Файл: Исследовательский проект Изучение мотивов обучения в различные возрастные периоды 2023 г. Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследовательский проект

Изучение мотивов обучения в различные возрастные периоды

2023 г.

Оглавление




Введение

3




Глава 1. Теоретическая часть

5




    1. Понятие мотивов и мотивации

5




    1. Классификация мотивов

6




Глава 2. Практическая часть

8




2.1. Определение ведущих мотивов обучения школьников

8




2.2. Причины снижения познавательных мотивов

13




Заключение

16




Список использованной литературы

18




Приложения

19


Введение
Каждое утро за исключением каникулярного времени, миллионы детей различного возраста идут в школу. Среди них и обучающиеся нашей школы– мои сверстники, одноклассники и ребята младше меня по возрасту. Понятно, что у государства, системы образования, родителей схожие задачи – вырастить, сформировать достойную личность, которая бы могла адекватно чувствовать себя в современном обществе и т.д. Педагоги изо дня в день, изо всех сил стараются передать каждому школьнику, накопленный нашими предками арсенал знаний и умений. А что же заставляет нас учеников каждый день совершать поход в школу? Тяга к знаниям? Общение со сверстниками? Стремление обеспечить себе достойное будущее? Или что-то еще? Меняются ли эти побудительные силы в зависимости от возраста?


Поэтому главная цель моего исследования состоит в определении мотивов, которыми руководствуется школьник в процессе обучения в различные возрастные периоды на примере обучающихся нашей школы.

Объект исследования: мотивы обучения школьников.

Предмет исследования: мотивы обучения школьника в различные возрастные периоды.

Для достижения планируемой цели требуется выполнить следующие задачи:

  1. Провести понятийно-терминологический анализ слов «мотив», «мотивация»

  2. Классифицировать мотивы обучения

  3. Определить мотивы обучения в школе у обучающихся школы в различные возрастные периоды

  4. Выявить причины снижения мотивации к обучению в школе

Исследование проводилось с помощью следующих методов:

  • анализа литературы

  • анкетирования

  • интервью

  • наблюдение

Гипотеза: если учителя будут использовать современные технологии и создавать благоприятную эмоциональную обстановку на уроке, это повысит интерес к изучаемому материалу, а значит и мотивацию обучающихся.

Всего в исследовании приняло участие 76 школьников. Базой исследования стали обучающиеся начальной - 26 человек, средней - 45 и основной -5.

Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа.

Глава 1. Теоретическая часть


    1. Понятие мотива и мотивации


Итак, что же такое мотив? Какой смысл в это понятие вкладывают ученые? Ученые, изучая мотивы, которыми руководствуются школьники в процессе обучения, употребляют и такой термин, как мотивация. В психологическом словаре, мотивы рассматривают как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Еще говоря о мотивах, ученые определяют мотив, как совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определённую её направленность.

Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения.

Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. В понятие мотивация у педагогов вкладывается несколько иной смысл, связанный преимущественно с их отношением к профессиональным обязанностям. Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. Их также можно определить и как отношение к предмету деятельности (учебной, социальной, профессиональной и т.д.).



Анализ рассмотренных формулировок, характеризующих сущность педагогического термина «мотив» позволил нам утверждать, что мотив — это осознаваемая причина, которая побуждает человека к действию.

Таким образом, мотивация — это побуждения, вызывающие активность личности и определяет её направленность. Кроме того, ученые утверждают, что одна и та же учебная деятельность может иметь для разных школьников различный смысл. Это в общем виде и определяет их мотивацию учения. Так, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом, то чаще всего в этих случаях речь идет о познавательных мотивах (стремлении узнать что-то новое). Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других отношения с другими людьми. Кроме того, одни и те же мотивы, по мнению ученых в разном возрасте могут иметь разную значимость для школьника, а значит и побудительную силу.

Так в начальной школе я точно знала, что иду в школу для того, чтобы увидеть своего учителя, чтобы узнать что-то интересное и новое на уроках, а сейчас обучаясь в старшем звене на первое место ставлю стремление получить в будущем хорошую профессию, поступить в престижный ВУЗ, сдать ЕГЭ, сделать карьеру.


