Файл: Доклад рабочей группы при президенте рф Школа 2020. Какой мы ее видим.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие 1. Анализ современных проблем образования
Задание №1. Проанализировав Концепцию долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года, приоритетный национальный проект «Образование», доклад рабочей
группы при президенте РФ «Школа 2020. Какой мы ее видим?», заполнить
таблицу:
Современные проблемы образования
Тенденции развития образования и направления реформирования
1. излишняя теоретическая направленность обучения. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. На наш взгляд,
главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением.
1. Доступность. Уже сейчас успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик,
образовательных технологий,
информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.
2. высокая степень износа основных средств, оборудования,
необходимого для осуществления высоко эффективного образовательного процесса, как в школах, так и в высших образовательных учреждениях.
Очевидно, моральный износ учебной техники тормозит процесс обучения и освоения новых технологий.
2. Вариативность. Усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Профильные учреждения предлагают абитуриентам получить новые специальности, с усилением фундаментализации программ.
3. коррупционные проявления в российской системе образования.
Это явление блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей, а также не способствует становлению качественного интеллектуального потенциала в стране.
3. Дополнительное образование. В
системе профессионального образования набирает популярность среди зрелого населения программы дополнительных услуг с ориентацией на образование для взрослых. Они включают образовательные программы и услуги, реализуемые, например, в учреждениях повышения квалификации,
курсах переподготовки, центрах профессиональной ориентации и т.д.
4. недостаточное финансирование российской сферы образования и науки. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и
4. Массовость. Дискуссионной тенденцией в высшем образовании становится рост его массовости, который в России происходит ускоренными темпами. Это связано с процессом
высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом,
что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.
перехода от индустриальной экономики к
«экономике знаний». Также к этому добавляется фактор отсутствия у молодого поколения широких институциональных возможностей в профессиональной самореализации.
5. отсутствие , зачастую прямой непосредственной тесной взаимосвязи между высшими образовательными учреждениями и рынком труда, который становится окончательной стадией резюмирования качества интеллектуального потенциала и использования человеческого капитала в стране. Большинство выпускников после окончания учебы идут работать не по специальности, а то и вовсе переучиваться, что подрывает эффективность образовательной системы. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. Проблема перерастает в конфликт интересов работодателей и выпускников вузов.
5. Непрерывность. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.
Задание №2. Проанализировав Концепцию долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года, заполните таблицу:
Задачи государственной политики в области образования
Пути реализации задач
1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов
Образование должно обеспечить возможность реализовать права на образование на протяжении всей жизни.
что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.
перехода от индустриальной экономики к
«экономике знаний». Также к этому добавляется фактор отсутствия у молодого поколения широких институциональных возможностей в профессиональной самореализации.
5. отсутствие , зачастую прямой непосредственной тесной взаимосвязи между высшими образовательными учреждениями и рынком труда, который становится окончательной стадией резюмирования качества интеллектуального потенциала и использования человеческого капитала в стране. Большинство выпускников после окончания учебы идут работать не по специальности, а то и вовсе переучиваться, что подрывает эффективность образовательной системы. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. Проблема перерастает в конфликт интересов работодателей и выпускников вузов.
5. Непрерывность. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.
Задание №2. Проанализировав Концепцию долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года, заполните таблицу:
Задачи государственной политики в области образования
Пути реализации задач
1. Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов
Образование должно обеспечить возможность реализовать права на образование на протяжении всей жизни.
обучения и воспитания,
образовательных технологий,
обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области
«Технология».
Виды образования:
общее;
профессиональное;
дополнительное;
профессиональное обучение.
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости,
всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Реализация общего и профессионального образования происходит по этапам.
Этапы общего образования:
дошкольное;
начальное;
основное;
среднее.
3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической,
методической и консультативной помощи родителям детей,
получающих дошкольное образование в семье.
Этапы получения профессионального образования:
- среднее профессиональное;
- высшее - бакалавриат;
- высшее - специалитет, магистратура;
- высшее - подготовка кадров с высшей квалификацией.
4. Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В состав дополнительного образования входят:
дополнительное образование взрослых и детей;
дополнительное профессиональное образование.
5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников,
охватывающей не менее 50
процентов учителей общеобразовательных организаций.
6. Модернизация профессионального образования,
в том числе посредством внедрения адаптивных,
практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
образовательных технологий,
обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений. Повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области
«Технология».
Виды образования:
общее;
профессиональное;
дополнительное;
профессиональное обучение.
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости,
всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Реализация общего и профессионального образования происходит по этапам.
Этапы общего образования:
дошкольное;
начальное;
основное;
среднее.
3. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической,
методической и консультативной помощи родителям детей,
получающих дошкольное образование в семье.
Этапы получения профессионального образования:
- среднее профессиональное;
- высшее - бакалавриат;
- высшее - специалитет, магистратура;
- высшее - подготовка кадров с высшей квалификацией.
4. Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В состав дополнительного образования входят:
дополнительное образование взрослых и детей;
дополнительное профессиональное образование.
5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников,
охватывающей не менее 50
процентов учителей общеобразовательных организаций.
