Файл: Учреждение высшего образования московский финансовопромышленный.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«СИНЕРГИЯ»
Факультет Электронного обучения
Направление/специальность подготовки: 37.03.01Психология
Профиль/специализация: Социальнаяпсихология
Форма обучения:Заочная
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙПРАКТИКЕ
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
II
(семестр)
Обучающийся | Куликов Александр Евгеньевич | |
| (ФИО) | (подпись) |
Руководитель практики от Университета | ||
| (ФИО) | (подпись) |
Москва 2021 г.
Я, Куликов Александр Евгеньевич проходил учебную практику с 01 июля 2021 по 14 июля 2021 в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» на факультете «Психология».
«Синергия» была основана как «Московский финансово-промышленный институт» (МФПИ), получив лицензию Минобрнауки в 1995 году, а в начале 1999 года — пройдя государственную аккредитацию.
С 2001 года магистерские программы бизнес-школы университета имеют аккредитацию AMBA, всего аккредитация была пройдена шесть раз, актуальный сертификат получен в 2016 году. В 2003 году вуз стал членом Европейского фонда развития менеджмента под англоязычным названием «Sinerghia», однако в 2017 году был исключён из членов фонда.
В 2005 году МФПИ меняет название на «Московская финансово-промышленная академия» (МФПА), а в 2011 году — на «Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Цель практики: практическое применение полученных теоретических знаний, умений и навыков, и получение представления о практической деятельности организации.
Задачами практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются:
– практическая проверка теоретических данных, полученных в результате учёбы;
– получение практики применения знаний в области профессиональной деятельности;
– изучение этики профессиональной деятельности психолога;
– получение практического опыта в сфере будущей профессии;
– приобретение навыков первичной работы с методиками психологической диагностики.
За период прохождения практики мною было проведено исследование студентов Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Тема работы «Синдром эмоционального выгорания у студентов и методы профилактики и предотвращения его развития».
В современном мире синдром эмоционального выгорания становится всё более и более распространенным явлением среди населения. Как правило, ему подвержены люди, чья профессия связана с стрессом, психоэмоциональными нагрузками и, зачастую, тесным общением с людьми. Однако, студенты, не являясь «представителями профессии», тем не менее, довольно часто обнаруживают у себя физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные симптомы эмоционального выгорания.
Конечно, постоянные экзамены, зачёты, проекты создают определенный постоянный уровень нагрузки, тем самым, способствуя возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с тем, что студенты, являясь будущими специалистами, в случае возникновения синдрома эмоционального выгорания, могут бросить учёбу, потерять к ней интерес, тем самым, лишаясь возможности в будущем стать профессионалом и приносить пользу обществу. Однако, данный результат синдрома эмоционального выгорания, в худшем случае, способен разрушить человеку жизнь, так как у него не получится «найти своё место в жизни», обрекая его на страдания и, потенциально, разрушительную или само-разрушительную деятельность.
В случае возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов, это имеет более разрушительные последствия, так как психика студентов ещё не столь устойчива к стрессовым переживаниям и может получить тяжелый ущерб в результате возникновения данного синдрома.
Таким образом, психодиагностика синдрома эмоционального выгорания у студентов и предложения по предотвращению возникновения данного синдрома, а также помощи страдающим от синдрома является важной и актуальной задачей.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания у студентов.
Предмет исследования: факторы и причины возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов, а также методы профилактики и предотвращения развития синдрома.
Целью исследования является необходимость определения факторов и причин возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов, а также сбор информации по методикам предотвращения развития данного синдрома.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Охарактеризовать факторы и причины возникновения синдрома эмоционального выгорания у студентов на основе полученных в результате исследования данных.
Охарактеризовать методы, используемые студентами с целью предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания.
Выборка: студенты НОУ МФПУ «Синергия».
3 курса – 3 человек (2 парня и 1 девушка, возрастом 20-23 года)
4 курса – 2 человек (1 парень и 1 девушка, возрастом 22-24 года)
Эмоциональное выгорание – состояние физического, умственного и эмоционального истощения, присущее профессиям в социальной сфере, связанными с постоянным взаимодействием с людьми, также, часто проявляется у домохозяек и молодых мам. Такое состояние приводит к тому, что человек становится более подвержен стрессу, находится в постоянном напряжении, теряет интерес к своей деятельности и к людям. Крайней степенью эмоционального выгорания может быть депрессия, и на последних стадиях человек не имеет шансов восстановить интерес к своему делу, тяжело включается в какую-либо деятельность.
