Файл: Тема Федеральные налоги Вопрос Налог на доходы физических лиц.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
© Бондарева Н.А., 2016
© Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016
Содержание
Аннотация
Тема 1. Теоретические основы налогообложения
Вопрос 1. Налоговая система Российской Федерации.
Вопрос 2. Налоги и сборы: их сущность, признаки, элементы, методы взимания и функции.
Вопрос 3. Виды налогов, их классификация и элементы.
Вопрос 4. Исполнение обязанностей по уплате налогов. Налоговый учет и контроль.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 2. Федеральные налоги
Вопрос 1. Налог на доходы физических лиц.
Вопрос 2. Налог на добавленную стоимость.
Вопрос 3. Акцизы.
Вопрос 4. Налог на прибыль организаций.
Вопрос 5. Налог на добычу полезных ископаемых.
Вопрос 6. Государственная пошлина.
Вопрос 7. Водный налог.
Вопрос 8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 3. Региональные налоги
Вопрос 1. Налог на имущество организаций.
Вопрос 2. Транспортный налог.
Вопрос 3. Налог на игорный бизнес.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 4. Местные налоги и специальные режимы налогообложения
Вопрос 1. Налог на имущество физических лиц.
Вопрос 2. Земельный налог.
Вопрос 3. Упрощенная система налогообложения (УСН).
Вопрос 4. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Вопрос 5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).
Вопрос 6. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Контрольные вопросы
Аннотация
Налог – общественно значимое явление, являющееся источником развития экономики, социальной и культурной жизни страны. Для реализации задач налоговой системы Российской Федерации необходимо наличие специалистов,
грамотных в области налогообложения. От понимания социально-экономической природы налога с точки зрения методологических позиций зависит успешность профессиональной деятельности граждан, а значит, производственное и финансовое состояние организации.
Дисциплина «Налоги и налогообложение» входит в состав цикла специальных дисциплин и посвящена изучению налогообложения в России. Она формирует общую систему теоретических представлений о налогообложении и формирует практические умения и навыки по исчислению налогов, помогающие современному специалисту понять зависимость действий участников экономических и социальных отношений на микро и макроуровне, разобраться в сложных вопросах налогообложения, спрогнозировать свое налоговое поведение и организации.
Предметом изучения является налоговая система в РФ. Объектом изучения выступают основные виды федеральных, региональных и местных налогов, а также особые режимы налогообложения.
Данный курс учитывает все изменения в Налоговом Кодексе РФ и других законодательных актах РФ, он построен в соответствии с учебной программой дисциплины «Налоги и налогообложение» Московского финансово- промышленного университета. Курс содержит методические рекомендации по изучению дисциплины, а также краткий теоретический материал, который более полно описан и проиллюстрирован в учебном пособии / Бондарева Н.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Н.А.Бондарева. – М.: Московский финансово-промышленный университет
«Синергия», 2014. – 328 с.
Цели изучения дисциплины:
Учебный курс составлен с учетом требований образовательного стандарта по специальностям, на которых читается курс «Налоги и налогообложение» в соответствии с утвержденными учебными планами подготовки специалистов.
И з у ч е н и е д и с ц и п л и н ы « Н а л о г и и н а л о г о о б л о ж е н и е » н а п р а в л е н о н а ф о р м и р о в а н и е у с т у д е н т о в систематизированных и глубоких знаний теоретических и методологических основ действующей в Российской
Федерации системы налогообложения. Большое внимание уделено формированию практических навыков применения теоретических знаний, в том числе по исчислению федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов.
Задачи изучения дисциплины:
·
изучение установленной Налоговым кодексом совокупности налогов и сборов действующей налоговой системы;
·
ознакомление студентов с правовыми источниками налогообложения в Российской Федерации;
·
формирование правового мышления студентов;
·
развитие у студентов умений по применению правовых норм при исчислении налогов;
·
формирование навыков обоснования примененных норм при исчислении налогов.
