Файл: Финансовый контроль. Общие виды механизмов финансового контроля.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Финансовый контроль. Общие виды механизмов финансового контроля
Аннотация: рассматриваются актуальные вопросы построения теоретической базы системы финансового контроля в Российской Федерации, общие виды механизмов финансового контроля. Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях.
Ключевые слова: контроль, финансовый контроль, виды финансового контроля, системный подход, механизмы, система государственного финансового контроля, полномочия субъектов, аудиторский контроль.
Abstract: the current issues of constructing the theoretical basis of the financial control system in the Russian Federation, general types of financial control mechanisms are considered. As a form of implementation of the control function of finance, financial control is necessary in any society based on commodity-money relations.
Keywords: control, financial control, types of financial control, system approach, mechanisms, system of state financial control, powers of subjects, audit control.
Формирование научно обоснованной классификации видов, форм и методов финансового контроля будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств. Позволит более глубоко изучить существо этой стороны финансового менеджмента государственного сектора экономики, взаимодействие между субъектами финансовых отношений, особенности подготовки к проведению контрольных мероприятий. Разносторонний характер отношений в финансовой сфере свидетельствует о многообразии видов, форм и применяемых методов контроля, что позволяет выработать новые подходы к их классификации [1].
Под классификацией понимается «распределение объектов, явлений, категорий по классам (разрядам, группам и другим подразделениям) в зависимости от их общих признаков, характеризующих связи между классифицируемыми объектами в единой системе соответствующей области знаний или практической деятельности.
В настоящее время известны несколько вариантов классификации видов, форм и методов финансового контроля, имеющих существенные отличия.
Многообразие вариантов классификации видов, форм и методов финансового контроля ведет к недостаточному пониманию сущности организации финансового контроля. Уточнение понятия «финансовый контроль» должно основываться на анализе имеющихся теоретических подходов к его классификации.
По критерию «характер финансовых отношений» финансовый контроль можно классифицировать на бюджетный контроль, контроль внебюджетных фондов, налоговый контроль, кредитный контроль, страховой контроль, инвестиционный контроль, таможенный и валютный контроль.
Механизм государственного финансового контроля является обязательным элементом управления общественными финансами, неотъемлемой частью системы государственного регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений установленных принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем [4].
Понятийный аппарат в любом исследовании требует постоянного уточнения, поэтому необходимо обратится к Толковому словарю русского языка, где понятие «механизм» означает последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление (в третьем значении). Бесспорно, раскрыть какое-либо понятие с помощью самого лучшего Толкового словаря русского языка в полном объеме невозможно.
Е.Е. Лебедева, определяя механизм финансового контроля, отмечала, что: «Механизм финансового контроля представляет собой совокупность элементов, входящих в систему контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно-ревизионных мероприятий, являются объекты, предмет, методика, процесс контроля, и субъекты контроля.
Но и это определение представляется весьма расширительным. Едва ли обоснованно рассматривать в качестве неотъемлемых элементов механизма государственного финансового контроля технику и технологию контроля, принятие решений по результатам контроля, а также оценку эффективности контроля [3].
Контроль в сфере финансовых правоотношений является одной из важнейших функций современного государства. Как справедливо отмечает автор исследования, механизм государственного финансового контроля призван выявлять нарушения установленных принципов законности, обеспечивать целевое и эффективное расходование финансовых ресурсов. Значимость данной статьи как теоретического исследования состоит в том, что многие вопросы формирования механизма государственного финансового контроля
решаются без научно-методологического обоснования, что на практике ведет к просчетам и не дает должного эффекта [2].
В цитируемых определениях авторы, по существу, ставят знак равенства между методом контроля и его методическими приемами (инструментами). Данная точка зрения вызывает возражение, поскольку «метод любой науки представляет собой непременный, органически присущий ей специфический подход к изучению предмета».
Специфика деятельности субъекта контроля может быть использована при классификации видов финансового контроля «по субъектам». Тогда как совокупность методических приемов контроля, способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных элементов объекта контроля принято относить к методу финансового контроля.
Существующие теоретические подходы к классификации финансового контроля необходимо обобщить, основываясь на ряде принципов: критерии классификации; учете взаимосвязи классификационных признаков; простоте, логичности и т. п.
Совокупность методов финансового контроля, а также технических приемов, решающих определенные задачи контрольных процедур, составляют методологию финансового контроля. Причем множество критериев оценки, установленных для объекта контроля, является частью метода финансового контроля.
Контроль использования бюджетных средств по целевому назначению, проведение анализа доходных статей бюджета, проверка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности - все это приемы, которые используются в практике контрольной деятельности [5].
Отдельные наименования классификационных признаков финансового контроля на настоящий момент времени уже получили свое определение в нормативных документах. В частности, классификация форм финансового контроля по времени его осуществления (предварительный, текущий, последующий) закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами на основе проверок, обследований, ревизий в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования
, распределения и использования денежных фондов.
В России, финансовый контроль осуществляется ввиду государственного финансового контроля, внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности.
Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований осуществляют внутренний государственный финансовый контроль в бюджетной сфере. Предварительный контроль направлен на пресечение и предупреждение бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Камеральная проверка в рамках контроля в финансово-бюджетной сфере проводится по месту нахождения органа финансового контроля в соответствии с действующим законодательством и включает в себя исследование информации, документов и материалов, которые предоставляются органу финансового контроля по соответствующему запросу, информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок и (или) обследований, и иных документов и информации об объекте контроля.
Выездная проверка как форма финансового контроля в бюджетной сфере является более эффективной. По месту нахождения объекта контроля запрашиваются сведения о фактическом финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов. На выбор формы контрольного мероприятия влияет также соответствующее нормативное регулирование [1].
Таким образом, в рамках ревизии и выездной проверки срок может составлять от 30 до 40 дней и быть продлен до 60 дней (максимальная продолжительность). Обследование как самостоятельное мероприятие предусматривает такой же срок проведения, однако, в случае назначения обследования в рамках проводимых камеральных и выездных проверок (ревизий), срок проведения не может составлять более 20 рабочих дней. Выездной и камеральный режимы проведения встречной проверки предусматривает 20-дневный срок (измеряемый в рабочих днях). Камеральная проверка проводится в течение 30 рабочих дней. Форма и метод контрольного мероприятия в бюджетной сфере зависят от статуса объекта контроля и определяются нормативным регулированием и требованиями, содержащимися в них (БК РФ, Федеральный закон N 44-ФЗ, Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон N 185-ФЗ).
Список используемой литературы:
-
Алексеева, М. Б. Теория систем и системный анализ: учебник и практикум для вузов / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 304 с. -
Заграновская, А. В. Системный анализ: учебное пособие для вузов / А. В. Заграновская, Ю. Н. Эйсснер. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 424 с. -
Иванова, Г. Н. Финансы: учебник для вузов / Т. П. Беляева [и др.]; под редакцией Н. Г. Ивановой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 449 с. -
Роик, В. Д. Социальная политика. Финансовые механизмы: учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 570 с. -
Чалдаева, Л. А. Финансы: учебник и практикум для вузов / Л. А. Чалдаева [и др.]; под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 491 с.