Файл: В федеральном законе 44фз определены органы власти, призван.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
01
/2022
Определимся с понятиями
В Федеральном законе № 44‑ФЗ определены органы власти, призван‑
ные контролировать закупки, но они не прямо поименованы (названия не указаны), а сгруппированы по обоб‑
щенным характеристикам с указанием контрольных полномочий:
1) федеральный орган исполнитель‑
ной власти по регулированию контракт‑
ной системы в сфере закупок;
2) орган исполнительной власти субъекта РФ по регулированию кон‑
трактной системы в сфере закупок;
3) контрольный орган в сфере закупок;
4) контрольный орган в сфере госу‑
дарственного оборонного заказа;
5) органы внутреннего государствен‑
ного (муниципального) финансового контроля;
6) федеральный орган исполнитель‑
ной власти, осуществляющий правопри‑
менительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы.
Органом по регулированию кон-
трактной системы на федеральном уровне является Министерство финан‑
сов РФ, на уровне субъекта РФ орган исполнительный власти, наделенный такими полномочиями, определяется самостоятельно. В Нижегородской обла‑
сти это Министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области.
Контрольный орган в сфере
закупок на федеральном уровне — это
Федеральная антимонопольная служба
(ФАС) и ее территориальные органы, контрольный орган в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и кон‑
трольный орган в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд опре‑
деляются на уровне субъекта РФ и му‑
ниципалитета соответственно.
В Нижегородской области контрольный орган в сфере региональных закупок —
Министерство финансов Нижегородской области.
Контрольный орган в сфере госу-
дарственного оборонного заказа — это ФАС и ее территориальные органы.
Органы внутреннего государ-
ственного (муниципального) финан-
сового контроля на федеральном уровне — это Федеральное казначей‑
ство и его территориальные органы, региональные и муниципальные органы финансового контроля определяются субъектом РФ и муниципалитетом само‑
стоятельно.
Федеральный орган исполни-
тельной власти, осуществляющий
правоприменительные функции
по казначейскому обслуживанию
исполнения бюджетов, финансовые
органы — это Федеральное казначей‑
ство и его территориальные органы, финансовые органы субъектов РФ, муниципальные финансовые органы.
Хотелось бы обратить внимание на то, что один и тот же орган власти может одновременно действовать в качестве различных контрольных орга‑
нов из классификации, приведенной в законе о контрактной системе. Напри‑
мер, УФК по Нижегородской области является как органом внутреннего госу‑
дарственного финансового контроля, так и органом, осуществляющим казначей‑
ское обслуживание. Региональный Мин‑
фин осуществляет свою деятельность в качестве контрольного органа в сфере региональных закупок, органа внутрен‑
него финансового контроля, а также финансового органа.
Конечно, на федеральном и регио‑
нальном уровнях в рамках одного органа власти данные функции рас‑
пределены между разными подраз‑
делениями. В УФК по Нижегородской области, например, функции органа по казначейскому обслуживанию за‑
креплены за отделом расходов, а функ‑
ции органа внутреннего финансового контроля — за отделом по контролю в сфере контрактных отношений. На му‑
ниципальном уровне в большинстве слу‑
чаев все эти полномочия реализуются одним подразделением — финансовым управлением администрации муници‑
пального образования.
Понимание того, какой именно орган власти соответствует классифи‑
кации закона о контрактной системе, крайне важно, так как с этим непо‑
средственно связаны его контрольные полномочия и возможные объекты контроля.
Казначейский контроль в сфере закупок
Ирина Геннадьевна ГОЛУНОВА, начальник отдела по контролю в сфере контрактных отношений УФК по Нижегородской области
С начала реализации в Российской Федерации национальных проектов интерес к сфере государственных закупок усилился многократно. Кто и как контролирует закупки в рамках националь- ных проектов? В этой статье мы рассмотрим аспекты казначейско- го контроля в сфере закупок, какими полномочиями наделены органы Федерального казначейства и как они реализуются.


50
БЮДЖЕТ
ОТ КАЗНАЧЕЙСТВА
По этапам
На этапе планирования
закупки текущий контроль по части 5 статьи 99 закона о контрактной системе проводят территориальные органы Федераль‑
ного казначейства, осуществляющие казначейское обслуживание заказчика
(финансовые органы). В рамках данного контроля указанная в плане‑графике сумма сопоставляется с суммой средств, доведенных до заказчика.
При осуществлении
закупки выпол‑
няется текущий контроль согласно части 5 статьи 99 закона о контрактной системе и последующий контроль каса‑
тельно Н(М)ЦК и нормирования согласно части 8 статьи 99 закона о контракт‑
ной системе, касательно проведения конкурсной процедуры согласно части 3 статьи 99 закона о контрактной системе.
Контроль по части 8 — полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля, по части 3 — полномочия контрольных органов в сфере закупок.
При исполнении
контракта также осуществляется текущий контроль информации, размещаемой в реестре контрактов в соответствии с постанов‑
лением Правительства РФ от 28 ноября
2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну». Он закреп‑
лен за Федеральным казначейством и финансовыми органами. Последующий контроль в части исполнения контракта, соблюдения и изменения его условий, приемки товаров, работ и услуг, приме‑
нения мер ответственности и своевре‑
менности оплаты предусмотрен частью 8 статьи 99 закона о контрактной системе, и проводят его органы внутреннего госу‑
дарственного финансового контроля.
Контрольные полномочия казначейства
Так что же такое казначейский контроль в сфере закупок и как кон‑
кретно он осуществляется? Собственно определение термина «казначейский контроль в сфере закупок», несмотря на частое его использование, в норма‑
тивных правовых документах отсутствует.
