Файл: Чеклист по разработке разделов рабочей программы воспитания. Шашанова Татьяна Васильевна Структура рабочей программы воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Модель результативно-личностного воспитания в «Школе Минпросвещения России»
Чек-лист по разработке разделов рабочей программы воспитания.
Шашанова Татьяна Васильевна"
Структура рабочей программы воспитания
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
РАЗДЕЛ 4. Анализ воспитательного процесса
Содержание разделов
В разделе 1 на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
Задачи соответствуют задачам модулей программы
В разделе 2 описывается специфика деятельности школы в сфере воспитания
Информация о расположении, социальном окружении, источниках положительного и отрицательного влияния на детей, , значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, , оригинальных воспитательных находках школы, важных для школы принципах и традициях воспитания.
В раздел 3 включены все инвариантные модули:
Классное руководство, Школьный урок Курсы внеурочной деятельности Работа с родителями Самоуправление Профориентация. В программу могут быть включены вариативные модули: Ключевые общешкольные дела Детские общественные объединения Школьные медиа Экскурсии, походы организация предметно-эстетической среды и другие
В разделе 4 описывается как будет осуществляться самоанализ воспитательной работы.
Представлен возможный перечень основных направлений самоанализа с критериями и рекомендованными способами его осуществления.
Модули РПВ
Целесообразность вариативного модуля.
Новый модуль должен отражать реальную деятельность педагогов и школьников (например, в школе есть программа дополнительного образования "Клуб волонтеров"). Эта деятельность является значимой и для школьников и педагогов и не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.
Формулировка задачи модуля.Задачи-это проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для поставленной цели воспитания. Поскольку каждая школа по-своему видит эти проблемы, задачи формулируются по-своему., конкретизируются.
Воспитывающее содержание деятельности, описанной в модуле ПВ. Воспитательный смысл модуля понятен, из его описания видно, что он может дать для личностного роста школьника. приведены и описаны конкретные формы и способы деятельности,которые использует школа и которые направлены на решение воспитательной задачи модуля.
Классное руководство
Принципы на которых строится взаимодействие классного руководителя и детей.
Описывается работа классного руководителя, обеспечивающая изучение и сплочение коллектива класса.
Организация участия класса в общешкольных делах
Описаны возможные способы внутриклассного самоуправления, механизмы вовлечения детей в общешкольные дела и рефлексии результатов.
Проведение классных часов
Событийный подход к организации классного часа, активные формы организации деятельности (тренинги, игровые процедуры, проекты, мини-дискуссии, анкетирования и т.п.)
Работа с учителями-предметниками
Описаны цели и способы взаимодействия классного руководителя с учителями -предметниками.
Индивидуальная работа с воспитанниками
Описаны способы изучения особенностей личностного развития школьников, педагогической поддержки в решении жизненных проблем.
Работа с родителями или законными представителями
Описаны способы регулярного информирования родителей об успехах и проблемах школьников, оказания помощи в регулировании отношений между родителями и детьми, родителями и администрацией школы, родителями и учителями-предметниками. Представлены особенности организации родительских собраний, родительских комитетов, способы вовлечения родителей в жизнь класса.
Школьный урок
Реализация воспитывающего обучения через содержание предметов
Определена связь содержания предметных областей с такими личностными результатами как смыслообразование и морально-этическая ориентация, российская гражданская идентичность, готовность к выбору профиля, профессии, уважение к труду, значимость ЗОЖ и экологически безопасного поведения, поликультурный опыт, толерантности т.п.
Реализация воспитывающего обучения через включение в урок активных форм деятельности.
Описаны формы работы на уроке, которые стимулируют учебную мотивацию, формирование навыков взаимопомощи, самоорганизации, развивают чувство коллективной и индивидуальной ответственности, самостоятельности (учебные дискуссии, викторины, ролевые игры и т.п.
Методы и приемы обучения носят воспитывающий характер, способствуют динамике личностного развития школьников.
