ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которая приспособила определенный ландшафтный регион к своим потребностям и сама к нему приспособилась. Если люди не научились или разучились приспосабливаться к естественным ландшафтам и находить в них оптимальный способ существования, это приводит к самым трагическим последствиям для этносов.
5. Концепция «географического страноустройства».
Страна ― это не просто сумма локальных и региональных систем, она обладает определенной «генеральной» территориальной структурой. Это единство взаимодействия пронизывающих территорию всей страны структур (единой системы расселения, опорного каркаса расселения, единой транспортной системы, единой энергосистемы, макрорекреационной среды страны с ее отдельными специализированными районами, национальными парками и т.д.).
В результате сложного и противоречивого взаимодействия формируется единая территориальная макроструктура страны, познание которой и является предметом страноведения.
Известны два подхода к страноустройственной концепции:
- со стороны изучения соответствия складывающейся политики освоения страны (района) системе ландшафтов (идея А. Б. Басаликаса);
- со стороны изучения целостной территориальной структуры хозяйства страны (идея И. М. Маергойза).
6. Концепция культурно-образного страноведения. Претерпев со времен Страбона и Геродота многообразные изменения, основной предмет исследования в географии, сохраняется как и прежде, это ― описание земли. Сам характер этой задачи указывает на глубокую исходную близость науки географии и искусства, ― ведь им свойствен интерес к сложным явлениям реальности, сущность которых не может быть раскрыта исключительно методами точного знания, для постижения которых необходимо и вненаучное, «художественное» мышление. История географии говорит о том, что многие выдающиеся ученые проводили явную аналогию между методами географии и методами искусства.
Уже в работах классиков антропогеографии, например Ф. Ратцеля, встречаются рассуждения о важности для географов опыта художественной литературы, способной и обострить восприятие окружающего мира, и научить географов точной и образной передаче наблюдений.
Тема образного подхода в географии разрабатывалась многими учеными, начиная с рубежа XIX―XXвв. Особый интерес представляют взгляды В. П. Семенова-Тян-Шанского, изложенные им в книге «Район и страна»4. Значителен вклад в разработку этой проблемы и классиков американской географии XX в. Карла Зауэра и Джона Лейли. В последние годы на Западе интерес к вопросу о взаимодействии географии и искусства усилился, благодаря развитию «гуманистической географии». Это новое и внутренне неоднородное течение географической мысли, противопоставляющее себя математизированной парадигме географии 1960-х годов. Среди представителей этого направления следует назвать имена Д. Ли, Э. Рельфа, А. Баттимер, И Фу Туана и др.
Одним из направлений «гуманистической географии» стало изучение «образа места», а одним из методов ― обращение к текстам литературных произведений.
Образ ― категория конкретного мышления, особую роль в котором играют эмоциональные моменты и личное отношение исследователя к исследуемому предмету. Образ предполагает наличие уникального, особенного, индивидуального, он конструируется именно из этих сторон реальности.
Изучение образов в страноведении ― это изучение образов мест. Это означает, что внимание исследователя обращено на целостные географические объекты ― ландшафты, местности, города, районы, страны. При таком подходе изучение образа места тесно смыкается с изучением образов среды.
Идея взаимодействия географии и искусства расширяется, охватывая также и живопись. О.А.Лавренова5, кандидат географических наук, старший научный сотрудник научного отдела МЦР, в своей статье «Философия ландшафта в творчестве Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов» утверждает, что даже ранние пейзажи Н.К.Рериха, глубоко интересовавшегося философией и историей культуры, изначально были серьезнее обычных «ландшафтных портретов». Его пейзажи, созданные на рубеже XIX–XX веков, несли в себе информацию об истории и праистории изображаемого места, отражали сокровенные смысловые моменты сконцентрированной в ландшафте этнической культуры. Подобное восприятие мира отражено прежде всего в изображениях гор. Особое отношение к горам определяет не только их эстетическое восприятие, но и приобщение к информации, скрытой в горном ландшафте, необычайно информативном даже с точки зрения символики – устремление Земли к Небу. Информативен горный ландшафт и физически – метеоритная пыль, осаждающаяся на горных вершинах, рассказывает о космических телах Солнечной системы, о дальних мирах. Есть особый смысл и в рукотворных знаках «на границе в горное царство»6, которые Николай Константинович изображал на своих полотнах. Это следы великого переселения народов, обнаруженные им на границах гор и равнин, на высокогорных перевалах. Для перемещающихся по просторам Евразии кочевников естественные горные рубежи не были препятствием. Люди овладевали пространством, и, преодолеваемое ими, оно формировало их самих и их культуру. В ландшафтных описаниях Рериха неизменно присутствует взгляд художника и археолога: цвет, фактура материала, доскональное описание археологического памятника. Его мысленному взору доступна история ландшафта, даже не запечатленная в артефактах.
