Файл: Программа среднего профессионального образования 40. 02. 01 Право и организация социального обеспечения Дисциплина экономика организации (4 семестр) Практическое задание 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

40.02.01 Право и организация социального обеспечения


Дисциплина: экономика организации (4 семестр)



Практическое задание № 1.

Выполнил:

слушатель Кошманова И.Г.

Преподаватель:

Пешков Д.Н.

Задание №1. Слушатель Кошманова И.Г.
Ответьте на вопросы:

1. Малый бизнес России, обстоятельства его развития.

2. Крупные предприятия и ряд их преимуществ.

3. Понятие классификации предприятий.


  1. Малый бизнес России, обстоятельства его развития.

Малый бизнес представляет собой систему экономически обособленных малых и средних компаний, которые ориентированы на рынок и формируют структуру и объем выпуска продукции под влиянием покупательского спроса. Такие компании административно не зависят от государственных и прочих учреждений. Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ No 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Ограничение по выручке. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн рублей; малые предприятия — 400 млн рублей; средние предприятия — 1000 млн. рублей. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной


принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала. По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными. В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. По структуре деятельности предприятия разделяют на: специализированные - производят ограниченную номенклатуру товаров; диверсифицированные - производят широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках. Малый бизнес в России развивался в достаточно сложных экономических, политических и социальных условиях. Что не могло не сказаться на его специфических особенностях. Именно в период становления малого предпринимательства в стране проходили сложнейшие инфляционные процессы, экономический кризис, а также проводилась жёсткая кредитно-финансовая политика. Логично, что такие условия не могли благоприятно влиять на развитие всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого бизнеса. В нашей стране развитие малого предпринимательства имеет недолгую историю. Оно существует в РФ с 1990 г. в форме обществ с ограниченной ответственностью, ставших приемниками ранее созданных кооперативов. Развитие малого предпринимательства в стране в формах артелей и кооперативов началось еще в 1900 г., а к 1917 г. уже можно было насчитать примерно 50 тыс. действующих кооперативов. Они распространяли коллективную собственность на все стадии, начиная от закупки средств и предметов труда и заканчивая продажей выпущенной готовой продукцией. В это же время люди массово начали обучаться, посещая специальные предпринимательские курсы.

Этапы развития предпринимательства в России. Малое российское предпринимательство с 1990 гг. проходит 4 основных этапа своего развития. Первый из них начинается в конце 1980-х годов, когда с помощью огромных льгот всех видов (включая средства государственного бюджета) произошло быстрое накопление капиталов. На первой стадии налаживается организация выпуска дефицитной продукции и услуг широкого потребления, развивается розничная торговля, общественное питание и др. Этот этап развития показал, что отрицательным моментом развития малого предпринимательства можно считать отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Для первого этапа была характерна активная агитация, которая позволяла людям интегрироваться в объединения по интересам. В результате произошло формирование отраслевых компаний, включая

