Файл: Учебное пособие для 1011 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2006 Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2001.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русский язык 10 класс

Зачёт № 1

Зачёт №1

Правописание корней и приставок

Теория


  • Основные принципы русской орфографии. Принцип единообразного написания морфем.

  • Корень слова. Правописание безударных гласных в корне слова.

  • Правописание корней с чередованием гласных ао, еи; корни с полногласными и неполногласными сочетаниями; е и э в заимствованных словах.

  • Буквы о и е после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

  • Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование согласных в корне.

  • Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Правописание согласных и гласных в приставках. Роль смыслового анализа при различении приставок при- и пре. Употребление разделительных ь и ъ.

  • Правописание на стыке приставки и корня. Правила, нарушающие

единообразие написания корня: ы и и в корне после приставок.

Контрольная работа №1 Правописание корней и приставок.

Диктант с языковым анализом текста

и грамматическим заданием.

Контрольный тест Орфограммы корня и приставки.


Рекомендуемая литература



  1. Архипова Е.В. Лингвистический тренажер по русскому языку: Правила, алгоритмы,

тесты. – М., 2006

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи / Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006

  2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 2001

  3. Львова С.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2009. – 192 с.

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск, 1994



Он-лайновые словари портала http: // www.gramota.ru.:
• Русский орфографический словарь Российской академии наук. Отв. ред. В.В.Лопатин.

© Электронная версия, «ГРАМОТА. РУ», 2001 –2002

• Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т.Ф.Ефремова.

©Электронная версия, ГРАМОТА.РУ», 2001 –2002.


Русский язык 10 класс

Зачёт № 1
Контрольная работа № 1

Правописание корней и приставок



  1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя,


где необходимо, пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Сон Обломова
Сни(т,ть)ся Илье Ильичу большая тёмная гости(н,нн)ая в родит..льском доме с яс..н..выми ст..ри(н,нн)ыми креслами вечно покрытыми чехлами с огромным, н..уклюж..м и ж..стким диваном и одним большим кож..(н,нн)ым креслом.

Наступает дли(н,нн)ый зимний вечер. Мать сидит на диване поджав ноги под себя и лениво вяж..т детский чулок зевая и поч..сывая по временам спиц..й голову…

Отец зал..жив руки назад ход..т по комнате (в)зад и (в)перед, в соверше(н,нн)ом удовольстви.., или пр..сяд..т в кресло и пос..дев (н..)много начнет опять ходить пр..слуш..ваясь к звуку собств..(н,нн)ых шагов.

В комнате тускло г..рит одна сальная свеч..ка и то это допускалось только в зимн..е и осе(н,нн)ие вечера. В летние мес..цы все старались л..жи(т,ть)ся и вст..вать без свечей при дневном свете.

Это частью делалось по пр..выч..ке частью из эк..номии. На всякий предмет который пр..изводился вне дома а пр..обр..тался п..купкою обломовцы были до крайности скупы.

Они с радостью закол..т отличную индейку или дюж..ну ц..плят к пр..езду гостя но лишн..й изюм..нки в кушанье (не)полож..т и побл..днеют если тот(же) гость сам..вольно вздума..т сам себе налить рюмку вина.

Обломовцы луч..ше соглашались т..рпеть всякого рода н..удобства чем трат..ть деньги.

Услыхав что один из окрес..ных молодых помещ..ков езд..л в Москву и запл..тил там за дюж..ну рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за ж..лет к свадьбе старик Обломов п..р..крестился и сказал с выр..жен..ем ужаса что «эт..к..го молодца надо пос..дить в острог».

Они в прост..те души пон..мали и пр..в..дили в исп..лнен..е единств..(н,нн)ое уп..тр..блен..е капита(л,лл)ов – д..ржать их в сундуке.
И.А.Гончаров


  1. Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3.

  2. Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.

  3. Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.

  4. Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

  5. Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.

  6. Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.

  7. Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.

  8. Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия.

  9. Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.




Русский язык 10 класс

Зачёт № 1
Контрольный тест к зачёту № 1

Орфограммы корня и приставки

Вариант 1


Задание



А. Задания с выбором ответа

Эталон

А 1

В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) акв…рель, з…рница, пот…рять

2) вар…ант, пол…жение, ред…ктировать

3) бл…стеть, просл…влять, м…нимальный

4) вост…ргаться, повт…рение, ист…рический




А 2

Укажите ряд слов с чередующимися гласными.

1) б…калея, переж…вания, уг…реть

2) з…рница, расст..лать, исп…лнение

3) изл…гать, прик…сновение, разр…статься

4) выч…слить, накл…ниться, р…скошный




А 3

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. дириж…р, беч…вка, душ…нка

  2. сч…т, пш…нка, реш…тка

  3. ж…рдочка, , расч…ска, ш…рты

  4. ноч…вка, туш…нка, трущ…ба






А 4

В словах какого ряда на месте пропусков пишутся непроизносимые согласные?

