Файл: Практикум по нейропсихологии Москва 2014 2 ббк 88. 75я73 п 44 удк 612. 821 (075. 8) Н практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Факультет клинической психологии
Кафедра клинической психологии
Поддъякова О.С.
Челышева М.В.
Практикум по нейропсихологии
Москва
2014
2
ББК 88.75я73
П 44
УДК 612.821 (075.8)
Н Практикум по нейропсихологии. Учебное пособие.
Поддъякова О.С., Челышева М.В. Москва: МГМСУ, 2014
3
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Нейропсихологическая диагностика: теоретико-методологические основы, цели, принципы, этапы........................................................................................
4
Глава 1.
Нейропсихологическая диагностика. Основные цели нейро- психологической диагности- ки........................................................
4
Глава 2.
Теоретико-методологические основы нейропсихологической диагностики.....................................................................................
5 2.1.
Теория системной динамической локализации ВПФ......
5 2.2.
Теория функциональных систем........................................ 5 2.3.
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского...
6 2.4.
Понятие фактора..................................................................
7 2.5.
Понятие синдромного анализа...........................................
8 2.6.
Концепция о трех функциональных блоках мозга...........
9
Глава 3.
Принципы построения нейропсихологических диагностиче- ских методик...................................................................................
10
Глава 4.
Этапы нейропсихологической диагностики................................. 13 4.1.
Общие правила построения нейропсихологического обследования........................................................................
13 4.2.
Этапы нейропсихологического обследования.................. 13 4.3.
Задачи клинической беседы в нейропсихологическом обследовании.......................................................................
14
Раздел II. Нейропсихологические методики исследования высших психических функций.................................................................................................................
15
Глава 5.
Особенности проведения нейропсихологического обследова- ния в зависимости от возраста испытуемого................................
15 5.1.
Требования к условиям проведения обследования в детском возрасте..................................................................
15 5.2.
Требования к процедуре обследования в детском воз- расте.....................................................................................
16 5.3.
Возрастные нормативы выполнения нейропсихологи- ческих проб..........................................................................
17
Глава 6.
Методики нейропсихологического обследования....................... 19 6.1.
Предварительный сбор анамнеза....................................... 19 6.2.
Общая характеристика больного....................................... 19 6.3.
Исследование движений и действий................................. 24 6.4.
Исследование гнозиса......................................................... 26 6.4.1.
Зрительный гнозис................................................ 27 6.4.2.
Зрительно-пространственный гнозис.................
28 6.4.3.
Акустический гнозис............................................ 29 6.4.4.
Тактильное восприятие........................................ 30 6.5
Исследование речи.............................................................
31 6.6.
Исследование памяти.........................................................
33 6.7.
Исследование мышления...................................................
35 6.8.
Исследование письма.........................................................
35 6.9.
Исследование чтения.......................................................... 36
Глава 7.
Методы исследования латеральной организации мозга............. 38 7.1.
Методики исследования межполушарной асимметрии.. 38 7.2.
Методы исследования межполушарного взаимодей- ствия......................................................................................
39
4
Глава 8.
Нейропсихологическое заключение.............................................
40 8.1.
Схема нейропсихологического заключения....................
40 8.2.
Образцы нейропсихологических заключений по дан- ным нейропсихологического обследования.....................
44
Приложение 1. Протокол нейропсихологического обследования....................................... 49
Приложение 2. Образцы для копирования (исследование зрительно-пространственного восприятия)................................................................................................................................
52
Приложение 3. Стимулы для исследования зрительной памяти.......................................... 54
Приложение 4. Анкета для родителей (предварительный сбор анамнеза)......................... 55
Литература……………………………………………………………………......................... 59
5
Раздел 1. Нейропсихологическая диагностика: теоретико-методологические ос-
новы, цели, принципы, этапы.
Глава 1. Нейропсихологическая диагностика. Основные цели нейропсихологи-
ческой диагностики.
