Файл: Учебное пособие для 1011 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2006 Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2001.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русский язык 10 класс
Зачёт № 1
Зачёт №1
Правописание корней и приставок
Теория
-
Основные принципы русской орфографии. Принцип единообразного написания морфем. -
Корень слова. Правописание безударных гласных в корне слова. -
Правописание корней с чередованием гласных а – о, е – и; корни с полногласными и неполногласными сочетаниями; е и э в заимствованных словах. -
Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. -
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование согласных в корне. -
Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Правописание согласных и гласных в приставках. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре. Употребление разделительных ь и ъ. -
Правописание на стыке приставки и корня. Правила, нарушающие
единообразие написания корня: ы и и в корне после приставок.
Контрольная работа №1 Правописание корней и приставок.
Диктант с языковым анализом текста
и грамматическим заданием.
Контрольный тест Орфограммы корня и приставки.
Рекомендуемая литература
-
Архипова Е.В. Лингвистический тренажер по русскому языку: Правила, алгоритмы,
тесты. – М., 2006
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи / Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006 -
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 2001 -
Львова С.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009. – 192 с. -
Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск, 1994
Он-лайновые словари портала http: // www.gramota.ru.:
• Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В.В.Лопатин.
© Электронная версия, «ГРАМОТА. РУ», 2001 –2002
• Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т.Ф.Ефремова.
©Электронная версия, ГРАМОТА.РУ», 2001 –2002.
Русский язык 10 класс
Зачёт № 1
Контрольная работа № 1
Правописание корней и приставок
-
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя,
где необходимо, пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Сон Обломова
Сни(т,ть)ся Илье Ильичу большая тёмная гости(н,нн)ая в родит..льском доме с яс..н..выми ст..ри(н,нн)ыми креслами вечно покрытыми чехлами с огромным, н..уклюж..м и ж..стким диваном и одним большим кож..(н,нн)ым креслом.
Наступает дли(н,нн)ый зимний вечер. Мать сидит на диване поджав ноги под себя и лениво вяж..т детский чулок зевая и поч..сывая по временам спиц..й голову…
Отец зал..жив руки назад ход..т по комнате (в)зад и (в)перед, в соверше(н,нн)ом удовольстви.., или пр..сяд..т в кресло и пос..дев (н..)много начнет опять ходить пр..слуш..ваясь к звуку собств..(н,нн)ых шагов.
В комнате тускло г..рит одна сальная свеч..ка и то это допускалось только в зимн..е и осе(н,нн)ие вечера. В летние мес..цы все старались л..жи(т,ть)ся и вст..вать без свечей при дневном свете.
Это частью делалось по пр..выч..ке частью из эк..номии. На всякий предмет который пр..изводился вне дома а пр..обр..тался п..купкою обломовцы были до крайности скупы.
Они с радостью закол..т отличную индейку или дюж..ну ц..плят к пр..езду гостя но лишн..й изюм..нки в кушанье (не)полож..т и побл..днеют если тот(же) гость сам..вольно вздума..т сам себе налить рюмку вина.
Обломовцы луч..ше соглашались т..рпеть всякого рода н..удобства чем трат..ть деньги.
Услыхав что один из окрес..ных молодых помещ..ков езд..л в Москву и запл..тил там за дюж..ну рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за ж..лет к свадьбе старик Обломов п..р..крестился и сказал с выр..жен..ем ужаса что «эт..к..го молодца надо пос..дить в острог».
Они в прост..те души пон..мали и пр..в..дили в исп..лнен..е единств..(н,нн)ое уп..тр..блен..е капита(л,лл)ов – д..ржать их в сундуке.