малый бизнес в сфере сельского хозяйства, наукоемких отраслей и торговли. В 1990 г. создается Российский союз совместного предпринимательства, а в 1991 г. Аграрный союз. Для второго этапа характерен экстенсивный тип экономического развития, поскольку в 1991-1992 гг. развитие малого предпринимательства сопровождалось либерализацией цен. Новый виток был обусловлен массовой приватизацией имущества государства, в том числе малых государственных предприятий. Также развитию способствовала отмена монополии на внешнюю торговлю. После 1993 г. определенный подъем развития происходит в частном секторе экономики. В первый раз формируется правовая основа предпринимательства и принимаются законодательные акты, с помощью которых регулируется работа малых предприятий. В мае 1995 г. Государственная Дума приняла федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который был сконцентрирован на реализации права граждан на свободное использование собственных способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности, установленного Конституцией Российской Федерации. В этот же период окончательно определились организационно-правовые нормы, критерии малых компаний, включая аспекты поддержки малого бизнеса со стороны государства. В 1996 г. уже насчитывалось 1040 тысяч малых предприятий. В 1996-1997 гг. начинается 3 этап развития малого предпринимательства (продлился до 2003 года). В 1998 г. появляется новое законодательство, которое ужесточило требования в области формирования, действия и развития фирм малого бизнеса. С того времени при регистрации нужно было пройти множество обязательных процедур и зарегистрироваться в фондах. По этой причине началось сокращение количества представителей малого бизнеса, что было связано с резким уменьшением доходности от самостоятельной предпринимательской деятельности. В 1990-е гг произошло сокращение количества малых фирм до 840 тыс. По причине финансового кризиса практически 50 % предприятий уходит с легального рынка и переходит в теневой сектор. В 2002-2003 гг. можно было наблюдать увеличение доли малых фирм в ВВП страны на 1,8 % (с 9,6 % до 10,4 %), что привело к увеличению занятости населения. С 2003 г. отечественный малый бизнес начинает новый виток развития. Четвертый этап продолжается и до настоящего времени. Состояние и развитие малого предпринимательства в РФ в течение рассмотренных 4 этапов отражает тот факт, что в нашем государстве после нескольких лет реформирования малое предпринимательство становится самостоятельным и важнейшим сектором национальной экономики. Сегодня государство всеми способами пытается упростить процесс создания и регистрации малых фирм, уменьшает число бюрократических процедур. Если учесть сложный путь развития малого бизнеса, то политика государства современности направлена на то,
чтобы происходило расширение, поддержка и развитие малого предпринимательства.

  1. Крупные предприятия и ряд их преимуществ. Предприятия - это самостоятельные хозяйствующие субъекты, созданные для производства продукции, оказания услуг и выполнения работ с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Некоторые исследователи к числу крупных предприятий относят предприятия, доминирующие на региональном или национальном уровне, выступающие градообразующими, интегрированные в глобальный экономический процесс. Количественными характеристиками крупных предприятий можно назвать: годовой размер полученной от реализации продукции выручки свыше 5 млрд. руб., совокупная стоимость активов – свыше 7 млрд. руб., среднесписочная численность персонала - от 1 тысячи чел. К системообразующим крупным предприятиям, функционирующим к разным отраслям экономики, принято относить компании с одним из перечисленных признаков: предприятие находится в государственной собственности (федеральные государственные унитарные предприятия или государственные корпорации); владение государством контрольным пакетом акций предприятия (открытые акционерные общества). Некоторые подобные предприятия являются естественными монополиями, поэтому ряд функций управления напрямую зависит от экономической политики государства. Ряд крупных предприятий связаны с обеспечением обороноспособности страны, поэтому их ключевым потребителем является Министерство обороны, что определяет особый контроль их деятельности со стороны государства. Крупные предприятия существенно влияют на социально-экономическую сферу страны, ее развитие и инновационную активность. Крупные предприятия позволяют решать стратегические задачи национальной безопасности: обеспечение территориального единства, ресурсонезависимость и обороноспособность. Вместе с тем, крупные предприятия обычно нацелены на работу с корпоративными потребителями внутри страны и за рубежом. Зачастую крупные предприятия становятся ядром кластера, объединяющим работу нескольких предприятий в технологическую цепочку (либо поставляют для последующей обработки промежуточные продукты (работы, услуги), либо выступают потребителями для малых производителей, независимых от крупного предприятия). Вследствие этого крупные компании становятся «инновационными локомотивами», формирующими направление инновационных процессов на протяжении всей технологической цепочки - от их поставщика до дилера и дистрибьютора. Крупные предприятия в России все чаще инициируют создание технопарков или небольших инновационных компаний, которые отрабатывают и доводят до стадии практического использования научно-технические достижения, созданные в исследовательских центрах таких предприятий. Одновременно российский крупный бизнес старается расширять масштабы взаимодействия с научными и исследовательскими институтами, конструкторскими и проектно-инжиниринговыми организациями, техническими вузами с целью разработки новейших технических решений и технологий, повышающих инновационный потенциал экономики в целом. Все это обуславливает значимую и даже определяющую роль крупных предприятий в развитии ряда отраслей. Крупные предприятия производят преобладающую долю в объеме отраслевого производства в наукоемких и индустриальных отраслях экономики. В развитых странах крупные компании доминируют в машиностроении, электротехнической промышленности и приборостроении, химической промышленности, металлургии, топливно-энергетическом комплексе, добывающей промышленности, фармацевтике, железнодорожном и морском транспорте. В условиях глобального рынка только крупные компании способны одновременно выходить на несколько национальных рынков. В случае если это не происходит - инициатива перехватывается другими более мощными компаниями. Благодаря концентрации ресурсов крупные компании реализуют инновационные проекты и формируют новые рынки на глобальном уровне, что существенно повышает конкурентоспособность национальной экономики. Значительные ресурсы и крупный капитал дают существенно больше возможностей для воплощения технических инноваций, нацеленных на наращивание эффективности работы крупных предприятий. Вместе с тем для крупного бизнеса характерна склонность минимизировать риски при освоении технологических новинок, поэтому инновационная активность крупных компаний чаще всего воплощается не в радикальных новшествах, а в усовершенствовании уже существующего продукта, технологии, маркетинговых и организационных решений. Как правило, практическое применение передовых научно-технических достижений связано с малыми инновационными предприятиями, которые создают по инициативе и при непосредственной поддержке крупных предприятий. Роль крупных предприятий в экономике России значительно выше, чем в остальных развитых странах, так как малый и средний бизнес по количеству занятых и суммарному объему выручки от реализации продукции (работ, услуг) в объеме внутреннего валового продукта нашей страны составляет пока незначительную долю.