Нейропсихологическая диагностика - это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характери- стики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов (особенностей) с патологией или функциональным состоянием определенных отделов головного мозга либо с индивидуальными особенностями морфо- функционального состояния мозга в целом. [1]
Профессиональный уровень владения нейропсихологической диагностикой предпо- лагает предварительное изучение следующих базовых дисциплин:
1. анатомия и физиология центральной нервной системы (ЦНС);
2. основы нейропсихологии, специфика основных направлений современной нейропси- хологии;
3. теоретико-методологические основы нейропсихологии и нейропсихологической диа- гностики.
А также необходимо знать: принципы построения нейропсихологического обследо- вания и конкретных нейропсихологических диагностических методик; правила примене- ния нейропсихологических методик исследования различных ВПФ. Профессиональный нейропсихолог должен овладеть конкретными знаниями и навыками применения нейро- психологических методик и методов исследования межполушарной асимметрии и межпо- лушарного взаимодействия.
Цели нейропсихологической диагностики:
1. выявить целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный нарушением одного или нескольких мозговых факторов;
2. выявить особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляю- щих психических процессов, а также различных уровней их реализации;
3. определить преимущественную латерализацию патологического процесса;
4. выявить повреждённые и сохранные звенья ПФ;
5. описать различные поражения одной и той же ПФ при поражении разных участков го- ловного мозга.
6
Глава 2. Теоретико-методологические основы нейропсихологической диагно-
стики.
Теоретико-методологическими основами нейропсихологической диагностики явля- ются представления отечественной психологии о:
• системном строении ВПФ человека,
• их системной динамической локализации,
• прижизненном формировании их структуры и мозговой организации.
Нейропсихологическая диагностика проводится в соответствии с принципами, раз- работанными А. Р. Лурия, о синдромном анализе нарушений и в контексте структурно- функциональной концепции о трех блоках мозга, каждый из которых обеспечивает опре- деленную составляющую психической деятельности в системе ее мозговой организации.
2.1. Теория системной динамической локализации ВПФ.
Теория динамической мозговой локализации ВПФ была сформулирована в работах
А. А. Ухтомского, И. П. Павлова и др. [17] Согласно данной концепции ПФ должен соот- ветствовать не один фиксированный центр возбуждения в коре, а динамическая система, работающая на основе объединения структурных (мозговых) элементов, то есть динами- ческая система пространственно разнесенных элементов. Такой подход отвергал возмож- ность нахождения ПФ в одном месте коры головного мозга и указывал на сложный си- стемный состав мозговых зон, обеспечивающих ПФ, а также на динамический характер их взаимодействия.
2.2. Теория функциональных систем.
В теории функциональных систем, созданной П. К. Анохиным в начале 30-х годов
ХХ века, было показано, что основным принципом работы организма при решении адап- тационных задач является объединение различных его органов в функциональные систе- мы (ФС). Системообразующим элементом такого образования выступает достигаемый с помощью этой системы адаптационный результат. В теории системогенеза П. К. Анохин ответил на вопрос о том, как формируются ФС и с помощью каких механизмов и процес- сов многочисленные и различные по сложности ее компоненты, часто расположенные в организме далеко друг от друга, могут успешно объединяться. Анохин рассматривал си- стемогенез как гетерохронное, избирательное развитие в эмбриогенезе разнообразных по качеству и локализации структурных образований, которые, консолидируясь в целое, ин- тегрируют полноценную ФС, обеспечивающую новорожденному выживание.
7
2.3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. [3]
ВПФ – это сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, соци- альные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Данная концепция основывается на ряде принципов:
- Принцип прижизненного формирования и развития ВПФ. ВПФ формируются у ре- бенка после его появления на свет, прижизненно путем усвоения социального опыта.
Детское развитие представляет собой сложный динамический процесс, который характе- ризуется периодичностью, диспропорцией в развитии отдельных ПФ. Оно идет не эволю- ционным путем, а путем революционных изменений, не плавно, а скачкообразно.