    1. Классификация мотивов


В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Вот почему мотивы рассматриваются как сложные психологические образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляется анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.

По уровням влияния на учебную деятельность мотивы подразделяются на следующие группы:

  •   социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости обучения;

  •   познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, удовлетворение от самого процесса учения или его результатов;

Мотивы обучения также иногда подразделяют на внешние и внутренние. Первые, естественно, исходят от педагогов, родителей, учебной группы (класса), общества. Они приобретают форму подсказок, советов, требований и даже принуждений. Однако истинный источник положительной мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему воздействию, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.



Глава 2. Практическая часть
2.1. Определение ведущих мотивов обучения школьников
Обучение для большинства школьников связано с необходимостью посещать образовательное учреждение. Нравиться ли ходить в школу обучающимся нашей школы? Утвердительно на вопрос ответили 54% анкетированных детей, обучающихся в начальной школе. В среднем звене процент детей, охотно спешащих в школу, снизился до 29%. А вот в старшем школьном возрасте процент учащихся, положительно настроенных на посещение образовательного учреждения, повысился вновь до 64%.


Таким образом, в каждом возрастном периоде есть значительная часть учащиеся, у которых зачастую отсутствует желание посещать образовательное учреждение. Кроме того, с возрастом количество школьников, желающих идти в школу, именно за новыми знаниями уменьшается.

В чем же дело? Каковы же причины такой ситуации?

Для большинства школьников всех возрастных категорий, основными причинами нежелания являются:

Причины нежелания идти в школу

Начальная школа

Среднее звено

Старшее звено

Отсутствие возможности выспаться

32%

37%

38%


Большое количество школьных запретов

35%

13%

11%


Не готовы уроки на следующий день

32%

20%

19%


Скучные уроки в расписании

3%

16%

20%

Плохие отношения с одноклассниками

16%

7%

6%

Много других интересных дел

75%

19%

9%


Если проанализировать преобладание тех или иных причин в зависимости от возраста, то можно заметить следующее.


В младшем школьном возрасте на первый план выходит такая причина, как наличие школьных запретов. Наверняка ребенку трудно привыкнуть к новой для себя роли школьника. Можно предположить, что обучающиеся начальной школы отрицательно реагируют на ограничение двигательной активности, трудно привыкают к новому распорядку, необходимости выполнять домашние задания и т п.

В среднем звене свое нежелание посещать образовательное учреждения, ребята связывают в большей степени с ограничением времени, которое отводиться для утреннего сна и тем, что не успели выполнить уроки. Можно предположить, что увеличенная образовательная нагрузка, связанная с возросшим количеством школьных предметов, большим количество уроков, объемным домашнего задания, отрицательно сказывается на работоспособности ребят. Другими словами, накапливается умственное утомление, которое иногда переходит в переутомление - все это сказывается на общем состоянии здоровья школьника.

В старшем школьном возрасте схожие тенденции. Но значительную роль в списке причин, занимает причина, связанная с наличием в расписании скучных предметов. Можно предположить, что большинство старшеклассников, определившись к этому времени с выбранной профессией, избирательно подходят к процессу обучения, деля уроки на «нужные» и «ненужные».

Таким образом, в ходе исследования определены причины, которые отрицательно воздействуют на желание идти в школу, среди них наличие утомления, ограничения связанные с режимом обучения, не свойственные ребенку (ограничение двигательной активности, статическое напряжение и т. д), наличие школьных предметов, которым школьник не может найти применения в своей будущей профессиональной сфере.

Вместе с тем, несмотря на внушительный список причин, вызывающих нежелание идти в школу, практически все опрошенные школу посещают. Какие же побудительные силы движут учащимися? Внешние силы, к которым можно отнести принуждение родителей, общества, или внутренние побуждения личности школьника?

Анализ полученных данных позволил обобщить ответы участников исследования и определить следующий список мотивов, побуждающих школьника посещать образовательное учреждение: получение новых знаний (или учебно-познавательный мотив); хорошая профессия (узкий социальный (позиционный) мотив); общение со сверстниками (мотив социального сотрудничества); так принято в обществе (широкий социальный мотив – долг, ответственность, понимание социальной значимости обучения) и внешний мотив принуждения (заставляют родители)