3.Понятие классификации предприятий. Классификация предприятий может быть дана с использованием ряда признаков. По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства. В соответствии с формами собственности, установленными Законом о собственности, могут действовать предприятия следующих видов: индивидуальные предприятия, основанные на личной собственности физического лица и исключительно его труде; частные предприятия, основанные на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы; семейные предприятия, основанные на собственности и труде членов одной семьи; государственные предприятия, основанные на общегосударственной собственности; коллективные предприятия, основанные на собственности трудового коллектива предприятия; совместные предприятия, основанные на базе объединения имущества разных собственников. В числе их учредителей могут быть иностранные юридические лица и граждане; арендные предприятия, основанные на договорном временном владении и использовании имущества, которое необходимо арендатору для осуществления предпринимательской деятельности. Объектами аренды могут быть целые имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений или отдельные единицы имущества. Предприятия различаются по признаку принадлежности капитала: национальные, заграничные (капитал является собственностью иностранных предпринимателей, контролирующих их деятельность) и смешанные. По форме хозяйствования выделяют хозяйственные товарищества, представляющие объединение предпринимателей. Вид предприятия могут определять технологическая (региональная) целостность и степень подчинённости. По этому признаку разнятся головные и дочерние предприятия и их филиалы. Головные предприятия контролируют деятельность дочерних и филиалов. Дочернее предприятие является юридически самостоятельным и организационно обособленным, самостоятельно осуществляет коммерческие операции и составляет отчётный баланс, но контрольный пакет акций принадлежит головному предприятию. В отличие от дочерних предприятий, филиал не пользуется юридической и хозяйственной самостоятельностью, не имеет собственного устава и баланса, действует от имени и по поручению головного предприятия. Почти весь акционерный капитал филиала принадлежит головному предприятию. По функционально-отраслевому виду деятельности выделяют следующие виды предприятий: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, строительные, инновационно-внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические, предприятия связи и т.п. В соответствии с объёмами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников предприятие может быть отнесено к малым, средним и большим.