Файл: Трансграничные месторождения полезных ископаемых понятие, существующие подходы по нормативно правовому регулированию процесса их освоения.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему: Трансграничные месторождения полезных ископаемых: понятие, существующие подходы по нормативно – правовому регулированию процесса их освоения.
Содержание
1)Понятие и виды трансграничных месторождений
2)Методы правового регулирования и формы организации использования трансграничных месторождений
3)Нерешенные проблемы законодательства о недрах
4)История развития законодательства о трансграничных месторождениях за рубежом
Понятие и виды трансграничных месторождений
Для целей настоящей диссертации используется широкое понятие ТГМ как месторождения углеводородов, которое пересекается границами или иными узаконенными разделительными линиями -межгосударственными, внутригосударственными или индивидуально-пользовательскими (границами лицензионных участков недр). Конечно, такое понятие ТГМ очень условно, потому что под трансграничными в зарубежной литературе обычно понимают те месторождения, которые пересекаются только государственными границами, т.е. границами, которые устанавливают территориальные пределы государства. Сам термин «трансграничность» - иностранного происхождения, и им обозначаются именно «межгосударственные» ТГМ. В российскую научную литературу он проник недавно, и при этом используется также для обозначения месторождений, разделенных не только межгосударственными границами, но и границами между субъектами РФ и лицензионных участков.6
Трактовка трансграничности в широком смысле, по убеждению автора диссертации, не только оправдана, но и необходима. Ведь не только граница в ее собственном, узком смысле, а любая законно проведенная разделительная линия создает феномен трансграничности, если она отграничивает часть месторождения, на которой государство устанавливает правила при пользовании недрами, которые могут отличаться от правил, действующих на других участках месторождения. Поэтому критерием трансграничности месторождения является не столько вид границы (государственная или иная), сколько различия в правовом режиме разделенных ею участков недр.
В этом смысле могут существенно различаться правовые режимы использования участков недр не только на территории сопредельных государств, но и на территории сопредельных субъектов федерации в одном государстве, разделенных административно-территориальной границей, а также
правовые режимы отдельных участков недр, на которые может быть разделено конкретное месторождение. Конечно, характер таких различий существенно разнится в зависимости от вида границы, пересекающей ТГМ, но в любом случае имеет место именно феномен трансграничности. Если отказаться от понятия трансграничности, то невозможно идентифицировать эти различия и, как следствие, сформулировать основные положения законодательства о регулировании использования ТГМ.
Различия правового регулирования использования «межгосударственных» ТГМ могут иметь системный характер, потому что, теоретически рассуждая, можно допустить, что сопредельные страны могут принадлежать к разным правовым системам (как, например, Великобритания и Норвегия на шельфе Северного моря). Системный характер приобретают различия в регулировании участков «межгосударственного» ТГМ, если в одной из сопредельных стран недропользование целиком монополизировано государством (как это, например, имело место в СССР), тогда как в другой сопредельной стране оно имеет частный характер. Третий пример: в одной стране недропользование основывается на административной, лицензионной системе, а в сопредельной стране - на договорной. Еще один пример: в одной стране недра целиком принадлежат федерации, тогда как в другой -собственность на них разделена между федерацией и ее субъектами. Подобные примеры можно продолжить.
Во всех таких случаях «межгосударственное» ТГМ, если его правовой режим урегулирован соответствующим договором, становится как бы общим «правовым полем» двух суверенных соседних государств и их национальных правовых систем, представленных в данном случае теми отраслями права, которые связаны с регулированием недропользования. К особенностям межгосударственной трансграничное относится и то, что сопредельные государства - это всегда собственники недр, в отличие от других субъектов трансграничных отношений, которые правами собственника на них не обладают. Как собственник государство предоставляет право пользования недрами, а как орган публичной власти регулирует их использование. Государство - не простой собственник, а суверенный. Никакие другие субъекты трансграничных отношений такими свойствами не обладают.
В практике недропользования, однако, преобладает «внутригосударственная» трансграничность, хотя, как говорилось, ее порождают уже не государственные, а иные границы. В России - это границы субъектов федерации, которые согласно Конституции РФ совместно с федерацией ведают вопросами владения, пользования и распоряжения недрами, в т.ч. и вопросами ТГМ. В Российской Федерации эта конституционная норма, как известно, воплощается в так называемом принципе «двух ключей». Иными словами, в принципе совместного ведения сферой недропользования со стороны федерации и ее субъектов. В настоящее время, судя по разрабатываемым законопроектам, этот принцип уходит в прошлое. Регулирование всех основных вопросов недропользования становится прерогативой (исключительной компетенцией) Российской Федерации. С учетом этого обстоятельства должно быть сформулировано и будущее законодательство о ТГМ. Вместе с тем это не означает, что субъекты РФ полностью отстранятся от регулирования недропользовательской деятельности на своих территориях.
В отдельных странах существует трансграничность месторождений, пересекаемых границами субъектов, которые также, как государство, являются собственниками недр, расположенных на их земле. Это субъекты федерации США (штаты) и Канады (провинции). Общим «правовым полем» в таких случаях является ТГМ между сопредельными субъектами федерации, а правовой режим его использования определяется законодательством обоих субъектов, а также нормами федерального законодательства о ТГМ.
Трансграничность месторождений, разделяемых границами публично-правовых образований (федерации и ее субъектов), принципиально отличается от еще одной разновидности «внутренней» трансграничности -трансграничное индивидуальных участков пользователей недр. Во-первых, разделительная линия между ними не имеет публичной и общеобязательной природы. Ею связаны только недропользователи. Во-вторых, недропользователи - частные лица, а не публично-правовые образования. В-третьих, и это главное, они непосредственно используют недра, т.е. являются конечным адресатом регулирования со стороны публично-правовых субъектов отношений трансграничности.