Понятие синдрома эмоционального выгорания было введено американским психологом Гербертом Фрейденбергом. В дальнейшем феномен эмоционального выгорания был детализирован Маслачом, Пельманом и Хартманом в 1982 году. Они выделили три основные компоненты эмоционального выгорания: эмоциональное или физическое истощение, деперсонализация и снижение рабочей продуктивности.
У синдрома эмоционального выгорания есть ряд симптомов, которые можно разделить по группам:
Физические: постоянные головные боли, усталость, проблемы со сном (недосып, бессонница), уменьшение или увеличение веса, нехватка сил, быстрая утомляемость, в целом ухудшение здоровья и проблемы с сердцем, желудком;
Эмоциональные: безразличие, недостаток эмоций, пессимизм, фрустрация и беспомощность, раздражительность, тревожность, рыдания, истерики, душевные страдания, чувство вины.
Поведенческие: во время учёбы возникает частое желание прерваться, всё бросить, ничего не делать, поскорее уйти с занятия, урока, пары. Мир начинает видеться серым и безликим: например, рабочий стол становится скудным, одежда в серых и тёмных тонах, уменьшается физическая нагрузка, появляется безразличие к еде, эмоциональное состояние становится импульсивным.
Интеллектуальные: тоска, уныние, потеря интерес а к обучению и изучению новых вещей, теорий, учений.
Социальные: социальная жизнь сходит на нет, отсутствуют энергия для активной (или хоть какой-нибудь) общественной жизни, пропадает желание заниматься даже своим хобби.
На формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов, как оказалось, влияли следующие факторы:
1.Экзамены, учёба. Студенты сильно переживали из-за экзаменов, из-за того, всё ли у них получится, попросту израсходовали все свои нервы, ресурсы. Когда учёба начинает «давить», то от нее хочется отгородиться, хочется перестать отдавать ей то количество своей энергии и нервов, которые она отнимает.
2.Однообразие, скука. Рутина может достаточно сильно утомлять, и если изо дня в день заниматься одним и тем же, то ты просто сгоришь, потеряешь интерес к этой деятельности.
3.Слишком качественное выполнение работы, которое не получило должной оценки. Когда очень стараешься, но твой труд не оценивают, то желание что-либо делать в дальнейшем просто отпадает. Также, стимулирующие выплаты становятся дополнительным фактором стресса;
4.Проблемы в семье и в учёбе. Проблемы всегда становятся помехой и мешают жить, учиться и работать, пока с ними не разберёшься. А пока они есть, то отнимают очень много сил, ресурсов, которых в итоге не хватит для качественного получения информации, образования.
Исходя из результатов опроса о методах, используемых студентами для профилактики и предотвращения развития синдрома эмоционального выгорания, были выявлены следующие методы:
-
Обновить, изменить что-то в своей жизни. Учитывая то, что одной из причин было «однообразие», то изменения в своей жизни в лучшую сторону помогают почувствовать себя лучше. Например, сменить имидж, записаться на новую секцию, познакомиться с новыми людьми, пойти на мероприятие, на котором давно хотел побывать. -
Проработка своих проблем с психологом/разговор с близким человеком. Когда выговариваешься – становится легче. Также, новый взгляд на проблему со стороны позволяет увидеть её под новым углом. -
Занятие любимым хобби. Когда делаешь то, что приносит тебе удовольствие – это дарит радость, даёт тебе кучу положительных эмоций, даёт силы. Становится легче, особенно, когда ты даже очень увлекаешься своим делом — это помогает забыть о чём-то плохом, отвлечься. -
Отдых. Расслабление и запланированное время отсутствия дел – важные компоненты профилактики. Также, сюда могут входить просмотр сериалов, фильмов, лежание на диване, продолжительный сон. Физическое и психологическое восстановление - важный процесс в выздоровлении. -
Общение с эмоционально заряженными людьми. Социальное взаимодействие с активными людьми может помочь с предотвращением развития синдрома. -
Самоанализ. Необходимость в саморефлексии, осознании и анализе учёбы, предмета учёбы.
Вывод: Причинами и факторами синдрома эмоционального выгорания у студентов являются некоторые особенности получения высшего образования, непосредственно связанные с стрессом в разных его проявлениях. Для предотвращения и профилактики синдрома эмоционального выгорания рекомендуется, в основном, совершить какое-то изменение и, в том числе, сделать передышку для восстановления сил.
Список литературы.
-
Мальцева С.М., Гришин В.В., Шиловская Н.С. К вопросу о соотношении содержания и формы в современном образовании: философский аспект // Современное образование. 2019. № 3. С. 44-49. -
Балашова Е.С., Грибанов С.В., Мальцева С.М. Бессознательная научная работа: мечты или реальность // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 5-2. С. 67-71. -
Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57. -
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других: монография. М: Филинъ, 1996. 472 с. -
Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. №43. С.5. -
Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека: монография