Файл: Реферат по дисциплине Криминология и предупреждение преступлений на тему Социальное и биологическое в личности преступника.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт непрерывного образования
Многопрофильный колледж
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Криминология и предупреждение преступлений»
на тему «Социальное и биологическое в личности преступника»
специальность – 40.02.02. «Правоохранительная деятельность»
Выполнил студент: Кистина А.М.
Группа: 20КД7
Проверил руководитель:Фирсова Д.И
Работа защищена с оценкой ______________
Преподаватель _____________ Фирсова Д.И
Дата защиты «___»_______________202__г.
Пенза, 2023
Введение
Актуальность исследования. В каждой сфере человеческих знаний есть проблемы, которые никогда «не стареют». К ним постоянно обращается и будет обращаться разум человека в попытках понять смысл жизни, раскрыть тайну человеческого поведения. И всякий раз, по мере накопления знаний, под влиянием новых идей и фактов будет находить в них новые аспекты. Именно такой проблемой является проблема соотношения социального и биологического в личности человека.
Изучение личности преступника, ее особенностей и процессов формирования, механизма преступного поведения, негативных социально-психологических свойств личности преступника является одной из центральных тем криминологии. Без учета этой информации невозможно понять и правильно охарактеризовать причины и условия преступности вообще и конкретного преступления.
Степень разработанности темы. У каждого человека социальная программа, заданная внешним миром, преломляется через интеллект и чувственно-эмоциональную сферу, постепенно становится внутренним содержанием личности.
Биологическое в человеке выступает в качестве материальной предпосылки для развития его социальной сущности. Однако к подобному выводу в криминологии пришли не сразу.
Объектом данного исследования являются вопросы обобщения опыта исследований криминологами сущности личности человека, в том числе и преступника, уяснения сложного механизма противоправного поведения, а также попытка ответа на вопрос - что является определяющим в выборе вариантов поведения.
Предмет исследования - анализ конкретных криминологических теорий, рассматривающих поведение человека как результат биологических либо социальных влияний. Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника, характеристики основных биологических теорий, рассмотрения личности преступника как объекта криминологического изучения ответить на вопрос - что является определяющим в личности человека при становлении ее на путь совершения преступлений - социальное или биологическое.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи исследования: рассмотреть вопрос соотношения социального и биологического в личности человека и его значение для решения проблемы ответственности в человеческом обществе; проанализировать «антропологическую» школа в криминологии и иные теории клинической направленности, показать влияние, которое оказывали эти взгляды на вопрос соотношения социального и биологического в личности преступника; рассмотреть общесоциологическое понятие личности человека, показать ее социальную сущность, определить пределы изучения личность преступника как объекта криминологического изучения.
ПРЕСТУПНИКИ КАК ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
Объектом криминологического изучения являются, во-первых отдельные лица, совершающие преступления, например, при монографических исследовании. Во – вторых, различные контингенты преступников: несовершеннолетние преступники, рецидивисты и т.п.. В – третьих, различные криминологические типы преступников о которых говориться далее.
При этом криминолог имеет дело1 с фактическими преступниками, а не только с теми, в отношении которых состоялся вступивший в законную силу приговор суда. Объектом криминологического исследования человек становиться сразу после совершения им уголовно наказуемого деяния. Нельзя забывать, что нередко не выявляются и уходят от уголовной ответственности самые опытные, организованные и профессиональные преступники. Поэтому делать выводы о характеристиках преступников только на основе материалов уголовных дел, уголовной статистики – это значит не увидеть многие важные моменты, определяющие фактическую преступность и её развитие.
Одновременно объектом изучения криминолога являются лица, не совершающие преступлений, ведущие себя устойчиво правомерно. Это важно при использовании метода контрольной группы и выявлении отличий характеристик не воображаемых, или «идеальных» людей, а реальных, формировавшихся в тех же условиях.
Криминологическое изучение преступления не может быть исчерпывающим исследованием всей сложной комплексной проблемы человека и его деятельности.
Криминолог изучает преступность и преступников в рамках так называемого частичного детерминизма, когда раскрытие детерминант заведомо неполно с точки зрения философии, всех наук о человеке и обществе. Полнота здесь относительная, привязанная к предмету и методам криминологии.
