Файл: Учебнометодическое пособие Издво Омск Омгу 2005 2 удк 800 ббк 81. 1я73 м 748.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство по образованию
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебно-методическое пособие
Изд-во
Омск
ОмГУ
2005 2
УДК 800
ББК 81.1я73
М 748
Рекомендовано редакционно-издательским советом ОмГУ
в качестве учебно-методического пособия
Рецензент: канд. филол. наук, доц., С.П. Афанасьева
М 748
Методы лингвистических исследований: учебно-ме- тодическое пособие / сост. М.В. Моисеев, Г.Г. Сёмкина. –
Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 108 с.
ISBN 5-7779-0639-7
В пособии описываются методы языковых исследований, применяемые в различных областях лингвистики. Знание лин- гвистических методов, с одной стороны, обеспечивает возмож- ность глубокого понимания достижений языкознания, с другой стороны, способствует получению навыков практической иссле- довательской деятельности, которые требуются будущему лин- гвисту при написании курсовых и дипломных работ.
К каждому разделу предлагаются контрольные вопросы и за- дания.
Подготовлено в соответствии с Государственным стандар- том для учебных дисциплин «Теоретическая грамматика англий- ского языка» и «Лексикология английского языка».
Для студентов старших курсов факультета иностранных язы- ков, обучающихся по специальностям «Перевод и переводоведе- ние» и «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».
УДК 800
ББК 81.1я73
© Моисеев М.В., Сёмкина Г.Г., 2005
ISBN 5-7779-0639-7
© Омский госуниверситет, 2005
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ......................................................................................................... 4
1. Различие понятий «методология», «метод», «методика».................. 6
2. Традиционные методы лингвистических исследований ................ 12 2.1. Описательный метод изучения языка ............................................ 12 2.2. Сопоставительный метод изучения языка ...................................... 13 2.3. Сравнительно-исторический метод в языкознании...................... 15
3. Конструктивные методы изучения языка......................................... 19 3.1. Моделирование лингвистических объектов.................................. 19 3.2. Трансформационный метод ............................................................ 42 3.3. Перифразирование как вид трансформации.................................. 48 3.4. Дистрибутивный метод ................................................................... 53 3.5. Дистрибутивно-статистический анализ......................................... 62 3.6. Субституционная методика ............................................................ 64 3.7. Валентностный анализ .................................................................... 68 3.8. Дифференциальный анализ. Метод оппозиций. Метод компонентного анализа. Дефиниционный анализ..................................... 72 3.9.Контекстологический анализ........................................................... 87
4. Количественные методы изучения языка ......................................... 92
5. Экспериментальный метод .................................................................. 95
6. Психолингвистический, нейролингвистический,
социолингвистический методы ............................................................. 101 6.1. Психолингвистический метод в языкознании............................. 101 6.2. Нейролингвистические методы в языкознании .......................... 103 6.3. Социолингвистические методы в языкознании .......................... 104
Рекомендуемый библиографический список ...................................... 107 4
ВВЕДЕНИЕ
Современная лингвистика представляет собой непрерывно и многоаспектно развивающуюся систему знания об объективных законах языковой действительности в самых разных ипостасях – эволюционерно-динамической, системно-структурной, функцио- нальной и др. Это ее онтологический признак. Вторая ее состав- ляющая – детерминирующая, благодаря которой наука о языке определяется как организованная форма познавательной деятель- ности, направленная на поиск объективных законов внутренней организации, развития и функционирования языка. Открытие за- конов и познание закономерностей языка – задача любой лингвис- тической теории, глобальная цель языкознания. До тех пор, пока соответствующие закономерности не установлены, преждевре- менно говорить о сформировавшейся лингвистической теории.
При этом усилия исследователя по ее созданию могут быть вполне очевидными: описаны языковые явления, собран материал, систе- матизированы речевые факты. Все это чрезвычайно важные шаги в исследовании, однако, сделав их, лингвист оказывается лишь на полпути к познанию природы и сущности языкового явления. Не поняв его закономерностей, ничего не возможно объяснить и тем более предсказать. Поэтому развитие лингвистического поиска идет от сбора речевых фактов, их изучения и систематизации че- рез обобщение множества явлений и осмысление их основных за- кономерностей к целостной, связанной причинно-следственными отношениями и логически не противоречивой системе научных знаний, позволяющих объяснить непознанные стороны уже из- вестных языковых фактов, открыть новые и предсказать возмож- ные пути их развития и функционирования в будущем.