Итогом изучения данной дисциплины являются:
знание:
·
принципов построения, функций и признаков налоговых систем;
·
структуры и содержания Налогового кодекса РФ;
·
методологии и порядка исчисления налогов, сборов;
·
видов налогового контроля;
умение:
·
самостоятельно изучать правовые акты и нормативные документы, регламентирующие порядок исчисления налогов и сборов;
·
исчислить суммы налогов и сборов, подлежащие уплате в бюджеты разных уровней;
·
пользоваться имеющимися информационными источниками по правовому обеспечению налогообложения юридических и физических лиц;
·
выбирать методику и порядок расчета любого налога;
приобретение навыков:
·
по исчислению налогов и сборов.
Изучение дисциплины предусматривает:
·
чтение курса лекций;
·
проведение семинарских (практических) занятий;
·
текущие контрольные мероприятия (тестирование, решение практических задач);
·
итоговое контрольное мероприятие (экзамен/зачет).
Тема 1. Теоретические основы налогообложения
Цели и задачи:
Цель изученияданной темы - получение общетеоретических знаний о налогах и сборах: их сущности, функций,
признаков, элементов, методов исчисления.
Прикладные задачи изученияданной темы:
·
ознакомление с основными признаками и элементами налогов и сборов;
·
изучение сущности и функций налогов и сборов;
·
изучение методов исчисления;
·
изучение основных элементов налогов;
·
использование нормативных документов, регулирующих исчисление налогов налоговой системы РФ;
·
ознакомление с основами налогового контроля.
В результате успешного изучения темы Вы:
получите представление о:
·
дополнительных и специфических элементах налога;
·
специальных режимах налогообложения;
·
предоставлении отсрочки по уплате налогов и сборов;
·
полномочиях различных уровней власти в системе налогообложения;
будете знать:
·
структуру, функции и виды налогов и сборов;
·
методы исчисления налогов;
·
порядок определения суммы налога и сроки их перечисления в бюджет;
приобретете следующие профессиональные компетенции:
·
организовывать свою деятельность по исчислению налогов;
·
определять и применять методы и способы исчисления налога;
·
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
Вопросы темы:
1.
Налоговая система Российской Федерации.
2.
Налоги и сборы: их сущность, признаки, элементы, методы взимания и функции.
3.
Виды налогов, их классификация и элементы.
4.
Исполнение обязанностей по уплате налогов. Налоговое декларирование и налоговый контроль.
Вопрос 1. Налоговая система Российской Федерации.
Налоговая система состоит из:
Рис. 1. Налоговая система Российской Федерации
·
Налоги, установленные налоговыми законами делятся по уровням власти на федеральные, региональные и местные;
·
в рамках этой совокупности различают: федеральные законы, законы и акты субъектов федерации,
ведомственные нормативные акты и акты органов местного самоуправления;
·
государственные институты обязаны предотвратить или выявить налоговые правонарушения, поставить на учет налогоплательщиков и вести статистический учет.
Налоговая система проявляется в налоговой политике государства. Налоговая система не является постоянной,
застывшей величиной, созданной раз и навсегда. Она изменяется в зависимости от малейших изменений в национальной экономике, приоритетов международной экономики и политики, социальной жизни общества и интересов правящего класса. Поэтому можно говорить об изменении содержания функций во времени и в последовательности их расположения по степени значимости.
Рис. 2. Функции налоговой системы
Рассмотрим функции налоговой системы более подробно.
1.
Суть фискальной функции состоит в пополнении бюджетов государства на различных уровнях и находится под особым контролем государства, в центре его финансовой политики.
2.
Государство регулирует экономические и социальные процессы в обществе с помощью экономических рычагов и методов с целью создания специальных механизмов, обеспечивающих баланс корпоративных, социальных и общегосударственных экономических интересов. С помощью этой функции можно повлиять на развитие отрасли,
организации и экономики в целом.
3.
Социальная функция проявляется непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок.
4.
Стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Регулируя, государство должно стимулировать экономические процессы на макроуровне.
5.
Государство по итогам произведенного контроля (выявленных налоговых правонарушений, ошибок налогоплательщиков, налоговых органов и налоговых законов) в изменяющихсясоциально-экономических условиях правительством разрабатывает новые условия налогообложения и принимает новые законодательные акты.