И.А.Гончаров
-
Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3. -
Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления. -
Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу. -
Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. -
Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне. -
Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих. -
Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной. -
Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия. -
Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
Русский язык 10 класс
Зачёт № 1
Контрольный тест к зачёту № 1
Орфограммы корня и приставки
Вариант 1
Задание № | А. Задания с выбором ответа | Эталон |
А 1 | В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня? 1) акв…рель, з…рница, пот…рять 2) вар…ант, пол…жение, ред…ктировать 3) бл…стеть, просл…влять, м…нимальный 4) вост…ргаться, повт…рение, ист…рический | |
А 2 | Укажите ряд слов с чередующимися гласными. 1) б…калея, переж…вания, уг…реть 2) з…рница, расст..лать, исп…лнение 3) изл…гать, прик…сновение, разр…статься 4) выч…слить, накл…ниться, р…скошный | |
А 3 | В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
| |
А 4 | В словах какого ряда на месте пропусков пишутся непроизносимые согласные? 1) гиган…ский, глас…ность, лес…ница 2) древес…ный, доблес…ный, съес…ной 3) вес…ник, двухмес…ный, декаден…ский 4) искус…ный, наез…ник, завис…ник | |
А 5 | Укажите ряд слов с двойными согласными. 1) ат…ракцион, груп…а, кол…ективный 2) диаграм…а, стел…аж, кон…армеец 3) кристал…, ал…миний, грам…пластинка 4) програм…ка, , компромис…ный, гал…ерея | |
А 6 | Слова какого ряда не имеют приставки? 1) подол, подошва, падающие, 2) подолгу, почитать, поразительно 3) ответный, ослепляющий, отечество 4) сыплет,совершая, созидатель | |
А 7 | В каком варианте ответа указаны все слова с приставкой с- ? А) …делать Б) …десь В) …бить Г) …грести 1) А, Б, В 2) А, Б, Г 3) Б, В, Г 4) А, В, Г | |
А 8 | В словах какого ряда пропущена буква е? 1) пр..стиж, пр..брежный, пр..дать значение 2) пр..успевать, пр..беречь, пр..быть вовремя 3 пр..увеличивать, пр..ображать, пр..дать друга 4) пр..кратить, пр..оритет, пр..бывать в мечтах | |
А 9 | В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) …горяча, и…чезнуть, ра…задорить, 2) и…коренить, …делка, и…подлобья 3) пр…небрежение, пр…пираться, непр…ступный 4) пр…творщица, пр…кратить, пр…прятать | |
А 10 | В словах какого ряда после приставки пишется буква ы ? 1) без..дейный, пед..нститут, дез..нформация 2) раз..грать, пост..мпрессионизм, вз..мать 3) от..скать, пред..юльский, с..мпровизировать 4) пред..сторический, сверх..зысканный, спорт..нвентарь | |
А 11 | В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) бе…страшный, …дешний, во…стать 2) пр…вивка, пр…чудливый, пр…рождённый 3) за…ндеветь, об..скать, сверх…мпульсивный, 4) об…бщить, пр…держаться день, пр…дедушка | |
А 12 | В каком ряду во всех словах следует писать Ъ? 1) ад…ютант, двух…ярусный, с…ёмка 2) ин…екция, с…экономить, кон…юктура 3) суб…ект, дет…ясли, пред…юбилейный, 4) под…езд, меж…ядерный, без…аварийный | |
А 13 | В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пишется Ь? А) суб…ект Б) порт…ера В) в…юга Г) кон…юктура 1) А, Б 2) Б, Г 3) Б, В 4) В, Г | |
А 14 | В каком предложении допущена орфографическая ошибка? 1) Тайна пушкинского гения никогда не перестанет приковывать к себе внимание людей всего мира. 2) Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия. 3) Пушкин развивается и движется вместе с жизнью, поэтому он существует в настоящем и принадлежит будущему.
| |
| В. Задания с кратким ответом | |
| Прочитайте текст и выполните задания В1 – В7. 1)Да, такова была моя участь с самого детства! 2)Все ч..тали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предпол..гали – и они р..дились. 3)Я был скромен – меня обв..нили в лукавстве: и я стал скрытен. 4)Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их – меня ставили ниже. 5)Я …делался завистлив. 6)Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. 7)Моя бе…цветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. 8)Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал и…кусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. 9)И тогда в душе моей родилось отчаяние – но не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное бе…сильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. 10)Я …делался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, и…парилась, умерла, я её отрезал и отбросил – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины; но вы теперь разбудили воспоминание о ней, и я вам прочёл её эпитафию. М.Ю.Лермонтов | |
В 1 | Из предложений 2 – 3 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. | |
В 2 | Из предложений 1–7 выпишите слова с чередующимися гласными в корне. | |
В 3 | Из предложений 4 – 8 выпишите слова с непроизносимыми согласными. | |
В 4 | Из предложений 9 –10 выпишите слова с гласными а, и после шипящих в корне. | |
В 5 | Укажите номера предложений, в которых на месте пропусков в приставках слов следует писать с- . | |
В 6 | Из предложений 8 –10 выпишите слово(-а) с приставкой, обозначающей неполноту действия. | |
В 7 | Из предложений 4 –6 выпишите антонимы. | |
Русский язык 10 класс
Зачёт № 1
Класс 10 ___
Ф.И.О. ______________________
______________________
Контрольный тест к зачёту №1
Орфограммы корня и приставки
Вариант __
-
А 1
А 2
А 3 А 3
А 4
А 5
А 6
А 7
1
2
3
4
А 8
А 9
А 10
А 11
А 12
А 13
А 14
1
2
3
4
В 1
В 2
В 3
В 4
В 5
В 6
В 7
Дата сдачи работы « ____» _____________20___ г.
Кол-во баллов А ____ В ___ Всего ____
Оценка* _____ / _____________ /
Проверил ______________ Шатунова Л.Г.
* «3» – 8 – 13
«4» – 14 – 18
«5» – 19 – 20 баллов