Современная географическая и культурологическая наука полагает, что осмысление географического пространства культурой сравнимо с его физическим освоением эпохи географических открытий.
5. Концепция «географического страноустройства».
Страна ― это не просто сумма локальных и региональных систем, она обладает определенной «генеральной» территориальной структурой. Это единство взаимодействия пронизывающих территорию всей страны структур (единой системы расселения, опорного каркаса расселения, единой транспортной системы, единой энергосистемы, макрорекреационной среды страны с ее отдельными специализированными районами, национальными парками и т.д.).
В результате сложного и противоречивого взаимодействия формируется единая территориальная макроструктура страны, познание которой и является предметом страноведения.
Известны два подхода к страноустройственной концепции:
- со стороны изучения соответствия складывающейся политики освоения страны (района) системе ландшафтов (идея А. Б. Басаликаса);
- со стороны изучения целостной территориальной структуры хозяйства страны (идея И. М. Маергойза).
6. Концепция культурно-образного страноведения. Претерпев со времен Страбона и Геродота многообразные изменения, основной предмет исследования в географии, сохраняется как и прежде, это ― описание земли. Сам характер этой задачи указывает на глубокую исходную близость науки географии и искусства, ― ведь им свойствен интерес к сложным явлениям реальности, сущность которых не может быть раскрыта исключительно методами точного знания, для постижения которых необходимо и вненаучное, «художественное» мышление. История географии говорит о том, что многие выдающиеся ученые проводили явную аналогию между методами географии и методами искусства.
Уже в работах классиков антропогеографии, например Ф. Ратцеля, встречаются рассуждения о важности для географов опыта художественной литературы, способной и обострить восприятие окружающего мира, и научить географов точной и образной передаче наблюдений.
Тема образного подхода в географии разрабатывалась многими учеными, начиная с рубежа XIX―XXвв. Особый интерес представляют взгляды В. П. Семенова-Тян-Шанского, изложенные им в книге «Район и страна»4. Значителен вклад в разработку этой проблемы и классиков американской географии XX в. Карла Зауэра и Джона Лейли. В последние годы на Западе интерес к вопросу о взаимодействии географии и искусства усилился, благодаря развитию «гуманистической географии». Это новое и внутренне неоднородное течение географической мысли, противопоставляющее себя математизированной парадигме географии 1960-х годов. Среди представителей этого направления следует назвать имена Д. Ли, Э. Рельфа, А. Баттимер, И Фу Туана и др.
Одним из направлений «гуманистической географии» стало изучение «образа места», а одним из методов ― обращение к текстам литературных произведений.
Образ ― категория конкретного мышления, особую роль в котором играют эмоциональные моменты и личное отношение исследователя к исследуемому предмету. Образ предполагает наличие уникального, особенного, индивидуального, он конструируется именно из этих сторон реальности.
Изучение образов в страноведении ― это изучение образов мест. Это означает, что внимание исследователя обращено на целостные географические объекты ― ландшафты, местности, города, районы, страны. При таком подходе изучение образа места тесно смыкается с изучением образов среды.
Идея взаимодействия географии и искусства расширяется, охватывая также и живопись. О.А.Лавренова5, кандидат географических наук, старший научный сотрудник научного отдела МЦР, в своей статье «Философия ландшафта в творчестве Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов» утверждает, что даже ранние пейзажи Н.К.Рериха, глубоко интересовавшегося философией и историей культуры, изначально были серьезнее обычных «ландшафтных портретов». Его пейзажи, созданные на рубеже XIX–XX веков, несли в себе информацию об истории и праистории изображаемого места, отражали сокровенные смысловые моменты сконцентрированной в ландшафте этнической культуры. Подобное восприятие мира отражено прежде всего в изображениях гор. Особое отношение к горам определяет не только их эстетическое восприятие, но и приобщение к информации, скрытой в горном ландшафте, необычайно информативном даже с точки зрения символики – устремление Земли к Небу. Информативен горный ландшафт и физически – метеоритная пыль, осаждающаяся на горных вершинах, рассказывает о космических телах Солнечной системы, о дальних мирах. Есть особый смысл и в рукотворных знаках «на границе в горное царство»6, которые Николай Константинович изображал на своих полотнах. Это следы великого переселения народов, обнаруженные им на границах гор и равнин, на высокогорных перевалах. Для перемещающихся по просторам Евразии кочевников естественные горные рубежи не были препятствием. Люди овладевали пространством, и, преодолеваемое ими, оно формировало их самих и их культуру. В ландшафтных описаниях Рериха неизменно присутствует взгляд художника и археолога: цвет, фактура материала, доскональное описание археологического памятника. Его мысленному взору доступна история ландшафта, даже не запечатленная в артефактах.
Современная географическая и культурологическая наука полагает, что осмысление географического пространства культурой сравнимо с его физическим освоением эпохи географических открытий.