Познанные законы языка на различных этапах развития лин- гвистического знания оформляются в постулаты, положения, ги- потезы и другие обобщенные формулы, которые, однако, оказы- ваются лишь относительно непреложными и незыблемыми. Поис- тине конструктивную роль они играют лишь тогда, когда соответ- ствуют удовлетворяющему науку уровню лингвистических зна- ний. Приобретенные новые знания приводят к необходимости пе- ресмотра, корректировки или развития известного и привычного
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
5
постулата. Степень преобразования традиционной аксиоматики определяет смену лингвистических подходов, теорий, направле- ний и парадигм.
Становление науки завершается лишь тогда, когда она на- чинает обладать своим собственным методом исследования. Ме- тод служит инструментом для решения главной задачи лингвисти- ки – открытия объективных законов развития и функционирова- ния изучаемой языковой действительности. Метод в лингвистике
– это система научно-исследовательских приемов, предназначен- ных для познания закономерностей возникновения, развития и функционирования языковых явлений.
Что значит вести научное исследование?
Д.И. Менделеев полагал, что это значит: а) определять и вы- ражать качество неизвестного; б) измерять все то, что может под- лежать измерению, показывать количественное отношение неиз- вестного к известному; в) определять место изучаемого в системе известного, пользуясь и качественными, и количественными све- дениями.
Вести исследование, с точки зрения современного наукове- дения, значит:
– осуществлять научный поиск в направлении: единичное особенное – всеобщее;
– размышлять, производить мысленный эксперимент;
– искать противоречия в существующих научных представ- лениях;
– возвращаться к уже решенным вопросам и задачам, пред- лагать их рассмотрение с новых методических позиций, в новых ракурсах познания истины.
Опыт показывает, что при написании курсовых и диплом- ных работ студенты затрудняются при выборе методов научного исследования. Помочь начинающим исследователям разобраться в многообразии способов и путей научного лингвистического поис- ка и призвано данное пособие.
6
1. РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «МЕТОДОЛОГИЯ»,
«МЕТОД», «МЕТОДИКА»
Методология (от греч. méthodos – путь исследования, тео- рия и lógos – слово, учение) – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследования, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания.
Различают, как правило, три взаимосвязанных иерархиче- ских уровня методологии: философскуюметодологию, общенауч- нуюметодологию и частнуюметодологию.
В качестве более общего и самого высокого уровня высту- пает философская методология, определяющее значение для ко- торой имеют законы, принципы и категории диалектики, сформу- лированные и развитые Гераклитом, Платоном, Плотином, И. Кан- том, И. Фихте, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем. К ним относятся закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количе- ственных изменений в качественные, закон отрицания отрицания; категории общего, частного и отдельного, качества и количества, необходимости и случайности, возможности и действительности, формы и содержания, причины и следствия и др.; принцип всеоб- щей связи явлений, принципы противоречия, причинности и т. д.
Исходя из законов, принципов и категорий диалектики, язык необходимо рассматривать как сложное и противоречивое явле- ние, как единство материального и идеального, биологического и психического, общественного и индивидуального. Различия в ме- тодологических позициях языковедов, преобладающее внимание только к одной из перечисленных сторон языка привели к значи- тельному разнообразию направлений в языкознании: социологиче- скому, натуралистическому, психологическому, логическому и др.
Роль общеметодологического принципа выполняет и логика
научного познания. Фактически диалектика, логика и теория по- знания представляют собой единое целое. Логика научного позна- ния требует соблюдения законов логики в применении к правилам оперирования мыслями, чтобы получить непротиворечивые ре- зультаты исследования. Логика (философия) научного познания включает в себя дедуктивные (от общего к частному, от теории к
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7
фактам) и индуктивные (от фактов к общему утверждению) спо- собы научного познания мира. Взаимозависимыми общеметодоло- гическими (логическими, философскими) способами исследова- ния являются анализ (расчленение на элементы) и синтез (соеди- нение элементов в единое целое) изучаемых явлений, процессов.
В конкретном процессе познания анализ не обязательно должен предшествовать синтезу. Нередко бывает и наоборот, ко- гда, например, прибегают к гипотезам.
Гипотеза дает синтетически цельное представление об изу- чаемом предмете во внутренних связях составляющих его частей и свойств, которые устанавливаются предположительно, a priori, до опыта, но таким образом, что, признавая наличие этих связей и их определенный характер, мы получаем возможность объяснять и предсказывать реальные факты.
