Файл: Исследовательский проект Изучение мотивов обучения в различные возрастные периоды 2023 г. Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Процентное соотношение мотивов в каждой возрастной группе не одинаково. Так в начальной школе на первом месте учебно-познавательный мотив 44%. Кроме того, значительное место занимает узкий социальный мотив, который характеризуется школьниками, как желание в будущем иметь престижную профессию.
Анализ данных, полученных в ходе анкетирования обучающихся среднего звена или основной школы, выявил преобладание мотива социального сотрудничества. Для учащихся этого возрастного периода, становиться более значимым общение с одноклассниками, межличностные отношения. Учебно-познавательные мотивы постепенно отходят на другой план.
Данные, полученные в ходе исследования мотивов посещения школы обучающихся старших классов, позволяют нам утверждать следующее:
Преобладающим мотивом в данном возрасте является узкий социальный мотив, который выражается в стремлении получить в будущем хорошую профессию, поступить в престижный ВУЗ, сдать ЕГЭ, сделать карьеру…. Так же высокий процент набирает мотив социального сотрудничества, общение остается значимым для школьника данного возраста.
Можно сделать вывод, что учебно-познавательный мотив, который характеризуется ориентацией на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов и воплощает в себя истинное назначение образования, снижается от класса к классу. На первый план выходят мотивы социального характера, которые заключаются в стремлении подростка к общению и стремлении занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих.
Что же, по мнению школьников, приводит к снижению учебно-познавательных мотивов? Каковы же причины снижения желания к получению новых знаний у учеников?
Анализ полученных в ходе исследования данных позволяет в числе причин снижения учебно-познавательных мотивов выделить следующие:
-
непонимание предмета, -
не интересно преподают предметы, -
преобладание других интересов над учебными предметами, -
наличие неприменимых в жизни знаний.
2.2. Причины снижения познавательных мотивов
Если рассматривать процентное распределение причин в каждом возрастном периоде можно отметить следующее:
Причины снижения мотивов | Начальное звено | Среднее звено | Старшее звено |
Наличие неприменимых в жизни знаний | 16%(5 чел. из 26) | 17%(4 чел. из 45) | 22%(1 чел. из 5) |
Преобладание других интересов | 32% (8 чел. из 26) | 26%(13 чел. из 45) | 23%(1 чел. из 5) |
Не интересно на уроках | 15%(4 чел. из 26) | 20%(9 чел. из 45) | 20%(1 чел. из 5) |
Непонимание предмета | 36% (9 чел. из 26) | 39%(18 чел. из 45) | 38%(2 чел. из 5) |
-
в начальной школе снижению учебно-познавательной мотивации будет способствовать не понимание предмета. -
в среднем и старшем звене основным отрицательным фактором, способствующим снижению мотивации, является тоже непонимание предмета и уже преобладание других интересов.
Таким образом, снижению учебной мотивации будет способствовать применение однообразных форм, методов, способов преподавания учебных предметов, неспособность учителя увлечь изучаемым материалом. Кроме того, причиной потери интереса к учебе является непонимание предмета, наличие, по мнению школьников, неприменимых в жизни знаний.
Могут ли повлиять на повышение и поддержание мотивации к получению новых школьников какие-либо действия родителей и педагогов?
Анализ данные полученных в ходе анкетирования, о родительских действиях, которые, по мнению школьников, могли бы служить поддержанию интереса к учебе позволяют нам говорить о том, что в качестве наиболее популярных рецептов:
-
материальное вознаграждение за хорошую учебу, -
увеличение количества времени работы за компьютером, -
помощь с домашним заданием, -
поддержка в случаях неуспеха, -
дать возможность самостоятельно справиться с проблемами.
Кроме того, по мнению учеников, родителям не следует:
заставлять детей учиться только потому, что так надо,
ругать за плохие оценки и непонимание предмета,
запрещать какой-либо вид деятельности, интересный для ребёнка, в целях наказания за плохое обучение,
контролировать.
Анализ данных, посвященных мнению учеников о действиях педагогов, способствующих поддержанию учебной мотивации, выявил следующее:
В младших и средних классах, ученики считают, что для повышения интереса к учёбе, учитель должен время от времени развлекать учеников. По мнению обучающихся младших классов, с целью повышения интереса к учёбе, учитель на уроке может рассказать интересный рассказ, улыбаться и т.п.
Вести уроки так, чтобы ученикам нравился новый материал, он был интересен для них. Так же следует чаще приводить примеры из жизни, проводить эксперименты.
В среднем звене к этому списку прибавляется желание учеников получать ту информацию, которая будет полезна им в будущем. Кроме того, они предлагают ввести больше дополнительных занятий (посещать по желанию), для улучшения отметок и получения информации, не введённой в школьную программу.
По мнению большинства старшеклассников, учителям следует интересней рассказывать новый материал, время от времени говорить о проблемах нашего времени.
Заключение
При выполнении данной исследовательской работы были решены следующие задачи: проведен понятийно-терминологический анализ слов «мотив», «мотивация»; классифицированы мотивы обучения; определены мотивы обучения в школе у обучающихся, в различные возрастные периоды; выявлены причины снижения мотивации к обучению в школе.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
-
Мотив — это осознаваемая причина, которая побуждает человека к действию. Причем мотив складывается из внешних и внутренних условий. Так, например внешними условиями, из которых будет складываться мотив обучения в школе, могут быть условия, в которых происходит обучение, а внутренними мотивы самой учебной деятельности. -
Мотивы обучения могут быть внешние, которые исходят от педагогов, родителей и общества и внутренние мотивы, к которым относятся желание самого человека учиться. -
В каждом возрастном периоде есть значительная часть учащиеся, у которых зачастую отсутствует желание посещать образовательное учреждение. Кроме того, с возрастом количество школьников, желающих идти в школу, именно за новыми знаниями, уменьшается. -
В ходе исследования определены причины, которые отрицательно воздействуют на желание идти в школу, среди них наличие утомления, ограничения связанные с режимом обучения, не свойственные ребенку (ограничение двигательной активности, статическое напряжение и т. д), наличие школьных предметов, которым школьник не может найти применения в своей будущей профессиональной сфере -
Учебно-познавательный мотив, который характеризуется ориентацией на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов и воплощает в себя истинное назначение образования, снижается от класса к классу. На первый план выходят мотивы социального плана, которые заключаются в стремлении подростка к общению и стремлении занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих. -
Снижению учебной мотивации будет способствовать применение однообразных форм, методов, средств преподавания учебных предметов, неспособность учителя увлечь изучаемым материалом. Кроме того, причиной потери интереса к учебе является непонимание предмета, наличие, по мнению школьников неприменимых в жизни знаний.
На основе мнения учащихся с целью повышения мотивации составлены рекомендации для учителей и родителей.
Список используемой литературы
1.Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. - М: ТК Вели, 2014.-208 с.
2.Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: учеб. для студентов вузов.-М.: Владос.2023-160с.
3.Григорович Л. А. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Гардарики.2022-475с.
4. Климов Е.А. Психология. Учебник для средней школы.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,2019.-287с. ISBN5-85178-032-0
5.Психология. Словарь. Под общей редакцией А.В.Перровского-2 издание, исправлено и дополнено.: политиздат, 1930.-494с ISBN/5-250-00364-8
6.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. - М.: Гардарики, 2022. -517 с.
7. Я познаю мир. Психология. Детская энциклопедия. Я11. Е.В. Селезнёва; художник Н.Е. Щербаков. – М.: АСТ: Астрель,2005-395, (5) с.: иллюстрации