Это понятие, как правило, используют для описания действий всех финансовых органов, а не только органов Федераль‑
ного казначейства, осуществляемых в ЕИС в рамках текущего контроля в соответствии с частью 5 статьи 99 закона о контрактной системе и поста‑
новлением № 1084.
Рисунок. Контрольные полномочия Федерального казначейства, установленные законом о контрактной системе в отношении заказчиков
Часть 5 статьи 99 закона о контрактной системе
Часть 8 статьи 99 закона о контрактной системе
Плановые и внеплановые выездные
(камеральные)
проверки
Контроль исполнения в модуле
«Риск-мониторинг»
ЕИС
Автоматизированный контроль в ЕИС
Процедура контроля контрактов единая для всех видов контрактов, в том числе и для контрактов, заключенных в целях выполнения национальных проектов.
al exey zatev ahin © 123RF
.com
Если же говорить о казначейском контроле в сфере закупок как о перечне контрольных полномочий Федерального казначейства, установленных законом о контрактной системе в отношении заказчиков, то их можно разделить на две группы: установленные частью 5 статьи 99 закона о контрактной системе и установленные частью 8 статьи 99 закона о контрактной системе.
Первую группу
условно можно отнести к текущему контролю. Органы
Федерального казначейства проверяют планы‑графики, извещения о закупках, протоколы определения поставщиков, условия проектов контрактов на пред‑
мет непревышения цены контракта над объемом финансового обеспече‑
ния, доведенного для осуществления закупок и соответствия ИКЗ. Казначеи осуществляют такой контроль только в отношении федеральных заказчиков соответствующего субъекта РФ, к кото‑
рым относятся казенные, бюджетные учреждения, а также территориальные органы федеральных органов исполни‑
тельной власти (в случае если в органы
Федерального казначейства не пере‑
даны полномочия по казначейскому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, местных бюджетов).
Данный вид контроля полностью цифро‑
визирован (за исключением контроля в отношении контрактов, заключаемых заказчиками в соответствии с пунктами
4, 5, 23, 42, 44, 45, 46 и пунктом 52 части 1 статьи 93 закона о контракт‑
ной системе). Он осуществляется после направления информации из личных кабинетов заказчиков в личные каби‑
неты контролера в ЕИС. Процедура кон‑
троля контрактов единая для всех видов контрактов, в том числе и для контрак‑
тов, заключенных в целях выполнения национальных проектов (
рисунок).


51
01
/2022
Вторую группу
полномочий органов
Федерального казначейства в сфере закупок составляют полномочия по условно последующему контролю в рамках проверки соблюдения тре‑
бований нормирования, обоснования
Н(М)ЦК, исполнения контрактов, заклю‑
ченных федеральными заказчиками, а также региональными и муниципаль‑
ными заказчиками с использованием средств федерального бюджета. До не‑
давнего времени реализация указанных полномочий осуществлялась органами
Федерального казначейства только в формате проведения плановых и вне‑
плановых контрольных мероприятий.
С августа 2021 года в указанных целях стал использоваться модуль «Риск‑мони‑
торинг» ЕИС.
Большая часть информации обо всех этапах проведения закупок размеща‑
ется в ЕИС. В модуле «Риск‑мониторинг»
ЕИС, доступном в личных кабинетах контролеров, реализовано автомати‑
ческое подсвечивание закупок, в отно‑
шении которых выявлены рискоемкие показатели и признаки нарушений.
В настоящее время ЕИС обрабатывает данные по 29 рискоемким показателям и 20 признакам нарушений. Отдельно в данном модуле можно сформировать пул закупок, заключенных в рамках национальных проектов, по которым есть риски, и уже в рамках контрольных мероприятий сфокусироваться именно на них.
Модуль «Меры реагирования»
Для повышения оперативности последующего контроля за исполне‑
нием контрактов, особенно контрактов, заключенных в рамках реализации на‑
циональных проектов, в рамках модуля
«Риск‑мониторинг» Федеральное каз‑
начейство внедрило дополнительный инструмент казначейского контроля — раздел «Меры реагирования». В дан‑
ном разделе автоматически сводится информация о наиболее значимых контрактах, в отношении которых выяв‑
лены риски. Контролер в соответствии с утвержденным алгоритмом действий оценивает данные риски и при необ‑
ходимости принимает соответствующие меры реагирования, направленные на их устранение.
В настоящее время практика осу‑
ществления органами Федерального казначейства контроля за исполнением контрактов с использованием инстру‑
мента «Меры реагирования» только формируется, но есть все основания полагать, что в ближайшем будущем именно такой контроль в сфере заку‑
пок будет наиболее эффективным.
Безусловными плюсами раздела «Меры реагирования» являются: оперативность подсвечивания контрактов с наруше‑
ниями, что дает возможность контролеру своевременно отреагировать, не допу‑
стив существенных последствий нару‑
шения. К плюсам также можно отнести и увеличение количества попадающих под проверку контрактов, которое станет еще более значимым после перехода всех заказчиков на электронное актиро‑
вание. Положительным эффектом станет и повышение качества вносимой заказ‑
чиком информации, и, как следствие, корректности и актуальности данных в ЕИС. Со временем совокупность пре‑
имуществ данного инструмента контроля обеспечит сокращение нарушений в сфере закупок.
РУБРИКИ ЖУРНАЛА «ФИНКОНТРОЛЬ»
• ТЕОРИЯ
• КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
• ПРОБЛЕМЫ — РЕШЕНИЯ
• ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ
• НЕОТВРАТИМОСТЬ НАКАЗАНИЯ
• КОНТРОЛЬ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
• НА ПЕРВОМ УРОВНЕ КОНТРОЛЯ
Новое в законодательстве
Интересный опыт
территорий
Контроль в сфере
закупок
Методы и формы
финансового
контроля
рек лам а
rufincontrol.ru