Файл: Эссе. Социальный стереотип позитивное или негативное явление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе.

Социальный стереотип: позитивное или негативное явление?

В исследованиях зарубежных авторов социальный стереотип трактуется по-разному. Так, в работах У. Липпман под социальным стереотипом он понимал своеобразную картинку мира, которая складывается посредством восприятия сложных социальных объектов, культуры, ценностей, позиций и прав человека.

К. Юнг под стереотипом понимал ложную классификационную концепцию, в которой взаимосвязаны социальные чувственно-эмоциональные одобрения и осуждения со стороны третьих лиц [1, c. 41].

Т. Шибутани считал, что социальным стереотипом являются заведомо ложные или неверные мнения людей или групп о явлениях, обозначающих группировку людей с учетом распространенных представлений относительно свойств этих людей [, с. 98].

Таджури под социальным стереотипом понимает склонность личности, воспринимающей воспринимаемого человека, чтобы заключить его в определенные категории с учетом возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, наделяя его качествами, типичными для данной категории лиц.

Установка в социокультурной среде проявляется в обычаях. На основе усвоения обычаев и следования им формируется система стереотипного поведения.

Социальные стереотипы в целом формируются на основе общего мнения об определенных группах людей. Иными словами, стереотип складывается на основании недостатка информации при обобщении личного опыта и представлений о той или иной группе лиц. В связи с этим стереотип может являться как негативным, так и позитивным явлением.

Социальная реальность и бесконечное разнообразие типов людей, составляют общество. Создающееся представление о других людях порождает условный и упрощенный образ, стереотип, который нередко лишает последующего познания отдельной личности.

Стереотипы являются навязанным представлением, которое на основании чужого опыта приобретает существенное значение, что является упрощенным представлением о тех группах людей, о которых человек не располагает больше никакими сведениями. Кроме того, стереотипы могут стираться, а могут закрепляться на достаточно долгий временной период.

Социальные стереотипы как негативное явление в целом усиливает неблагоприятное представление о взаимоотношениях между людьми
, которые принадлежат определенной группе. Негативное представление ускоряет развитие конфликтов, а значит, создает больше трудностей в удовлетворении общих требований.

Связанная со стереотипом установка является главной проблемой, которая заставляет окружающих придерживаться того или иного поведения, навязывая им предубеждения. Следовательно, эти истолкования и оценка о группе лиц основана на установках, которые нередко сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Учитывая обстоятельство о том, что мнения, оценку и убеждения человек в основном приобретает в семье, социальной группе, школе, то в результате этих контактов у него формируются установки, сопровождаемые положительными или отрицательными эмоциями.

Находясь под постоянным влиянием телевидения радио, газет, семьи, преподавателей, человек, они пытаются навязать собственные установки, влияя на восприятие фактов, сохраняя определенное соответствие между поведением личности и группы лиц.

Как негативное явление социальный стереотип навязывает человеку определенный алгоритм, приучает думать сходным образом с другими людьми. Приучая множество людей к конкретному стереотипу, они также воздействуют на сознание масс, манипулируя массами.

Подобного рода воздействия навязывают определенные стереотипы в сознании. В роли манипуляторов нередко выступают средства массовой информации. В качестве результата влияние у личности можно выявить притупленное сознание. Это сознание формируется под влиянием критического отношения к действительности, затруднений в получении информации и т.д. Воздействуя на чувства и эмоции человека, стереотип нередко носит информацию социально-политического характера. Иными словами, для того чтобы информация беспрепятственно проникала в подсознание и воздействовала на сознание, необходимо чтобы часть подаваемой информации должна иметь не только правдивый характер, но и быть понятной аудитории, отражая их интересы и бессознательные желания. При наличии информации, которая освещает актуальные вопросы, она будет весьма позитивно и беспрепятственно воспринята массами.

Социальный стереотип играет существенную роль в оценке мира. Стереотип способен повлиять на принятие решения, которое нередко возникает нелогичным образом.

Стереотип вне зависимости от характера установки, отражает определенные доводы в отношении какого-то события, явления, вытесняя при этом сознание других.



Стереотип обладает выраженной конкретностью, поэтому негативное представление нередко ведет проявлению отрицательных черт человека, несмотря на его реальное стремление к позитивным поступкам.

Негативные стереотипы поведения могут подвергать дискриминации малые группы. Последствия влияния стереотипов нередко играют консервативную роль. Такие ошибочные представления о происходящем, деформируют процесс представления о происходящем и характер межличностного взаимодействия.

Позитивный социальный стереотип играет консервативную роль, поэтому он, несмотря на то, что является правильным предубеждением, может стать неэффективным для ориентировки личности в окружающем социальном мире.

Влияя на сознание людей, социальный стереотип играет весьма существенную роль в социальной жизни при отсутствии исчерпывающей информации о происходящем или наблюдаемом. Поэтому ни адекватная оценка, ни адекватный прогноз не позволят сократить время реагирования на изменяющуюся реальность.

Позитивные стереотипы направлены на регулирование процессов общения, что способствует возникновению взаимопонимания между ними.

Стереотип представляет собой способ структурирования опыта понимающего субъекта, способ организации знаний, используемых для понимания другого человека.

Важность для развития государства, общества и молодежи, благодаря активной творческой, трудовой, политической деятельности, стереотип оказывает значительное влияние на все процессы, проходящие в стране.

В связи, с чем необходимо постоянно изучать и анализировать социальное поведение вышеперечисленных лиц. Так, оказывая наибольшее влияние на развитие и тенденции в возможности формирования положительных стереотипов поведения способствует эффективному развитию государства и общества.

В широко распространенной Британии в стереотип африканского негра входят такие компоненты, как ребячливость, низкая умственная способность, сверхсексуальность, неопрятность, аморальность, неприятный запах от тела; нетрудно заметить, что все эти компоненты, за исключением, может быть, ребячливости, имеют явно негативный характер. Такие пути развития ставили основные вопросы о причинности, механизмах формирования социальных стереотипов.

Формируемый образ или набор качеств является достаточно примитивным или эмоционально окрашенным представлением о действительности, неадекватно отражающимся в объективных процессах. Следовательно, формирование стереотипов является обязательным элементом культуры. Причем зачастую люди не отдают себе отчета в том, какие именно причины повлияли на формирование представления о других людях и различных социальных процессах и не догадываются о том, что в первую очередь это социальные стереотипы.


Важно отметить, что рассматривать социальные стереотипы только с негативной стороны является не объективным. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Формирование социальных стереотипов под влиянием культуры в целом сосредотачивает выражение духовных потребностей человека. Выраженный стереотип в формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей, характеризуется негативным процессом в сфере духовной жизни, утрате духовно-нравственных ориентиров. Отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенное сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры, деятельности современных культурно-досуговых центров оказывают негативное влияние и на формирование стереотипов.

Явление стереотипизации является характерной особенностью переработки личностью внешнего воздействия, которая связана со стремлением человека следовать общим чертам объекта, явления.

Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: позитивное и негативное. Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.

Содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. Именно враждебные, полные предрассудков стереотипы являются сугубо отрицательным явлением, способствующим стабильности межгрупповых отношений, основанным на господстве и подчинении. Такие стереотипы, выполняя негативную роль, нередко используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.

Наиболее существенными являются этнические стереотипы, которые отражают эмоционально-оценочный характер. Эмоциональный характер включает в себя предпочтения, оценки и настроения. Эмоционально-окрашенные характеристики являются важным свойством этнических стереотипов. Их устойчивость, стабильность, ригидность при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации могут изменяться.

Согласованность стереотипов является важнейшей характеристикой, которая разделяет большее число индивидов в пределах социальной общности. Стереотипы и личные убеждения об этих группах могут частично совпадать, представляя собой различные структуры, являющиеся частью знаний индивида о своей или чужой группах.


Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов заключается в том, что основной причиной их проявлений является сходная реакция. Например, если бы индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

Сущностным свойством стереотипа считается неточность. Неточность представляет традиционную бессмыслицу, дезинформацию, которая превышает объем ложных знаний, но которые не сводятся к мифическим представлениям. Они отражают объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.

Стереотип может влиять на внимание и восприятие человека. Когда стереотипное ожидание берет вверх над взаимосвязью, которая характерна стимульным наблюдениям, тогда иллюзия взаимосвязана с мышлением.

Социальная память с учетом навязываемого материала, в соответствии с догадками и ожиданиями в пользу материала, попадает под влияние процесс воспоминания. Потому эти искажения при восприятии позволяют объяснить устойчивость многих социальных стереотипов, несмотря на разоблачающие сведения.

Эти стереотипы, независимо от чувств и предубеждений, в соответствии с ожиданиями об информации представляет универсальный источник стереотипизации. В случаях, если человек сталкивается с фактами, противоречащими его стереотипному убеждению, то эти факты могут остаться незамеченными или быть забытыми, т.к. его память первоначальных наблюдений стирается, а стереотипы продолжают определять воспоминания.

В результате этого смена стереотипа наиболее вероятна, если разоблачающие сведения недвусмысленны и очевидно свойственны прототипам. Как наилучший образец данной категории, абстрактное представление об отличительных чертах, связанных с категорией, которая хранится в памяти и используется для организации информации в большей степени присуща представителям стереотипизированной группе.

Негативное представление о человеке с помощью стереотипов, отражается в стремлении людей сохранить и укрепить свое привилегированное социальное положение. Так, в обществе, где существует сильное имущественное и социальное неравенство, богатые создают и используют негативные стереотипы в отношении бедных, считая их ленивыми, завистливыми, глупыми.