Файл: Программа алфавит служебные слова типы данных структура программы оператор присваивания.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Ключевые слова
язык программирования
программа
алфавит
служебные слова
типы данных
структура программы
оператор присваивания
Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Никлаус Вирт (1934 года рождения) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Алфавит языка
Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
A, B, C, …, X Y, Z
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
Латинские строчные
буквы
Арабские цифры
Специальные
символы
a, b, c,…, x, y, z
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Знаки арифметические, препинания, скобки и другие
Алфавит языка
В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).
: =
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
Знаки больше или равно,
меньше или равно
Начало и конец
комментария
> = и < =
(* и *)
Словарь языка
Служебное слово языка Паскаль | Значение служебного слова |
and | и |
array | массив |
begin | начало |
do | выполнить |
else | иначе |
for | для |
if | если |
of | из |
or | или |
procedure | процедура |
program | программа |
repeat | повторять |
then | то |
to | до (увеличивая до) |
until | до (до тех пор, пока) |
var | переменная |
while | пока |
Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.
Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka
Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.
Неправильные имена
Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as - начинается с цифры
Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
Простые типы данных
Название | Обозначение | Допустимые значения | Область памяти |
Целочисленный | integer | - 32 768 … 32 767 | 2 байта со знаком |
Вещественный | real | (2.9 *10-39 …1.7*10+38) | 6 байтов |
Символьный | char | Произвольный символ алфавита | 1 байт |
Строковый | string | Последовательность символов длиной меньше 255 | 1 байт на символ |
Логический | boolean | True и False | 1 байт |
Типы величин
Структура программы на языке Паскаль
Служебное слово program
и имя программы
Структура программы
Заголовок программы
Описание данных
Описание действий
Описание констант(const) и описание переменных (var)
Начинается словом begin и заканчивается словом end
с точкой
Раздел описания переменных
var | i, j: integer; | x:real; | a:char ; |
Целый тип
Вещественный тип
Символьный тип
Имена переменных
Общий вид программы
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin <начало программного блока>
<оператор 1>;
<оператор 2>;
. . .
<оператор n>
end.
Операторы - языковые конструкции для записи действия
, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
Команда присваивания
<имя переменной>:=<выражение>
Оперативная память
Выполнение оператора присваивания
Процессор
10 + 5
a
s
b
10
5
10
15
5
a:=10;
b:=5;
s:=a+b
Самое главное
Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.
В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Общий вид программы:
program <имя программы>;
const <список постоянных значений>;
var <описание используемых переменных>;
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
…
<оператор N>
end.
Вопросы и задания
В честь кого назван язык программирования Паскаль?
Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?
Что входит в состав алфавита Паскаля?
Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?
Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.
В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке
Паскаль?
Какую структуру имеет программа, записанная на языке
Паскаль?
Как записывается раздел описания переменных?
Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:
а) значения функции y = x2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
Опишите процесс выполнения операторов присваивания:
a:=3
b:=4
a:=a+b
Запишите оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных
x1и x2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
Опорный конспект
Оператор присваивания: <имя переменной>:=<выражение>
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Алфавит языка
Паскаль
Латинские прописные
буквы
Латинские строчные
буквы
Арабские цифры и
специальные символы
Структура
программы
Заголовок программы
Описание данных
Описание действий
Электронные образовательные ресурсы
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7-d761c14a8582/9_76.swf - команда присваивания