Таким образом, возникает задача вычленения круга характеристик, позволяющих выявить ближайшие к преступлению и преступности причинные связи, причинные цепочки и комплексы. И при необходимости для углубления их анализа обратиться к другим специалистам, передать им необходимую информацию в своеобразной исследовательской эстафете.
Наиболее распространённым в криминологии является выделение части групп признаков1:
-
социально-демографические признаки; -
уголовно-правовые признаки; -
социальные проявления в разных сферах жизнедеятельности, или специальные связи; -
нравственные свойства; -
психологические признаки; -
физиологические (биологические) характеристики.
Выявление психологических признаков – задача специалистов - психологов и требует специальных психологических, психофизических показаний.
При анализе ближайших к преступлению причинных цепочек и комплексов допустимо ограничение только социологическим, социально – психологическим и этико – правовым исследованием.
При этом личность преступника изучается одновременно в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой – как субъект, способный к активной, целенаправленной, преобразующей деятельности.
В этом случае традиционно выделяемые и указанные выше характеристики сказываются на вполне удовлетворяющими задачам такого исследования.
При анализе уголовно-правовой характеристики, например, выявляются данные о ранее совершавшихся личностью преступлениях. Но ведь важно и другое: в рамках какой именно деятельности личности совершались эти преступления, во имя удовлетворения каких именно потребностей и интересов это происходило, какие нравственные качества личности находили своё проявление в преступлениях?
По этому при изучении личности как определённой целостности, в единстве её сознания и деятельности, во взаимодействии её с социальной средой предмет изучения стал выглядеть иначе. Учитывались опыт и результаты криминологических исследований.
В качестве предмета исследования стали выделяться следующие характеристики1:
-
«объективные»: социальные позиции и роли, деятельность личности; -
«субъективные»: потребностно-мотивационная сфера, ценностно-нормативная характеристика сознания. В рамках первой группы характеристик анализируются социально-демографические, уголовно-правовые признаки.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ, РОЛИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСТУПНИКОВ.
Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевого поля
Социально-ролевой подход стал получать всё большее распространение в криминологии 70-х годов, хотя как бы стихийно применялся и раньше при изучении социально-демографических характеристик личности.
Существует четыре подхода1 к определению и пониманию социальных ролей:
1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет своё содержание (сценарий роли). И человек следует этому сценарию. Это нормативное понимание роли (социальной роли). Сама эта социальная позиция – своеобразный узел связей в социальных отношениях, а роль – содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию.
2. При втором подходе роль – это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ей индивидуальными особенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчёркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость её исполнения каждым человеком.
3. Роль – это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как будет себя вести человек, занимающий определённую позицию. Практически это частный вариант первого подхода, делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компоненты личности, определяющие её поведение.
4. Роль как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рассматриваются как предписания внешней среды, так и социальные ожидания других субъектов.
В криминологии целесообразно исходить
1 из нормативного понимания роли. В соответствии с ним социальная позиция – это своеобразный узел отношений в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он – сын/дочь, отец/мать, брат/сестра, внук/внучка. Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый трёмя группами субъектов:
-
государством, выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов и т.д.); -
обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения, моральных, эстетических, религиозных, норм определённой партии, движения, диаспоры и иных; -
неофициальными структурами (семьёй, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т.д.) – в форме неписаных правил поведения и социальных ожиданий. К последней группе субъектов относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными ожиданиями.
Социологами и социальными психологами отмечается, что для человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормо-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.
Само исполнение роли накладывает на личность определённый отпечаток, развивает у неё одни качества и подавляет другие. Например отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения; они легко устанавливают контакты даже с малознакомыми людьми, чутко реагируют на их настроения, умеют подыграть этим настроениям. В то же время у них нередко существуют те черты, которые ценятся в трудовом коллективе, на производстве: дисциплина, профессиональная ответственность и т.п1.
Различаются:
-
роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих конкретной позиции; -
роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он намерен исполнить; -
фактическое исполнение роли в конкретных условиях места и времени.
В последнем случае сильно влияние социальных условий, а также уже сформированных личностных характеристик.
Криминологически значимы социально-ролевые ситуации, когда:
-
человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства, «большого общества» и вести себя в соответствии с требованиями права и морали. -
человек занимает одновременно позиции, которые связанны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, то есть налицо конфликт социальных позиций и ролей. -
человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение.( член ОПГ) -
отсутствует преемственность ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции. -
человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие. -
возник конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей. (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего)