Файл: Психологические закономерности развития исследовательского потенциала студентов вуза.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА
PSYCHOLOGICAL PATTERNS OF UNIVERSITY STUDENTS’ RESEARCH POTENTIAL DEVELOPMENT
Введение. Статья посвящена актуальной проблеме развития исследовательского потенциала (ИП) студентов вуза. Представлены результаты эмпирического исследования с целью анализа взаимосвязи показателей исследовательского потенциала и особенностей личности студентов вуза.
Методология. Методологической основой исследования послужил структурно-функциональный подход и модель исследовательского потенциала личности студентов, предложенная Н.В. Бордовской, С.Н. Костроминой, С.И. Розумом, Н.Л. Москвичевой. Исследование проведено с применением метода опроса по разработанной авторами анкете и психодиагностического метода с использованием комплекса методик: опросник Н.В. Бордовской и соавторов «Методика оценки исследовательского потенциала», «Тест смысложизненных ориентаций» в адаптации Д.А. Леонтьева, «Оценка уровня притязаний» В.К. Гербачевского и «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалева. Проведен корреляционный анализ полученных эмпирические данных с расчётом коэффициента Пирсона.
Результаты. Анкетный опрос выявил, что вне учебных заданий студенты вуза проявляют невысокую степень заинтересованности и погруженности в научно-исследовательскую деятельность. В корреляционном исследовании показаны взаимосвязи компонентов исследовательского потенциала с уровнем притязаний, самооценкой и смысложизненными ориентациями личности студентов вуза.
Заключение. Проведенное исследование дает основание для разработок психолого-педагогических технологий развития исследовательского потенциала студентов вуза, учитывающих взаимосвязи компонентов ИП со смысложизненными ориентациями и показателями локуса контроля Я, ядра мотивационной структуры личности, прогнозных оценок деятельности.
Introduction. The article is devoted to the actual problem of developing the research potential (RP) of university students. The empirical study results are presented to analyze the correlation between indicators of research potential and university students’ personality characteristics.
Materials and Methods. The methodological basis of the study was the structural-functional approach and the model of the research potential of the personality of students, proposed by N.V. Bordovskoy, S.N. Kostromina, S.I. Rozum, N.L. Moskvicheva. The study was conducted using the survey method according to the questionnaire developed by the authors and the psychodiagnostic method using a set of techniques: the questionnaire of N.V. Bordovskaya and co-authors "Methodology for assessing research potential", "Test of meaningful life orientations" adapted by D.A. Leontiev, "Assessment of the level of claims" V.K. Gerbachevsky and "Determination of the level of self-esteem" by S.V. Kovalev. A correlation analysis of the obtained empirical data was carried out with the calculation of the Pearson coefficient.
Results. The questionnaire survey revealed that outside of academic tasks university students demonstrate little interest and involvement in research activities. The correlation study shows the interconnection between the components of the research potential and the level of aspirations, self-esteem and meaningful life orientations of the university students’ personality.
Conclusions. The research conducted provides a basis for the development of psychological and pedagogical technologies for the development of university students’ research potential, considering the correlation of IP components with meaningful life orientations and indicators of the locus of control of the Self, the core of the motivational structure of the personality, predictive assessments of activity.