6. Модернизация профессионального образования,
в том числе посредством внедрения адаптивных,
практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
7. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков,
включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
8. Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
9. Увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях. А также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в
Российской Федерации.
10. Формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста.
Задание № 3. Оцените возможность достижения в 2020 году следующих целевых
ориентиров:
А) Главным целевым ориентиром концепции является расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
Исследования показывают, что вполне реально к 2020 г. дать возможность практически всем детям-инвалидам, родители которых изъявят такое желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа.
Таким образом, инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения,
имеющий большие перспективы в современном обществе. В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки нормативно-правовой базы, определения норм и принципов адаптации
образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.
Б) В настоящее время в России реализуется Государственная программа Российской
Федерации "Развитие образования».Одним из целевых ориентиров в развитии образования является усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, а также обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг - листа результатов международных исследований (перспективный план – войти в десятку лидеров).Международные исследования в области образования позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. И они носят сравнительный характер.
В настоящее время Российские школьники участвуют в нескольких международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным предметам. 3 основных исследования: PIRLS, TIMSS, PISA.
Результативность: в последних трех исследованиях Россия входит в тройку (даже двойку) лидеров.
Б) обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Технологический профиль- ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности, поэтому в данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Естественно-научный профиль-Он ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии, биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика,
биоматериалы и биоинженерия,
системный анализ, 3D-моделирование. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Гуманитарный профиль-В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» и «Общественные науки».
Социально-экономический профиль-ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации в таких сферах деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Общественные науки».
Б) В настоящее время в России реализуется Государственная программа Российской
Федерации "Развитие образования».Одним из целевых ориентиров в развитии образования является усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, а также обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг - листа результатов международных исследований (перспективный план – войти в десятку лидеров).Международные исследования в области образования позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. И они носят сравнительный характер.
В настоящее время Российские школьники участвуют в нескольких международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным предметам. 3 основных исследования: PIRLS, TIMSS, PISA.
Результативность: в последних трех исследованиях Россия входит в тройку (даже двойку) лидеров.
Б) обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Технологический профиль- ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности, поэтому в данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Естественно-научный профиль-Он ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии, биоинформатика, медицинская визуализация, биомеханика,
биоматериалы и биоинженерия,
системный анализ, 3D-моделирование. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне и элективные курсы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Гуманитарный профиль-В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные языки» и «Общественные науки».
Социально-экономический профиль-ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации в таких сферах деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и др. В данном профиле следует выбирать предметы для изучения на углубленном уровне преимущественно из предметных областей «Математика и информатика» и «Общественные науки».
Универсальный профиль-В этом отношении профильное обучение тесно связано с сопровождением непрерывного профессионального самоопределения, являясь его результатом с точки зрения формирования профессиональных предпочтений в выборе сферы деятельности на этапе школьной
(первичной) профориентации.
Задание №4. Проанализировав гл. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации» дайте характеристику принципов государственной
политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Заполните таблицу:
Принципы
Характеристика принципов
Признание приоритетности образования
Провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)
- вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- успешное развитие российской экономики и социальное благополучие нации;
- состояние национальной безопасности.
Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования
Комментируемый принцип распадается на два принципа:
2.1. принцип, гарантирующий каждому право на образование. Данный принцип,
закрепленный в Федеральном законе
«Об образовании в Российской
Федерации», воспроизводит конституционную норму, в соответствии с которой право на образование принадлежит каждому (ст. 43
Конституции РФ), а также аналогичные международно-правовые нормы,
закрепленные в источниках международного права ― Всеобщей декларации прав человека,
Международном пакте об экономических,
культурных и социальных правах,
Конвенции о правах ребенка и др.
принцип распадается на два принципа:
2.1. принцип, гарантирующий каждому право на образование. Данный принцип,
закрепленный в Федеральном законе
«Об образовании в Российской
Федерации», воспроизводит конституционную норму, в соответствии с которой право на образование принадлежит каждому (ст. 43
Конституции РФ), а также аналогичные международно-правовые нормы,
закрепленные в источниках международного права ― Всеобщей декларации прав человека,
Международном пакте об экономических,
культурных и социальных правах,
Конвенции о правах ребенка и др.
Принцип, гарантирующий всем право на образование, сочетается с запретом на дискриминацию в сфере образования.
Нормы образовательного права не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев.
Гуманистический характер образования
Данный принцип устанавливает рамки, в которых определяется содержание образования, формируются методы образования, важнейшие установки образовательной политики.
Российское образование имеет давние и богатые традиции. Названные принципы максимально полно их учитывают,
подытоживая достижения отечественного образования, его нацеленность на общечеловеческие и универсальные ценности.
Свободное развитие личности в качестве принципа образовательной политики государства означает признание за ней собственной позиции и права на самоопределение в процессе образования.
Единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской
Федерации в условиях многонационального государства
Соблюдение этого принципа,
вытекающего из конституционного определения Российской Федерации как федеративного и многонационального государства, особенно важно при формировании и реализации государственной политики Российской
Федерации в области образования.
создание необходимого числа образовательных организаций, классов,
групп с целью преподавания и изучения карельского, вепсского и финского языков и условий для их