В процессе развития государств мира, налоговых теорий, практик налоговых правоотношений сформулированы группы принципов, опираясь на которые государства формулируют принципы своей национальной налоговой системы.
Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.
Можно выделить экономические, и организационные, юридические принципы.
Организационные принципы - это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой.
Принцип единства налоговой системы.
Данный принцип закреплен в ст. 75 Конституции РФ. Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст. 3 НК), препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав, введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.
Принцип равенства правовых статусов субъектов Федерации.
Структура налоговой системы должна обеспечить достаточную степень самостоятельности соответствующих бюджетов по налоговым источникам. Необходимость налогового федерализма определила трехуровневую структуру налоговой системы России, которая включает федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Принцип подвижности (эластичности).
Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства.
Принцип стабильности.
Налоговое законодательство должно быть стабильным и понятным. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до новой стадии реформирования.
Принцип множественности налогов.
Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов.
Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых,
множественность налогов поддерживает принцип эластичности налоговой системы и, в-третьих, позволяет реализовать взаимную дополняемость налогов, поскольку минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.
Принцип исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов.
Согласно действующему законодательству федеральным уровнем власти устанавливается исчерпывающий перечень налогов всей налоговой совокупности: федеральных, региональных и местных. В соответствии с налоговыми полномочиями региональный и местный уровни могут только вводить налоги, установленные кодексом, на своей территории и изменять их только в части, указанной в Налоговом кодексе, своими законами или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (п.5 ст.З НК).
Принцип гармонизации налогообложения с налогообложением других стран.
В систему налогов РФ включены многие налоги, присущие налоговым системам развитых стран с рыночной экономикой (НДС, налог на прибыль организаций, имущественные налоги и др.). Сходство налоговых систем способствует устранению двойного налогообложения, а России дает возможность войти в мировые экономические сообщества.
Юридические принципы.
·
Нейтральность (равенство).
Предусматривается всеобщность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законодательством.
·
Установление налогов законами.
Любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта.
·
Отрицание обратной силы налогового закона.
Вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Так как налоговые законы вступают в силу с 1 января, то новые изменения не распространяются на налоговые правоотношения, существовавшие до этой даты.
·
Сочетание интересов государства и других субъектов налоговых отношений.
Предполагается неравенство сторон при применении налогового законодательства, которое выражается в разных интересах государства и плательщика: государство обязано взимать налог, а лицо обязано заплатить его.
·
Принцип приоритета налогового закона над неналоговым.
Налоговое законодательство имеет всегда преимущество перед другими отраслями законодательства
(гражданским, административным, уголовным и другими), но не перед Конституцией Российской Федерации.
Экономические принципы.
Основанием для установления налога может служить экономическая природа объекта налогообложения. При установлении налога необходимо экономическое обоснование, которое объяснит влияние данного налога на экономику страны и развитие общества. Налоговая система Российской Федерации учитывает экономические принципы,
созданные А.Смитом.
·
Принцип хозяйственной независимости.
Налогоплательщик имеет частную собственность и распоряжается ею на свое усмотрение.
·
Принцип справедливости.
Он говорит, что каждый гражданин должен финансировать государство соразмерно своим доходам и возможностям в зависимости от величины доходов, может использовать уплату налога по частям, с использованием прогрессивной шкалы налогообложения, то есть у кого доход больше, тот и платит большую сумму налога.
·
Принцип соразмерности.
Он предлагает соотносить размер налоговой ставки и налоговой базы.
·
Принцип учета интересов налогоплательщиков.
«Каждый налог должен легко исчисляться, взиматься удобным способом, быть экономичным для государства», -
А.Смит.
Вопрос 2. Налоги и сборы: их сущность, признаки, элементы, методы взимания и функции.
Понятие налога дано в статье 8 НК РФ. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Для исследования сущности налога рассмотрим его основные признаки и функции. К основным признакам можно отнести позиции, изложенные в рис. 3.
Рис. 3. Основные признаки налога
Материальный признак налога.