Роль гипотезы в научном познании исключительно велика.
Гипотезы широко используются в практике лингвистических ис- следований. Так, применение в лингвистике сравнительно-истори- ческого метода, ставящего своей целью путем сопоставления из- вестных фактов некоторых языков реконструировать их прошлое
(в частности, то отдаленное прошлое, которое не получило отра- жения в конкретных документах истории), имеет в своей основе ряд гипотез о генетическом родстве сопоставляемых языков.
Многие методы современной описательной лингвистики также основаны на дедуктивных гипотезах. Например, в основе так называемого дифференциального анализа лежит признание того, что лингвистические единицы находятся в определенном соотношении друг с другом, образуют систему и могут иденти- фицироваться и классифицироваться по их месту в системе. Осно- ванием для применения в лексикологии так называемого дистри- бутивного анализа служит предположение, что между семантикой слова и его сочетательными свойствами существует определенное соответствие и т. д.
С помощью гипотез мы пытаемся решить те задачи, которые возникают перед нами в процессе познания действительности. Но сами гипотезы содержат только возможные решения, правиль- ность которых либо подтверждается, либо опровергается в ходе дальнейшего исследования. Для доказательства их правильности
8
и, следовательно, состоятельности соответствующих гипотез не- обходимо, чтобы они были согласованы с фактами.
Доказанная, т. е. согласующаяся с фактами, гипотеза есть на- учная теория.
Общенаучная методология представляет собой обобщение методов и принципов изучения явлений различными науками.
Общенаучными способами исследования являются наблюдение,
эксперимент, моделирование, которые носят различный характер в зависимости от специфики науки.
Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме, в форме графиков, таблиц, геометрических структур и т. д. Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи то- го или иного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой яв- ления.
Эксперимент как общенаучный способ исследования – это поставленный опыт в точно учитываемых условиях. В лингвисти- ке эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без таковых (психолингвистические тесты, анкетирование и т. д.).
Моделирование представляет собой такой способ познания явлений действительности, при котором объекты или процессы изучаются путем построения и исследования их моделей. Модель в широком смысле – это любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график и т. п.) или устрой- ства, используемые в качестве «заместителя», «представителя» какого-либо объекта, процесса или явления. Любая модель стро- ится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и яв- ляется его функциональным аналогом, позволяя переносить зна- ния с модели на оригинал. Понятие модели широко входит в язы- кознание в 60–70-е годы XX столетия в связи с проникновением в лингвистику идей и методов кибернетики.
Важным общенаучным элементом процесса познания явля- ется интерпретация (от лат. interpretatio – объяснение, истолкова- ние), суть которой заключается в раскрытии смысла полученных
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
9
результатов исследования и включении их в систему существую- щих знаний. Безотносительно к характеру применяемых специаль- ных методов решающим аспектом любого грамматического ис- следования служит интерпретация полученных данных в лингво- филологическом рассуждении, осуществляемом под контролем общеметодологических принципов познания природы и общества.
Именно в ходе лингвофилологического рассуждения и раскрыва- ется истинный смысл результатов конституентного и категори- ального изучения языковых фактов, и, соответственно, устанавли- вается сущность рассматриваемых явлений, скрытая от прямого наблюдения.
Без включения новых данных в систему существующих зна- ний их смысл и ценность остаются неопределенными. В 60–70-е годы XX века возникло и развилось целое научное направление – интерпретирующая лингвистика, которая рассматривала значение и смысл языковых единиц зависимыми от интерпретирующей дея- тельности человека.
Частная методология включает методы конкретных наук, например, математические, биологические, лингвистические и др., которые соотносятся с философской и общенаучной методологи- ей, а также могут заимствоваться другими науками. Лингвистиче- ские методы исследования характеризуются прежде всего редким применением инструментального эксперимента и слабой форма- лизацией доказательств. Лингвист ведет анализ обычно путем на- ложения имеющихся знаний об объекте исследования на кон- кретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория строится на основе моделей-образцов. Свобод- ная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются ха- рактерными чертами лингвистических методов.
Термин «метод» как путь исследования явлений никогда не понимался однозначно. В.И. Кодухов, например, различает четыре понятия, выражаемые термином «метод»: метод-аспект как способ познания действительности, метод-прием как совокупность пра- вил исследования, метод-методика как процедура применения ме- тода-приема, метод-способ описания как внешняя форма приема и методики описания (формализованная – неформализованная, вер- бальная – невербальная).