- Принцип гетерохронности развития ВПФ и зон мозга, обеспечивающих их форми- рование. Средством эволюции, благодаря которому устанавливаются гармоничные отно- шения между многочисленными компонентами функциональной системы, является гете- рохронность, т.е неодновременность роста и темпов развития различных структурных об- разований. На разных возрастных этапах она может проявляться в возникновении новых внутри- и межсистемных координаций, а также в опережающем развитии той или иной
ПФ.
- Принцип формирования ВПФ в предметной деятельности и в сотрудничестве со
взрослым. Этот принцип говорит о том, что ВПФ формируются внутри конкретных видов деятельности, зависящих от возрастного этапа. Только благодаря сотрудничеству со взрослыми, под влиянием речевого общения и совместных действий с предметами ребе- нок начинает воспринимать окружающий предметный мир.
- Принцип интериоризации - перехода ВПФ из интерпсихического состояния в ин-
трапсихическое. ВПФ сначала существуют как внешние, развернутые по структуре, по составу операций и процессов, а потом осуществляется их переход во внутреннюю ум- ственную форму, в такую, какой мы видим ту или иную ПФ у взрослого человека. Этот процесс превращения внешних средств функции во внутренние психологические средства носит название интериоризации.
- Принцип взаимовлияния структуры и функции. Этот принцип указывает на путь развития ВПФ у детей, при котором происходит сложный процесс взаимовлияния разви- вающихся ВПФ друг на друга и их влияние на созревание мозга, которое, в свою очередь, оказывает влияние на дальнейшее развитие ВПФ.
- Деятельностный подход в формировании ВПФ. ВПФ формируются в деятельности.
И в каждом возрастном периоде ребенка имеется ведущая деятельность, благодаря и
8 внутри которой формируются определенные системы ВПФ, отвечающие возрастному эта- пу развития ребенка.
- Принцип смены ведущих ВПФ в разные возрастные периоды. Формирование и раз- витие психики ребенка проходит через несколько возрастных этапов, на каждом из кото- рых происходит усложнение систем ВПФ, их усовершенствование. Каждому этапу соот- ветствует своя ведущая ВПФ.
- Принцип системности формирования ВПФ. Развитие ВПФ протекает не изолиро- ванно, а во взаимодействии той или другой группы ВПФ. Все ПФ развиваются в системе, взаимодействуя друг с другом. Все системы ВПФ в процессе возрастного развития ребен- ка, изменяясь, усовершенствуются.
2.4. Понятие фактора.
При создании теории системной динамической локализации ВПФ А. Р. Лурия ввел новые понятия: нейропсихологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга.
Понятие фактора является одним из важнейших теоретических понятий, лежащих в основе концептуального аппарата нейропсихологии. Под фактором А. Р. Лурия понимал
«собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип ее работы. У А.Р. Лурии встречаются разные определения фактора, но для всех них общей является одна из его характеристик - фактор является основой, причиной нарушения определенной системы ВПФ, в структуру которых он входит [7, 8, 16, 17]. Каждая зона мозга, участвующая в обеспечении ФС, ответственна за свой фактор, и его устранение приводит к тому, что нормальное осуществление функции становится невозможным.
Выделяют модально-неспецифические факторы: энергетический (нейродинамиче- ский) - связан с работой подкорковых образований головного мозга; межполушарного взаимодействия - морфологически привязан к работе мозолистого тела и других комиссур мозга; программирования, регуляции и контроля психической деятельности - реализуется работой преимущественно префронтальной зоны лобных долей коры мозга; модально-
специфические факторы: кинестетический (кинестетические, телесные ощущения) - его нарушение приводит к нарушению или несформированности кинестетической основы речи, предметных действий (нарушение кинестезий возникает при поражении верхне- и нижнетеменных отделов коры левого полушария мозга); кинетический - обеспечивает сукцессивность, последовательность смены поз артикуляционного аппарата в устной ре- чи, поз руки в двигательном акте (за данный фактор ответственны заднелобные отделы коры); фонематического слуха (т.е. способность различать на слух фонемы языка) - его нарушение ведет к трудностям формирования речи и всех функций, в структуру которых