Файл: Исследовательский проект Изучение мотивов обучения в различные возрастные периоды 2023 г. Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процентное соотношение мотивов в каждой возрастной группе не одинаково. Так в начальной школе на первом месте учебно-познавательный мотив 44%. Кроме того, значительное место занимает узкий социальный мотив, который характеризуется школьниками, как желание в будущем иметь престижную профессию.


Анализ данных, полученных в ходе анкетирования обучающихся среднего звена или основной школы, выявил преобладание мотива социального сотрудничества. Для учащихся этого возрастного периода, становиться более значимым общение с одноклассниками, межличностные отношения. Учебно-познавательные мотивы постепенно отходят на другой план.



Данные, полученные в ходе исследования мотивов посещения школы обучающихся старших классов, позволяют нам утверждать следующее:

Преобладающим мотивом в данном возрасте является узкий социальный мотив, который выражается в стремлении получить в будущем хорошую профессию, поступить в престижный ВУЗ, сдать ЕГЭ, сделать карьеру…. Так же высокий процент набирает мотив социального сотрудничества, общение остается значимым для школьника данного возраста.


Можно сделать вывод, что учебно-познавательный мотив, который характеризуется ориентацией на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов и воплощает в себя истинное назначение образования, снижается от класса к классу. На первый план выходят мотивы социального характера, которые заключаются в стремлении подростка к общению и стремлении занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих.

Что же, по мнению школьников, приводит к снижению учебно-познавательных мотивов? Каковы же причины снижения желания к получению новых знаний у учеников?

Анализ полученных в ходе исследования данных позволяет в числе причин снижения учебно-познавательных мотивов выделить следующие:

  • непонимание предмета,

  • не интересно преподают предметы,

  • преобладание других интересов над учебными предметами,

  • наличие неприменимых в жизни знаний.


2.2. Причины снижения познавательных мотивов

Если рассматривать процентное распределение причин в каждом возрастном периоде можно отметить следующее:

Причины снижения мотивов

Начальное звено

Среднее звено

Старшее звено

Наличие неприменимых в жизни знаний

16%(5 чел. из 26)

17%(4 чел. из 45)

22%(1 чел. из 5) 

Преобладание других интересов

32% (8 чел. из 26)

26%(13 чел. из 45)

23%(1 чел. из 5) 

Не интересно на уроках

15%(4 чел. из 26)

20%(9 чел. из 45)

20%(1 чел. из 5) 

Непонимание предмета

36% (9 чел. из 26)

39%(18 чел. из 45)

38%(2 чел. из 5) 




  • в начальной школе снижению учебно-познавательной мотивации будет способствовать не понимание предмета.

  • в среднем и старшем звене основным отрицательным фактором, способствующим снижению мотивации, является тоже непонимание предмета и уже преобладание других интересов.

Таким образом, снижению учебной мотивации будет способствовать применение однообразных форм, методов, способов преподавания учебных предметов, неспособность учителя увлечь изучаемым материалом. Кроме того, причиной потери интереса к учебе является непонимание предмета, наличие, по мнению школьников, неприменимых в жизни знаний.

Могут ли повлиять на повышение и поддержание мотивации к получению новых школьников какие-либо действия родителей и педагогов?

Анализ данные полученных в ходе анкетирования, о родительских действиях, которые, по мнению школьников, могли бы служить поддержанию интереса к учебе позволяют нам говорить о том, что в качестве наиболее популярных рецептов:

  • материальное вознаграждение за хорошую учебу,

  • увеличение количества времени работы за компьютером,

  • помощь с домашним заданием,

  • поддержка в случаях неуспеха,

  • дать возможность самостоятельно справиться с проблемами.


Кроме того, по мнению учеников, родителям не следует:

заставлять детей учиться только потому, что так надо,

ругать за плохие оценки и непонимание предмета,

запрещать какой-либо вид деятельности, интересный для ребёнка, в целях наказания за плохое обучение,

контролировать.

Анализ данных, посвященных мнению учеников о действиях педагогов, способствующих поддержанию учебной мотивации, выявил следующее:

В младших и средних классах, ученики считают, что для повышения интереса к учёбе, учитель должен время от времени развлекать учеников. По мнению обучающихся младших классов, с целью повышения интереса к учёбе, учитель на уроке может рассказать интересный рассказ, улыбаться и т.п.

Вести уроки так, чтобы ученикам нравился новый материал, он был интересен для них. Так же следует чаще приводить примеры из жизни, проводить эксперименты.

В среднем звене к этому списку прибавляется желание учеников получать ту информацию, которая будет полезна им в будущем. Кроме того, они предлагают ввести больше дополнительных занятий (посещать по желанию), для улучшения отметок и получения информации, не введённой в школьную программу.

По мнению большинства старшеклассников, учителям следует интересней рассказывать новый материал, время от времени говорить о проблемах нашего времени.
Заключение

При выполнении данной исследовательской работы были решены следующие задачи: проведен понятийно-терминологический анализ слов «мотив», «мотивация»; классифицированы мотивы обучения; определены мотивы обучения в школе у обучающихся, в различные возрастные периоды; выявлены причины снижения мотивации к обучению в школе.

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Мотив — это осознаваемая причина, которая побуждает человека к действию. Причем мотив складывается из внешних и внутренних условий. Так, например внешними условиями, из которых будет складываться мотив обучения в школе, могут быть условия, в которых происходит обучение, а внутренними мотивы самой учебной деятельности.

  2. Мотивы обучения могут быть внешние, которые исходят от педагогов, родителей и общества и внутренние мотивы, к которым относятся желание самого человека учиться.

  3. В каждом возрастном периоде есть значительная часть учащиеся, у которых зачастую отсутствует желание посещать образовательное учреждение. Кроме того, с возрастом количество школьников, желающих идти в школу, именно за новыми знаниями, уменьшается.

  4. В ходе исследования определены причины, которые отрицательно воздействуют на желание идти в школу, среди них наличие утомления, ограничения связанные с режимом обучения, не свойственные ребенку (ограничение двигательной активности, статическое напряжение и т. д), наличие школьных предметов, которым школьник не может найти применения в своей будущей профессиональной сфере

  5. Учебно-познавательный мотив, который характеризуется ориентацией на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов и воплощает в себя истинное назначение образования, снижается от класса к классу. На первый план выходят мотивы социального плана, которые заключаются в стремлении подростка к общению и стремлении занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих.

  6. Снижению учебной мотивации будет способствовать применение однообразных форм, методов, средств преподавания учебных предметов, неспособность учителя увлечь изучаемым материалом. Кроме того, причиной потери интереса к учебе является непонимание предмета, наличие, по мнению школьников неприменимых в жизни знаний.


На основе мнения учащихся с целью повышения мотивации составлены рекомендации для учителей и родителей.

Список используемой литературы
1.Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. - М: ТК Вели, 2014.-208 с.

2.Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студентов вузов.-М.: Владос.2023-160с.

3.Григорович Л. А. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Гардарики.2022-475с.

4. Климов Е.А. Психология. Учебник для средней школы.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,2019.-287с. ISBN5-85178-032-0

5.Психология. Словарь. Под общей редакцией А.В.Перровского-2 издание, исправлено и дополнено.: политиздат, 1930.-494с ISBN/5-250-00364-8

6.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. - М.: Гардарики, 2022. -517 с.

7. Я познаю мир. Психология. Детская энциклопедия. Я11. Е.В. Селезнёва; художник Н.Е. Щербаков. – М.: АСТ: Астрель,2005-395, (5) с.: иллюстрации