10
Чаще всего под методом понимают обобщенные совокупно- сти теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией. Наиболее общий метод всегда представля- ет собой единство «метод-теория», вычленяя ту сторону объекта исследования, которая признается важнейшей в данной теории.
Например, исторический аспект языка в сравнительно-историчес- ком языкознании, психологический – в психолингвистике, струк- турный аспект в структурной лингвистике и т. д. Любой крупный этап в развитии языкознания, характеризующийся изменением взглядов на язык, сопровождался изменением метода исследова- ния, стремлением создать новый общий метод. Таким образом, каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои ас- пекты, свойства и качества объекта. Например, применение срав- нительно-исторического метода в языкознании связано с родством языков и их историческим развитием, статистического – с дис- кретностью языковых единиц, их разной частотностью и т. д.
Следует помнить, что метод всегда соединен с целью. Все методы объективно значимы, каждый – в рамках поставленной перед ним цели. Сила современной лингвистики в богатстве мето- дов, отвечающем разнообразию и сложности стоящих перед ней задач и целей, и возможности их комбинирования.
Методика исследования представляет собой процедуру применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследова- теля и иных факторов. Например, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования может исполь- зоваться различная методика: делаться приблизительные подсче- ты, точные подсчеты с использованием математического аппарата, сплошная или частичная выборка языковых единиц и тому подоб- ное. Методика охватывает все этапы исследования: наблюдение и сбор материала, выбор единиц анализа и установление их свойств, способ описания, прием анализа, характер интерпретации изучае- мого явления. Самый хороший метод и прием исследования могут не дать нужных результатов без верной методики исследования.
Если метод – это путь, прокладываемый к истине, то методика – инструмент, нужный для прокладывания этого пути.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
11
При характеристике каждого из лингвистических направле- ний и школ методическая проблематика занимает в этом то боль- шее, то меньшее место. Различие в школах внутри одного лин- гвистического течения, направления чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описа- ния материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, ха- рактеризуются различные школы структурализма: пражский струк- турализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.
Таким образом, методология, метод и методика являются тесно связанными и взаимодополняющими друг друга понятиями.
Выбор в каждом конкретном случае того или иного методологиче- ского принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей и задач исследования.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите три иерархических уровня методологии.
2. Назовите основные законы, категории и принципы диа- лектики.
3. Какие способы научного познания мира включает в себя логика?
4. Что такое гипотеза? В чем заключается роль гипотезы в научном познании?
5. Назовите основные общенаучные способы исследования.
Опишите каждый из них.
6. Объясните важность интерпретации полученных данных в лингвофилологическом рассуждении.
7. Что может подразумеваться под многозначным термином
«метод»?
8. Что такое методика исследования?
9. От чего зависит выбор того или иного методологического принципа, метода, методики исследования?
12
2. ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Описательный метод изучения языка
Описательный метод относится к числу самых древних в науке о языке. Древнейшие грамматики были по преимуществу описательными; такими же по преимуществу являются и совре- менные грамматики. Описательный метод и сегодня является ве- дущим приемом анализа языковых фактов в научной, учебной ли- тературе, в многочисленных толковых словарях, энциклопедиче- ских изданиях и т. д. Причем в энциклопедиях для описания фак- тов часто используются рисунки, фотографии, карты, схемы, таб- лицы и т. д. В качестве лингвистического инструмента описания естественного языка используется метаязык. Описательный метод по своей природе является методом синхронического анализа.
Составными частями метода являются наблюдение, обобще- ние, интерпретация и классификация.
Сущность наблюдения заключается в выделении единиц описания, их свойств, признаков, характеристик. Например, выде- ление различных групп лексики, грамматических свойств слов и т. д.
Обобщениесводится к синтезу подобных и повторяемых явлений, единиц наблюдения в одну более широкую категорию, в пределах которой они объединяются теми или иными признаками.
Например, родственная по тем или иным признакам лексика в те- матические, терминологические, синонимические и иные группы.
Интерпретациярезультатов наблюдения представляет со- бой их толкование, установление места факта среди других фак- тов. Необходимо иметь в виду возможность различных интерпре- таций одного и того же факта или результата.
Классификациябазируется на распределении совокупно- сти фактов относительно один одного по определенным призна- кам. Результаты классификации часто оформляются в виде таб- лиц, например, классификация гласных и согласных звуков.
Описательный метод дифференцированно применяется в за- висимости от принадлежности ученого к той или иной школе или направлению. Например, по-разному осуществляли описательное
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»