Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несоответствие между кажущейся доступностью нагрузок и их истинной "стоимостью" для организма выявить не просто. В этой связи следует вновь подчеркнуть необходимость систематического врачебно-педагогического контроля, как одного из важнейших условий физического воспитания.
Границы доступного в процессе физического воспитания изменяются. Они раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то, что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их развитие.
Методические условия доступности. На каждом этапе физического воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема доступности поэтому так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей. Речь об этом будет идти при рассмотрении других принципов. Здесь же следует отметить лишь то, что имеет непосредственное отношение к доступности.
Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания - это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия. Эту мысль часто выражают правилом от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. Эти формулировки нужно истолковывать в изложенном выше смысле как требование соблюдать закономерную преемственность занятий.
Столь же важное условие - постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и годичных периодов времени и другими путями [7].
В связи с этим условием обычно формулируют правила от простого к сложному, от легкого к трудному. Они имеют несомненное методическое значение. Необходимо учитывать, однако, их относительность.
При оценке трудности физических упражнений следует различать их координационную сложность и величину затрачиваемых физических усилий. То и другое не всегда совпадает. Например, некоторые упражнения со штангой могут быть легкими в координационном отношении и трудными по напряженности усилий. Напротив, ряд координационно трудных гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от легкого к трудному предусматривает, что переход от одних упражнений к другим осуществляется так, что упражнения менее трудными в координационном отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным. Из этого правила, так же как из предыдущего, есть целый ряд исключений. Они касаются, в частности, динамики нагрузок: более высокие нагрузки не только идут вслед за менее высокими, но в определенных случаях предшествуют им.
Очень существенную роль в обеспечении доступности играет использование специальных средств и методов, направленных на формирование непосредственной готовности к выполнению заданий. Подведение к освоению очередных умений, навыков и нагрузок, предназначаемых для дальнейшего развития физических качеств, необходимо даже в случае самой тесной преемственности между разделами программного материала. Особое значение при этом имеют подготовительные, в частности подводящие, упражнения.
Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания. Под индивидуализацией в данном случае понимается такое построение всего процесса физического воспитания и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к воспитуемым и создаются условия для наибольшего развития их способностей [10].
Функциональные возможности организма всегда в чем-либо индивидуально отличны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и уровню предварительной подготовленности, не найти и двух лиц с абсолютно одинаковыми возможностями. Индивидуальные отличия имеются и в том, как протекает освоение движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает строго индивидуализировать процесс физического воспитания.
Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается на основе органического сочетания двух направлений - общеподготовительного и специализированного. Общеподготовительное направление (общая физическая подготовка по программам общеобразовательной школы, вуза и т. д.) ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также к достижению определенного уровня разностороннего развития физических качеств. Основное содержание программы занятий в рамках данного направления определяется независимо от индивидуальных склонностей. Индивидуализация же осуществляется главным образом с помощью методов обучения и воспитания, а также дополнительных средств.
Специализированное направление (в частности, спортивная специализация) ведет к углубленному совершенствованию в избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования. В дальнейшем будет видно, как решается вопрос об их взаимосвязи на различных этапах возрастного развития и в различных организационных звеньях советской системы физического воспитания.
Индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания необходим при решении любой частной задачи - будь то формирование знаний, умений и навыков или воспитание физических и духовных качеств. Он выражается в дифференциации учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов се регулирования, форм занятий и приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Индивидуальные особенности не исключают общих свойств, присущих различным индивидуумам. Поэтому индивидуальный подход неверно было бы рассматривать как нечто несовместимое с общими путями педагогического процесса. Индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания, причем большей частью ее вполне можно обеспечить в групповых занятиях.
Нужно подчеркнуть также, что учитывать индивидуальные особенности - это не значит идти на поводу у них. Индивидуальные свойства, в частности типологические особенности высшей нервной деятельности, поддаются направленному изменению. В процессе физического воспитания, как уже говорилось, предусматривается гармоническое всестороннее совершенствование форм и функций организма. При этом ставится задача не только улучшить врожденные данные, но и сформировать новые (умения, навыки, формы поведения) [4].
2.Реализация принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании школьников
Эффективность физического воспитания в значительной мере зависит от правильной реализации принципа доступности и индивидуализации. В соответствии с принципом доступности и индивидуализации обучение и воспитание школьников, их учебная деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно влияющих на их здоровье.
При предъявлении недоступных требований и использовании непосильных учебно-тренировочных заданий, связанных с проявлением больших физических сил и волевых усилий резко снижается мотивационный настрой на учение, падает работоспособность и быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение, облегчение материала тоже снижает интерес школьников к учению и не способствует развитию двигательных способностей. Для правильного определения меры доступности применяемых физических упражнений и учебно-тренировочных нагрузок недостаточно руководствоваться программами и нормативными требованиями. Для определения допустимых физических нагрузок педагог должен хорошо знать индивидуальные особенности каждого ученикаа. Его функциональные возможности, уровень развития физических качеств, особенности темперамента, характера, способности, интересы и условия жизнедеятельности.
Одним из решающих факторов реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании учеников является индивидуально-дифференцированный подход, осуществляемый в процессе обучения и воспитания. Он выражается: в индивидуализации и дифференциации учебных заданий; нормировании физической нагрузки; в дозировании физических упражнений; дифференциации средств, форм, и методов физического воспитания, приемов педагогического воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого школьника.
Систематически осуществляемый индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании является одним из важнейших условий для успешной реализации принципа доступности и индивидуализации в воспитании школьников. Согласно требованиям этого принципа объем, интенсивность, темп, нагрузка, дозировка, координационная сложность выполняемых упражнений должны соответствовать возрасту, полу, уровню физической и функциональной подготовленности и возможности каждого ученика.
Индивидуально дифференцированный подход позволяет раскрыть индивидуальные способности и возможности каждого ученика и дает возможность организовать обучение и воспитание учетом личностного развития и индивидуальных особенностей. Он способствует созданию благоприятных условий для максимальной реализации индивидуальных способностей, развития, саморазвития и самореализации личности. Учитывая это, в основу реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании студентов был положен индивидуально-дифференцированный подход, предусматривающий применение доступных посильных упражнений, физических нагрузок, позволяющих без ущерба для здоровья улучшить физическую подготовленность занимающихся.
Известно, что развитие и самосовершенствование двигательных способностей, формирование двигательных умений и навыков наиболее эффективно происходит при индивидуализации и дифференциации учебных заданий при правильном нормировании физических нагрузок с учетов уровня подготовленности и возможности каждого школьника[3].
Организация учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию школьников на основе реализации принципа доступности и индивидуализации и с учётом интересов занимающихся позволяют получить максимальный оздоровительный и тренировочный эффект за счет возникающего личностного удовлетворения.
Практика показывает, что занятия физическими упражнениями более эффективны в оздоровительном отношении при использовании средств, методов и нагрузки, соответствующей уровню физической подготовленности. Такое построение учебно-тренировочного процесса приводит к положительным результатам. Бесконтрольные занятия физическими упражнениями могут нанести вред здоровью занимающихся. Средства физической культуры, как и лекарство, в одних дозах полезны, а в других могут нанести вред организму. Главный принцип использования средств физической культуры и спорта – «не навреди».
Основным ориентиром при реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании школьников должно выступить здоровье, а не спортивные результаты.
Постепенное нарастание трудности выполняемых заданий и увеличение объема и интенсивности физической нагрузки способствуют реализации принципа доступности и индивидуализации в физическом воспитании школьников и позволяют создать благоприятные условия для максимального развития индивидуальных двигательных способностей.