Файл: Конфликт в Абхазии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, клановое мировоззрение таджиков, высокая степень их религиозности и. т.д. Политика перестройки привела к возникновению исламско-демократического движения в Таджикской ССР. Костяк оппозиции составили Партия исламского возрождения (ИПВ), Демократическая партия Таджикистана (ДПТ) и ряд других движений. Противостояние между бывшей коммунистической элитой и национально-демократическими и исламскими силами перешло из политической сферы в этническо-клановую. В советское время доминирующую роль в политической жизни играли выходцы из Ленинабадской области («ленинабадцы»), занимавшие высшие административные посты, с которыми активно сотрудничали выходцы из Куляба — «кулябцы», занимавшие высшие посты в силовых структурах (МВД). После провозглашения независимости Таджикистана другие клановые группы — «бадахшанцы», «гиссарцы» и «гармцы» попытались изменить распределение ролей в управлении страной.

Фактически прелюдией к будущей войне стали массовые беспорядки в Душанбе в феврале 1990 года с требованием отставки Первого Секретаря ЦК Компартии Таджикской ССР Кахара Махкамова, который в ноябре того же года был избран первым президентом Таджикистана. После провала ГКЧП оппозиция организовала многочисленные митинги с требованиями отставки поддержавшего ГКЧП Махкамова, роспуска компартии и отмены закона о запрещении Исламской партии возрождения. Спустя некоторое время Махкамов подал в отставку с поста президента республики. 24 ноября 1991 года в Таджикской ССР прошли президентские выборы, победу на которых одержал «ленинабадец» Рахмон Набиев, набравший 56,92 % голосов. Его главный соперник Давлат Худоназаров, который поддерживался Демократической партией Таджикистана, Партией исламского возрождения, Национально-демократическим движением «Растохез» и мусульманским духовенством, набрал 30 % голосов. Оппозиция обвинила власти в фальсификации выборов.. В первые несколько месяцев после выборов в стране поддерживалось хрупкое равновесие сил — ведущим представителям (исламистской) оппозиции была гарантирована неприкосновенность в обмен на согласие придерживаться политических методов.

Конфликт в Нагорном Карабахе

Нагорный Карабах – область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения – 138 тысяч человек, подавляющее большинство – армяне. Столица – город Степанакерт. Население – около 50 тысяч человек.

По данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название – Арцах) впервые упоминается в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.


По данным азербайджанских источников, Карабах – одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина «Карабах» относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

Согласно Курекчайскому договору 1805 года, Карабахское ханство, как мусульмано-азербайджанская земля, было подчинено России. В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России. В первой трети XIX в., согласно Туркменчайскому договору и договору Эдирне, началось искусственное размещение переселенных из Ирана и Турции армян в Северном Азербайджане, в том числе в Карабахе.

28 мая 1918 года в Северном Азербайджане было создано независимое государство Азербайджанская Демократическая Республика (АДР), сохранившая свою политическую власть над Карабахом. В то же время объявленная Армянская (Араратская) Республика выдвинула на Карабах свои претензии, не признанные правительством АДР.  В январе 1919 года правительство АДР создало Карабахскую губернию, включавшую в себя Шушинский, Джаванширский, Джебраильский и Зангезурский уезды.

В июле 1921 года решением Кавказского бюро ЦК РКП(б) Нагорный Карабах был включен в состав Азербайджанской ССР на правах широкой автономии. В 1923 году на территории Нагорного Карабаха была образована Нагорно-Карабахская АО в составе Азербайджана.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР". Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

Второго сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов. На сессии была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.



10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения   99,89% – высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

В ходе конфликта регулярные армянские части полностью или частично захватили семь районов, которых Азербайджан считал своими. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом.

В то же время армянская сторона считает, что под контролем Азербайджана остается часть Карабаха – села Мардакертского и Мартунинского районов, весь Шаумяновский район и Геташенский подрайон, а также Нахичевань.

В описании конфликта стороны приводят свои цифры о потерях, отличающиеся от данных противоположной стороны. По консолидированным данным, потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили убитыми от 15 до 25 тысяч человек, более 25 тысяч раненых, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания.

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали протокол, вошедший в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский, на основании которого 12 мая была достигнута договоренность о прекращении огня.

