Формирование автономной нравственности

Учитель:

В заключении хочу сказать: прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому стоит всегда задумываться о своих поступках, не забывать золотое правило нравственности.

Д/з параграф 12, эссе на тему: «Высоконравственный человек это ….»

4.

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

Самостоятельная работа с учебником, элементы метода «дебаты», домашнее задание - эссе.