1) гиган…ский, глас…ность, лес…ница

2) древес…ный, доблес…ный, съес…ной

3) вес…ник, двухмес…ный, декаден…ский

4) искус…ный, наез…ник, завис…ник




А 5

Укажите ряд слов с двойными согласными.

1) ат…ракцион, груп…а, кол…ективный

2) диаграм…а, стел…аж, кон…армеец

3) кристал…, ал…миний, грам…пластинка

4) програм…ка, , компромис…ный, гал…ерея



А 6

Слова какого ряда не имеют приставки?

1) подол, подошва, падающие,

2) подолгу, почитать, поразительно

3) ответный, ослепляющий, отечество

4) сыплет,совершая, созидатель




А 7

В каком варианте ответа указаны все слова с приставкой с- ?

А) …делать Б) …десь В) …бить Г) …грести

1) А, Б, В 2) А, Б, Г 3) Б, В, Г 4) А, В, Г






А 8

В словах какого ряда пропущена буква е?

1) пр..стиж, пр..брежный, пр..дать значение

2) пр..успевать, пр..беречь, пр..быть вовремя

3 пр..увеличивать, пр..ображать, пр..дать друга

4) пр..кратить, пр..оритет, пр..бывать в мечтах





А 9

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) …горяча, и…чезнуть, ра…задорить,

2) и…коренить, …делка, и…подлобья

3) пр…небрежение, пр…пираться, непр…ступный

4) пр…творщица, пр…кратить, пр…прятать





А 10

В словах какого ряда после приставки пишется буква ы ?

1) без..дейный, пед..нститут, дез..нформация

2) раз..грать, пост..мпрессионизм, вз..мать

3) от..скать, пред..юльский, с..мпровизировать

4) пред..сторический, сверх..зысканный, спорт..нвентарь





А 11

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе…страшный, …дешний, во…стать

2) пр…вивка, пр…чудливый, пр…рождённый

3) за…ндеветь, об..скать, сверх…мпульсивный,

4) об…бщить, пр…держаться день, пр…дедушка





А 12

В каком ряду во всех словах следует писать Ъ?

1) ад…ютант, двух…ярусный, с…ёмка

2) ин…екция, с…экономить, кон…юктура

3) суб…ект, дет…ясли, пред…юбилейный,

4) под…езд, меж…ядерный, без…аварийный





А 13

В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пишется Ь?

А) суб…ект Б) порт…ера В) в…юга Г) кон…юктура

1) А, Б 2) Б, Г 3) Б, В 4) В, Г





А 14

В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

1) Тайна пушкинского гения никогда не перестанет

приковывать к себе внимание людей всего мира.

2) Новый опыт людей подсказывает новое прочтение

Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности

его наследия.

3) Пушкин развивается и движется вместе с жизнью,

поэтому он существует в настоящем и принадлежит будущему.

  1. Пушкин – ровестник всех новых поколений.









В. Задания с кратким ответом








Прочитайте текст и выполните задания В1 – В7.
1)Да, такова была моя участь с самого детства! 2)Все ч..тали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предпол..гали – и они р..дились. 3)Я был скромен – меня обв..нили в лукавстве: и я стал скрытен. 4)Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их – меня ставили ниже. 5)Я …делался завистлив. 6)Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. 7)Моя бе…цветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. 8)Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал и…кусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. 9)И тогда в душе моей родилось отчаяниено не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное бе…сильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. 10)Я …делался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, и…парилась, умерла, я её отрезал и отбросил – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины; но вы теперь разбудили воспоминание о ней, и я вам прочёл её эпитафию.

М.Ю.Лермонтов





В 1

Из предложений 2 – 3 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.





В 2

Из предложений 1–7 выпишите слова с чередующимися гласными в корне.





В 3

Из предложений 4 – 8 выпишите слова с непроизносимыми согласными.





В 4

Из предложений 9 –10 выпишите слова с гласными а, и после шипящих в корне.





В 5

Укажите номера предложений, в которых на месте пропусков в приставках слов следует писать с- .





В 6

Из предложений 8 –10 выпишите слово(-а) с приставкой, обозначающей неполноту действия.





В 7

Из предложений 4 –6 выпишите антонимы.







Русский язык 10 класс

Зачёт № 1

Класс 10 ___
Ф.И.О. ______________________

______________________

Контрольный тест к зачёту №1

Орфограммы корня и приставки
Вариант __





А 1


А 2

А 3 А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

1




















2






















3





















4
















































А 8


А 9

А 10

А 11

А 12

А 13

А 14

1





















2




















3



















4
























В 1




В 2




В 3




В 4




В 5




В 6




В 7







Дата сдачи работы « ____» _____________20___ г.
Кол-во баллов А ____ В ___ Всего ____
Оценка* _____ / _____________ /
Проверил ______________ Шатунова Л.Г.

* «3» – 8 – 13

«4» – 14 – 18

«5» – 19 – 20 баллов