Налог выражает собой определенную сумму денег (при денежной форме налога) либо определенное количество предметов или вещей, определяемых родовыми признаками (при натуральных налогах), которые налогоплательщик обязан отдать государству.
Экономические признаки налога.
1.
Налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства.
Так как сам государственный аппарат не производит стоимости и денег не имеет, поэтому он изымает денежные средства у граждан и организаций, которые производят стоимость. Следовательно, государство присваивает часть совокупного общественного продукта (произведенной стоимости) в виде налога. Происходит распределение доходов участников налоговых отношений.
2.
Налоги выражают собой денежные отношения.
В основном налоги имеют денежное выражение, но могут иметь и натуральную форму. При натуральной форме налог будет выражен в определенных вещах, предметах или доле собранного урожая. И деньги, и предметы (вещи) – это имущество, поэтому уплата налога – это отчуждение имущества в пользу государства.
Налог нельзя заменить повинностью, когда гражданин вместо уплаты налога будет работать или предоставлять в пользу государства какое-либо свое имущество.
3.
Налог является безвозвратным и безэквивалентным платежом.
В настоящее время уплата налога обозначает движение денежных средств только в одном направлении: от налогоплательщика к государству. У налогоплательщика возникает налоговое обязательство – заплатить налог, у государства нет обязательства – отдать эти деньги, то есть они переходят к государству навсегда, без отчета государства на какие цели оно их израсходовало. Ни в каком будущем деньги не вернутся к налогоплательщику. Конечно, некоторое количество денежных средств расходуется на социальные выплаты или в виде оказания образовательных, медицинских и других услуг. Но эти суммы несоразмеримо малы. И потом, возврата не должно быть только потому, что с понятием
«возврат» связано понятие «договор займа», поэтому суммы налога возврату не подлежат. Государство может тратить деньги по своему усмотрению, на любые цели. При этом у граждан нет возможности ни в какой форме требовать их обратно.
Тем более налог безэквивалентен, так как эквивалентность связана с товарно-денежными отношениями, когда навстречу деньгам движется товар, происходит обмен. Эквивалентность будет проявляться в виде платы за пользование государственным имуществом, тут навстречу плате движется определенное имущество. В юридическом смысле безэквивалентность понимается как безвозмездность. Налоги возникают на стадии распределения созданной стоимости, а эквивалентность возникает в отношениях обмена.
4.
При уплате налога происходит смена формы собственности.
В процессе уплаты налога происходит смена формы собственности на денежные средства (при денежной форме налога) или материальные ценности (при натуральной форме налога), выступающие предметом налогового платежа, с частной на государственную. Иначе говоря, налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками,
одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налогового платежа с частной на государственную.
Обязательные платежи, которые вносили в бюджет государственные предприятия и которые не выражали смены собственности, поскольку осуществлялись в рамках государственной собственности, не рассматривались в качестве налогов - ранее их именовали «обязательные отчисления» и относили к группе неналоговых доходов бюджета.
5.
Налог выражает собой стабильное отношение с государством.
В отличие от государственных сборов, установление налога влечет возникновение стабильного налогового отношения. Стабильность этого отношения определяется тем, что налог устанавливается не индивидуальным, а нормативным правовым актом, и, в случае, если конкретный субъект обладает соответствующим объектом, он становится носителем налогового обязательства, которое будет существовать столько, сколько будет существовать этот субъект и принадлежащий ему объект обложения.
Стабильность налогового отношения нельзя сводить к систематичности производства платежей в счет уплаты налога. Для налогоплательщика уплата суммы налога может носить характер единичного платежа (например, налог на имущество уплачивается гражданином один раз в год) или даже вообще носить достаточно случайный характер
(например, уплата налога со случайного заработка). Речь идет не о систематичности и постоянстве самих выплат суммы налога, а о стабильности налоговых отношений. Так, уплата гражданином суммы налога на имущество не влечет прекращение самого налогового отношения, а лишь означает, что налогоплательщик уплатил сумму налога в текущем налоговом периоде, но должен ее выплатить и в последующем налоговом периоде. И это будет продолжаться до тех пор,
пока существует находящееся в его собственности имущество (объект налога) и пока существует он сам (субъект