12 мая того же года в Москве состоялась встреча министра обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне – президент Армении), министра обороны Азербайджана Мамедраффи Мамедова и командующего Армией Обороны НКР Самвела Бабаяна, на которой была подтверждена приверженность сторон ранее достигнутой договоренности о прекращении огня.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. 23 сентября 1991 года в Железноводске состоялась встреча президентов России, Казахстана, Азербайджана и Армении. В марте 1992 года была учреждена Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась 
первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха. Примерно в то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и занимавшего в то время пост премьер-министра Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.

Конфликт в Приднестровье

Приднестровский вооруженный конфликт – военные действия между вооруженными формированиями Приднестровской Молдавской Республики и Республикой Молдавией, наиболее острая фаза которых пришлась на март-июль 1992 года.

Главной причиной конфликта послужило провозглашение пришедшим в 1989 году к власти новым руководством Молдавской ССР (МССР) курса на выход ее из состава СССР и объединение с Румынией. Население Приднестровья и Гагаузии заявило о несогласии с этим курсом.

Проигнорировав позицию нацменьшинств, Верховный Совет МССР 31 августа 1989 года принял ряд законов о языке, которые население левобережья Днестра и Гагаузии, проживающее в основном на юге и востоке республики, расценило как ущемление прав немолдавского населения. В городах Тирасполь, Бендеры, Рыбница, Комрат и Кишинев прошла волна забастовок. В ответ молдавское руководство усилило давление на граждан республики немолдавской национальности. Нарушения прав человека, психологический прессинг против инакомыслящих приняли массовый характер.

23 июня 1990 года Верховный Совет МССР признал незаконным акт правительства СССР от 2 августа 1940 года, согласно которому была создана Молдавская ССР, а Левобережье (Молдавская автономная ССР в составе Украины) присоединено к правобережным землям, а также принял Декларацию о суверенитете Молдавии. В этой обстановке приднестровцы заявили о юридическом праве на формирование собственного государства.

2 сентября 1990 года 2-й съезд народных депутатов всех уровней Левобережья Молдавии провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР (ПМССР) со столицей в Тирасполе. Помимо собственно левобережной территории в нее были включены город Бендеры и еще несколько населенных пунктов на правом берегу.


Верховный Совет Молдавии признал это решение неконституционным, и в ультимативной форме потребовал его отмены. Война законов сопровождалась взаимными экономическими санкциями, диверсиями, что привело к перерастанию конфликта в вооруженное противостояние. В основном вооруженные стычки, подчас весьма ожесточенные, происходили вокруг переправ через Днестр и в населенных пунктах, находившихся на правом берегу, но перешедших под юрисдикцию Тирасполя.

Попытка официального Кишинева добиться своих целей с помощью подразделений МВД и отрядов националистически настроенных добровольцев привела 2 ноября 1990 года к первым жертвам – гибели трех жителей города Дубоссары, 16 человек получили ранения.

С конца 1990 года в Приднестровье создавались военизированные формирования, в то же время молдавские власти начали создавать сначала отряды полиции особого назначения (ОПОН), а затем после августа 1991 года – свои вооруженные силы на основе части дислоцированных там вооруженных сил бывшего СССР.

В сентябре 1991 года была провозглашена независимая Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) со столицей в Тирасполе. В состав ПМР вошли Григориопольский, Дубоссарский, Рыбницкий, Каменский, Слободзейский районы и города Бендеры, Дубоссары, Рыбница и Тирасполь.

В декабре 1991 года политическое руководство Молдавии вновь предприняло попытку силового решения проблемы. В Дубоссары были направлены отряд полиции особого назначения и несколько батальонов военизированных формирований ополчения для восстановления в городе органов власти, подчиняющихся правительству Молдавии, отделения северных районов Левобережья от южных в целях разрушения политического и экономического единства Приднестровья. Однако они встретили упорное сопротивление отрядов самообороны из жителей города.

3 марта 1992 года правительство Молдавии перешло к широкому применению военной силы. В результате боевых действий на дубоссарском направлении с 3 по 9 марта части ВС РМ захватили на левом берегу Днестра плацдарм, а с 10 марта бои развернулись по всему фронту.

В целях политического урегулирования конфликта 20 марта 1992 года главы государств СНГ приняли заявление, в котором указывалось на необходимость сохранения территориальной целостности Молдавии. 23 марта в Хельсинки министры иностранных дел России, Молдавии, Украины и Румынии подписали совместную декларацию о необходимости мирного урегулирования конфликта.