Файл: Дисциплина Психологическое консультирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа профессиональной переподготовки

Клиническая психология с основами психотерапии (1080)

Дисциплина: Психологическое консультирование

Практическое задание 3, Модуль 3. Консультант и клиент в консультативном процессе
Выполнил:

слушатель Мирзоева ИрадаМахсубовна

Преподаватель:

Полуэктова Ольга Геннадьевна

г. Москва–2023

Цель: Анализ тактик, техник и приемов, применяемых психологами в процессе психологического консультирования. Закрепление понятия об этапах и эффективности консультативного процесса.

Задание: Проанализируйте фрагменты консультативной беседы по схеме:

1. Прочтите фрагмент консультативной беседы.

2. Определите, на каком этапе консультирования могла бы состояться эта беседа.

3. Предположите: какой тип личности, актуальное состояние или другие индивидуально-психологические особенности присущи клиенту.

4. Какие техники использовались психологом?

5. Выскажите свое мнение об эффективности высказываний и вопросов консультанта с точки зрения достижения понимания клиентом целей работы.


Фрагмент

Ответ

1Клиент. Я чувствую свою беспомощность, так как не могу ничего изменить. Не могу принять решение о разводе.

Консультант. Правильно ли я понимаю, что когда Вы думает о том, что Вам нужно развестись, вы чувствуете беспомощность?

Клиент. Да, я понимаю, что жизнь не кончается, что многие женщины пережили такое. Но дети...

Консультант. Вы опасаетесь, что развод плохо повлияет на детей?

Клиент. Я не знаю, как они к этому отнесутся, но мне кажется, что сейчас им еще хуже: отсутствующий папа и мама вся в переживаниях.

Консультант.  Мне кажется. Вы сейчас подумали о том, что детям, может быть, будет лучше, если ситуация разрешится разводом.

Клиент. Да, я и раньше об этом думала, но... знаете... 9клиентка замолчала, выглядела задумчивой и несколько озадаченной).

Консультант. Что с вами, Ирина Викторовна?

Клиент. Минуточку, минуточку... (после длительной паузы). Я сидела и думала о том, что я размышляю о разводе. Я могу об этом думать, и не возникает истерики...

Консультант. Вы как будто начинаете принимать такой вариант развития событий.

Клиент. Во всяком случае, могу думать без слез...
2Консультант. Ирина Викторовна, если взглянуть на нашу встречу в целом, то мне кажется, что сегодня Вы «прошли» достаточно большой путь - от переживания безвыходности до размышлений о разводе как о возможном варианте развития ситуации.

Клиент. Да, согласна.

Консультант. Как Вы себя сейчас чувствуете?

Клиент. Спокойнее, я бы сказала, увереннее.

Консультант. Увереннее в чем?

Клиент. Наверное, в том, что что-то изменится.

Консультант. Изменится само?

Клиент. Нет, конечно, но я хотя бы не реву, когда думаю о том, что произошло. Могу об этом думать.

Консультант. И не только об этом. Но и о вариантах разрешения ситуации.

Клиент. Да.

Консультант. Вы сказали спокойнее и увереннее.

Клиент. Да, спокойнее.

Консультант. Как вам это может помочь?

Клиент. Я могу более здраво размышлять.

Консультант. Вы можете более здраво рассуждать и Вам это поможет?

Клиент. Конечно.

Второй этап.
Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез

Второй подэтап «проверка консультативных гипотез»

По характеру запроса: Неуверенный в себе клиент.

По особенностям восприятия: Интуитивно ориентированный, эмоционально утонченный.

Эмпатическое слушание, вопросы для проверки гипотез, структурирование беседы, перефразирование.

Эффективности высказываний и вопросов консультанта с точки зрения достижения понимания клиентом целей работы вполне высокая, так как в конце беседы женщина осознала, что она теперь может думать и говорить о разводе без слез.
Четвертый этап.

Завершение консультативной беседы

Неуверенный в себе клиент, интуитивно-ориентированный.

Подведение итогов беседы, вопросы, направленные на то, чтобы клиент лучше понял свои чувства, перефразирование.

Эффективности высказываний и вопросов консультанта с точки зрения достижения понимания клиентом целей работы высокая, у клиента появилось больше уверенности и решимости

3. Консультант. Как Вы сегодня? Как наши дела?

Клиент. Слишком много чего происходит. Не знаю, к чему приведет. От меня все чего-то хотят - и на работе, и дома. Если бы было время собой заняться, все было бы нормально.

Консультант. Похоже, Вы действительно расстроены.

Клиент. Действительно был расстроен, и сейчас расстроен.

Консультант. Вы только что сказали, что если бы было время для себя, все было бы нормально?

Клиент. Да, пожалуй.

Консультант. Именно с этим Вы хотели бы определиться сегодня?

Клиент. Да.


Первый этап.
Знакомство с клиентом и начало беседы

Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент

Эмпатическое слушание, называние чувств, структурирование беседы.

Эффективность высокая - клиенту смог определить в чем его запрос на консультацию

4. Консультант. Чем бы Вы хотели заняться сегодня?

Клиент. Хочу поговорить о будущем дне рождения дочери, которое не дает мне покоя. На прошлой неделе я согласился кое-что сделать для нее, также у меня были ужасные споры с дочерью.

Консультант. Я правильно понимаю, что вы хотите определиться со всеми этими вопросами, потому что Вам не нравится думать об этом по ночам и без конца спорить с дочерью?

Клиент. Да. Все это меня уже достало.  Хочется спокойно жить.

Консультант. Понятно. И Вы чувствуете, что беседа со мной Вам поможет? На прошлой неделе она вам помогла?

Клиент. Да.

Консультант. И как именно, как Вам кажется?

Клиент. Ну, я почувствовал какое-то облегчение. Мне также нравится, когда Вы не соглашаетесь со мной. Когда люди все время соглашаются со мной, - это бесполезно, это не работает.

Консультант. Вы очень четко сказали, что «это не работает». Вы можете описать, что подразумевается под словом «работает»?

Клиент. Ну, я чувствую себя лучше, более спокойно, более удовлетворенно, мыслю ясно.

Консультант. И именно так Вы хотите себя чувствовать?

Клиент. Да.

Первый этап.
Начало беседы, клиент и консультант уже знакомы, встреча уже не первая.

Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент

Эмпатическое слушание, перефразирование, структурирование беседы, уточняющие вопросы.

Эффективность консультанта высокая – клиент стал себя чествовать именно так. как бы ему хотелось.