Методы правового регулирования и формы организации использования трансграничных месторождений
Остановить подземную миграцию углеводородного сырья, чтобы справедливо обеспечить интересы каждого пользователя, практически невозможно. Есть другой выход. Длительный и успешный опыт регулирования использования ТГМ за рубежом показывает, что обеспечить такие интересы можно только в одном случае: если ТГМ будет осваиваться, говоря языком специалистов, как единая гидродинамически связанная залежь, как единый, целый объект.10 Это возможно при условии применения единых для всего ТГМ приемов правового регулирования, обеспечивающих единообразный правовой режим использования всего ТГМ, и особых форм организации совместных действий пользователей ТГМ. В зарубежном законодательстве преобладающий способ использования ТГМ именуется юнитизацией (англ. - unitization). Юнитизация - это объединение в разных формах пользователей всего ТГМ с целью обеспечить их согласованную деятельность по единому плану использования ТГМ. Российскому законодателю термин «юнитизация» неизвестен. Его не обязательно навязывать законодателю. Важно подобрать такой термин (или словообразование) из русского языка, который означает объединение пользователей ТГМ с целью согласования их действий, сотрудничества (например, совместная разработка, консолидация и т.п.).
Юнитизация подразумевает заключение между всеми пользователями ТГМ особого юнитизационного соглашения, по которому стороны принимают на себя обязательства по совместной разработке месторождения на основе единого, общего плана.
Понятие юнитизации, как организационной формы объединения, а также понятие юнитизационного соглашения по-разному преломляется в зависимости от вида трансграничного месторождения. Таких видов, как отмечалось, несколько, и каждый из них определяется, в конечном счете, спецификой 1) субъектов прав на ТГМ и 2) норм, регулирующих использование трансграничного месторождения.
Так, субъектами прав на межгосударственное ТГМ являются суверенные государства, границы которых пересекаются месторождением. Источником правовых норм по использованию ТГМ для государств -участников служит условно именуемое международное юнитизационное соглашение, в котором они согласовывают общий порядок и основные направления использования трансграничного месторождения. Следовательно, юнитизация в данном случае понимается по-иному, чем при объединении непосредственных недропользователей. Это - договор государств-собственников недр, по которому они обязуются предпринимать согласованные и скоординированные меры регулирования и контроля, чтобы обеспечить наиболее эффективное и взаимовыгодное использование их ТГМ.
В том случае, когда государства заключили между собой юнитизационное соглашение о порядке освоения ТГМ, национальное законодательство каждого из них должно быть подчинено этому соглашению, а пользователи участков ТГМ во исполнение него должны заключить между собой собственное юнитизационное соглашение.
Основная идея международной юнитизации - это разработка месторождения как единого целого и установление единого регулирования взаимоотношений всех сторон, участвующих в этом процессе. Для эффективной эксплуатации месторождения, пересекаемого границей между государствами, требуется сотрудничество не только этих государств, но и, как говорилось, действующих на данном месторождении недропользователей. По этой причине основные положения, по которым государство пришло к соглашению с соседними государствами в отношении пользования 11М, реализуются каждым таким государством посредством национальной лицензионной или договорной системы, которая должна обеспечивать деятельность пользователей недр в соответствии с договоренностью между государствами.
Юнитизационное соглашение недропользователей, как правило, заключаются после подписания международного договора, так как его положения вытекают из последнего. Однако в исключительных случаях юнитизационное соглашение недропользователей может быть заключено и до подписания международного договора, тогда его условия должны быть приведены впоследствии в соответствие с условиями международного договора.
В международном договоре государства - участники совместного освоения ТЕМ - обязуются обеспечить все необходимые условия для такого освоения - выдачу лицензий, разрешений, земельных отводов и т.д. Может быть также предусмотрена отмена таможенных пошлин, освобождение недропользователей от каких-либо налогов, действующих в каждом из государств-сторон. Такое освобождение возможно в случаях, когда создаются зоны совместной разработки или зоны сотрудничества, для которых специально разрабатываются и принимаются единые налоговые режимы.
В настоящее время трансграничные месторождения, как на сухопутной, так и на морской границе Российской Федерации, разрабатываются без учета практики объединения, используемой за рубежом. Зачастую разработка происходит без заключения специальных соглашений как между недропользователями, так и между Российской Федерацией и соседним государством, что приводит к нанесению ущерба как экономическим, так и политическим интересам Российской Федерации.
Международными договорами должно предусматриваться установление по таким объектам специального единообразного правового режима, включая таможенный режим, налоговый режим, единый план разработки, необходимость заключения специального соглашения между недропользователями и т.п. Важную роль при разработке таких объектов играет достижение договоренностей по порядку контроля, оценки и переоценки запасов.
Таким образом, непосредственным адресатом норм международного юнитизационного соглашения являются суверенные государства, адресатом норм внутрифедеральных соглашений - субъекты федерации, а адресатом норм юнитизационных соглашений пользователей недр ТГМ -конкретные недропользователи.
В федеративных государствах, подобных России, если ТГМ пересекает административную границу двух и более субъектов федерации, источником норм, регулирующих использование такого месторождения, служит как собственное законодательство субъектов федерации и заключаемый между ними договор по ТГМ, так и федеральное законодательство. Причем регулирование использования ТГМ в данном случае должно осуществляться, в первую очередь, федеральным законодательством о недрах. Договор о ТГМ, заключаемый между субъектами РФ - новый в российском праве вид договора. Пока таких договоров еще не существует и вопрос об их правовой природе остается открытым.