Описаны методы и приемы, которые обеспечивают мотивацию и личностную ответственность за результаты учебной деятельности, способствуют смыслообразованию достижения результатов в учебе. направленны на формирование и развитие самостоятельности, рефлексии (формирующее оценивание, обратная связь, самостоятельное спланирование деятельности, взаимооценивание, самооценивание и т.п)
Воспитание через личность учителя
Описаны способы и приемы педагогического взаимодействия с детьми на уроке.
Курсы внеурочной деятельности
Направления курсов внеурочной деятельности
В модуле представлены курсы (модель) по нескольким направлениям в соответствии с ФГОС (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), реализуемых через организацию следующих видов деятельности: познавательная, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, туристическо-краеведческая, спортивно-оздоровительная. в следующих видах деятельности. Организуется на основе изучения потребностей и интересов детей и родителей, с целью индивидуализации образовательного пространства школы.
Привлекательность курсов ВД для детей
Описаны способы и условия вовлечения школьников в деятельность курсов на основе осознанного выбора школьников с учетом их потребностей и интересов.
Качество курсов внеурочной деятельности
КВД носят личностно-развивающий характер, обеспечивают формирование и развитие личностных результатов школьников. Формы ВД создают благоприятные условия для усвоения знаний основных социальных норм, для развития позитивных отношений школьников к ценностям и для приобретения опыта социально-значимых дел. Содержание и формы КВД имеют ярко-выраженный воспитательный потенциал и способствуют формированию детско-взрослых общностей.
Самоуправление
Самоуправление на уровне школы
Система самоуправления носит характер реального детского самоуправления. Совета обучающихся (совет старост, школьный совет старшеклассников и т.п) принимают участие в обсуждении вопросов, затрагивающих их права и законные интересы. Система обеспечивает возможность ребятам занимать позицию организаторов и инициаторов школьных дел.
Самоуправление на уровне класса
Описаны формы и способы организации детского самоуправления на уровне классов. Их деятельность организуется с учетом возрастных особенностей воспитанников и способствует проявлению активной жизненной позиции, развитию организаторских навыков, формированию чувства ответственности, готовность к корректировке своих действий на основе анализа деятельности, в том числе анализа результатов учебы и т.д. Соблюдение принципа добровольности, открытого обсуждения,, недопустимости авторитаризма и ситуации успеха. Педагогические находки для мотивации участия детей в самоуправлении.
Самоуправление на индивидуальном уровне
Сопровождение детских инициатив, создание условий для их проявления при выполнении индивидуальных поручений в планировании основных этапов дела, обсуждении желаемых результатов, ресурсов для его реализации, постоянной обратной связи на разных этапах и т.п. Педагогические находки в области управления саморазвитием школьников.
Профориентация
Создание условий для ранней профориентации
Описана система профориентационной работы, обеспечивающая преемственность на всех уровнях образования. Профорентационная работа включает в себя профессиональное просвещение, диагностику, консультирование, организацию профессиональных проб. К работе привлекаются социальные партнеры и родители.
Формы и виды профориентационной деятельности
Описаны совместные детско-взрослые мероприятия, обеспечивающие формирование активной позиции по отношению к своему профессиональному будущему. Имеются программы курсов профориентационной деятельности, ученики вовлекаются во всероссийские профориентационные проекты. Мероприятия обеспечивают обратную связь для осознания личностных инсайтов (понимание возможностей профессиональной успешности и самореализации).
Система сопровождения профессионального выбора
Описаны условия, созданные в школе для осознания своих интересов, склонностей, предпочтений, мотивов, личностных и профессиональных качеств необходимых в будущей профессии. Используются активизирующие методики профессионального выбора. К работе привлечены специалисты( тьюторы, психологи и т.п ).
Работа с родителями
Уровни работы с родителями
Описана система работы с родителями на групповом и индивидуальном уровне.
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями обеспечивают их педагогическое просвещение и формирование активной позитивной позиции в части воспитания своих детей. Характер мероприятий может обеспечить формирование субъектной позиции родителей как участников воспитательного процесса.
Скачано с www.znanio.ru