Файл: Ресурсный класс как одна из моделей инклюзивного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ресурсный класс как одна из моделей инклюзивного образования


В настоящее время система инклюзивного образования находится на этапе её становления. Особую проблему представляет инклюзия в общеобразовательные школы детей с нарушениями ЭВС и поведения из-за следующих специфичных для них черт: стойкие трудности адаптации, нарушения поведения в классе, аффективные вспышки, трудности коммуникации со взрослыми и сверстниками, асинхронность развития, делающая невозможной разработку единых стандартов для образования детей данной нозологии. Решение этой проблемы представляет такая модель инклюзивного образования, как ресурсный класс.

Ресурсный класс, или ресурсная зона, представляет собой пространственную зону, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательного учреждения ресурсы, способствующие абилитации и инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду. Соответственно назначению ресурсная зона делится на три основных части — зону индивидуальных занятий, в которой ребенок отрабатывает с тьютором индивидуальную коррекционную программу, зону групповых занятий, где проходят модельные уроки с учениками ресурсного класса, и зону сенсорной разгрузки. Здесь работают специалисты: педагоги-дефектологи, учителя, психологи, которые выстраивают в соответствии с рекомендациями ПМПК индивидуальную образовательную траекторию ребенка так, чтобы он постепенно включался в процесс обучения наравне со сверстниками. Ученик с особенностями с самого начала зачисляется в обычный класс, однако он проводит в нем только столько времени, сколько может, а остальное время он находится в ресурсной зоне. В его расписании могут быть индивидуальные занятия, связанные с компенсацией дефицитов, а также занятия в малой группе, которые проводятся по адаптированным материалам и направлены на отработку основных учебных навыков, необходимых для присутствия на уроках.


Главное отличие ресурсного класса от коррекционного, в котором обучение также проходит по адаптированным образовательным программам, состоит в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе со своими типично развивающимися сверстниками при поддержке тьютора. При этом процент времени совместного обучения для каждого из учеников может быть разным. На уроках в общеобразовательном классе учеников сопровождают индивидуальные тьюторы, которые при необходимости помогают им в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями восприятия ученика, которого он сопровождает. Кроме того, в коррекционном классе ученики со специальными образовательными потребностями в основном обучаются в группе, а в условиях ресурсного класса используются групповые и индивидуальные (один на один с тьютором) формы обучения. Интенсивность поддержки определяется для каждого ученика индивидуально, в соответствии с интеллектуальными дефицитами, наличием или отсутствием проблемного поведения. Эта поддержка постоянно модифицируется на основании изменений, происходящих с самим ребенком, и с учетом его возраста.

Целью создания модели «Ресурсного класса» является реализация права обучающихся с РАС на получение общего образования в условиях инклюзивного обучения совместно с типично развивающимися сверстниками. Задачи, которые возникают перед проведением в жизнь данной модели инклюзии, – это создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС посредством адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов в рамках реализации основной общеобразовательной программы; обеспечение плавного перехода ребенка с РАС в общеобразовательный класс на постоянную форму обучения при постепенном снижении тьюторского сопровождения и достижение максимально возможной самостоятельности ученика.



Организация ресурсных классов способствует инклюзии, поскольку позволяет включать в образовательный процесс даже самых сложных детей без ущерба для качества образования их одноклассников. Создание ресурсного класса позволяет руководителю обычной образовательной организации создать условия для реализации права на образование даже самых сложных с точки зрения инклюзии детей, имеющих сложные поведенческие, эмоционально-волевые нарушения, и тем самым выполнить требования ст. 79 Закона «Об образовании», которая предусматривает возможность выбора родителями образовательного учреждения для ребенка, независимо от состояния его здоровья.

Использованная литература:


  1. Ивакина, В. А. Ресурсный класс: опыт организации и функционирования / В. А. Ивакина, Ю. И. Субботина // . – 2022. – № 3. – С. 34-35.

  2. Погонина О.Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 3 (52). С. 55—62

  3. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И.—М.: АНО Ресурсный класс, 2015.— 360 с.

  4. Скупова, Т. В. Ресурсный класс как модель организации образования детей с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Скупова // Инклюзия для всех 2020: социальная инклюзия в современном социокультурном пространстве : сборник материалов Международной модульной научно-практической конференции, Самара, 23 марта – 13 2020 года / Под редакцией М.Н. Акимовой, О.В. Вороновой. – Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2020. – С. 122-123.