ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Вариант № 4
Теоретическая часть | 3 |
Практическая часть | 18 |
Список литературы | 19 |
Финансовое обеспечение предпринимательства
Одним из главных направлений региональной политики является развитие малого бизнеса. Решение этой задачи требует создания благоприятных условий правовых и экономических условий для прогрессивного развития малого предпринимательства, которое в свою очередь способствует формированию рыночной структуры экономики, обеспечивает занятость населения, рост налогооблагаемой базы для бюджетов все уровней и насыщает рынок товарами и услугами [10, с. 150].
Роль предпринимательства, как ключевого фактора экономической активности, подтверждается его местом в экономике большинства развитых стран. Так, например, доля малых и средних предприятий в объеме произведенного валового внутреннего продукта в среднем составляет более 50-60%.
В нашей стране предпринимательство развивается достаточно быстрыми темпами, однако, несмотря на это, наблюдается некоторое снижение активности, связанное, прежде всего, с проблемой финансового обеспечения и поиском финансово-кредитной поддержки.
К этому следует отметить, что, несмотря на то, что, на протяжении всего пореформенного периода проблема предпринимательства получила достаточно широкое отражение в научно-академической литературе, вопросы финансового обеспечения предпринимательства требуют дальнейшего исследования.
Значение малого предпринимательства в рыночной экономике отнюдь не малое: это ее существенная структурная часть, ее массовая база и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма.
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
Главных критерием роста числа предприятий малого бизнеса является предоставление свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.
Согласно проведенным исследованиям, в России свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13.000 предпринимателей.
Это означает¸ что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают рынок менее 1%. Это подразумевает не только поддержку данного сектора экономики, но и стимулирование формирования новых предприятий.
Сегодня многие руководители малых предприятий вначале получают кредиты в государственных фондах поддержки малого предпринимательства, а затем открывают свой бизнес [12, с. 200].
Существует ряд проблем финансирования малых предприятий. Несомненно, необходимо решать проблему доступа малого бизнеса к источникам финансирования в России, ведь это в большей мере поможет активизировать данный сектор экономики государства.
Нынешний уровень финансирования явно недостаточен, если брать в расчет показатели развитых стран.
Согласно данным экспертов, в странах Западной Европы доля малого бизнеса в ВВП составляет 50-60%, в Японии – почти 90%, а России этот показатель не превышает 3-5%, а процент кредитования малого бизнеса у нас почти в 15- 20 раз меньше, чем в Европе и Японии [11, с. 85].
Малый бизнес мобилизует значительные производственные, финансовые, трудовые и сырьевые ресурсы населения.
Об этих возможностях данного бизнеса можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых ему по ряду показателей принадлежит ведущее место: на него приходится до 90-95% всех предприятий и до 66% валового национального продукта.
Для того, чтобы малый бизнес стал крепкой основой российской экономики, ему необходимы заемные средства, главным источником которых являются банки.
До недавнего времени кредитование малого бизнеса было под управлением небольших региональных банков, однако уже сегодня ряд крупных банков с удовольствием предлагает всевозможные услуги для малых предприятий.
Это обусловлено тем, что сектор кредитования малого бизнеса является одним из самых доходных, когда крупные корпорации уже имеют надежных банковских партнеров.
Банки и кредитные структуры также стремятся занять свое место на этом перспективном рынке, обеспечив себе клиентскую базу на будущее.
По мнению специалистов, нашу страну в скором времени ожидает заметный рост кредитования малого бизнеса, так как сектор еще далек от насыщения [13, с. 65]
При кредитовании малого бизнеса залогом является жилая или нежилая площадь, автомобили, различное оборудование, находящиеся в собственности предпринимателя. Оценку залогового имущества банки проводят своими силами.
Обеспечение должно покрывать сумму кредита, процентов на весь скор кредитования. Иногда требуется застраховать жизнь и здоровье владельцев бизнеса. Учитывая это, кредитная организация исходит из ликвидности залога и берет в расчет не более 70% его оценочной стоимости.
Помимо этого, банки требуют застраховать залоговое имущество. При участии Федерального фонда поддержки малого предпринимательства были разработаны финансово-кредитные механизмы, которые обеспечивают более свободный доступ малых и средних предприятий к источникам финансирования и позволяют многим стартующим предприятиям начать свой собственный бизнес с нуля.
Одним из таких механизмов является гарантийный фонд.
Гарантий фонд - обязательные взносы членов расчетной палаты (наличными или ценными бумагами). Хранится в банке и не может быть изъят без специального разрешения директора расчетной палаты. Используется для обеспечения устойчивости работы расчетной палаты.
Целью создания гарантийного фонда является реализация закрепленного действующим законодательством права Федерального фонда выступать гарантом по кредитам, предоставляемым организацией-агентом субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства.
Цель функционирования гарантийного фонда – расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, увеличение ресурсного обеспечения программ поддержки малого бизнеса путем привлечения внебюджетных источников финансирования.
Средства гарантийного фонда могут расходоваться на выплаты компенсации разницы в процентных ставках или возмещение просроченной задолженности по кредиту при наступлении гарантийного случая.
Уже сегодня имеются иные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства, заключающиеся в готовности предоставления банкам гарантии под ссуды для предпринимателей из специализированных фондов [17, с. 174].
Таким образом, уже сформированы и работают по-настоящему действенные механизмы поддержки финансирования предпринимательства в России.
Одной из наиболее распространённой форм поддержки является создание региональных гарантийных фондов.
Проводимая государством целенаправленная политика стимулирования финансовых структур уже способствует достаточному росту сектора малого и среднего предпринимательства, однако дальнейшее укрепление данной отрасли экономики является одной из ключевых задач государства.
Источники привлечения финансовых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности
Для нормального функционирования предприятия ему необходимы финансы для закупки материалов, комплектующих, оплаты за коммунальные услуги, выдачи своим работникам заработной платы и так далее. Если нет оборотных средств, то многие фирмы сокращают сотрудников, переходят на сокращенный рабочий день, а то и совсем завершают свою деятельность [17, с. 175].
Деятельность предприятия осуществляется только благодаря финансированию.
Финансирование — это обеспечение коммерческой деятельности финансами. Чем же это финансирование отличается от кредитования, ведь кредитование — это тоже обеспечение финансами деятельности [14, с. 87].
В данном случае финансирование — это безвозмездное и безвозвратное предоставление финансов.
Существует внутреннее и внешнее финансирование [14, с. 89].
Внутреннее финансирование — это получение денег из своих источников.
Внешнее финансирование — это предоставление компании денежных средств посторонними лицами. Это могут быть кредиты, субсидии.
При задумке открытия своего дела, после составления всех смет и проектов и понимания наглядно, что этот бизнес принесет пользу и прибыль, в скором времени окупит себя, возникает вопрос: откуда же взять финансы?
Источники финансирования бизнеса представляют собой компании или лица, откуда поступают, или могут поступать финансы в бизнес.
В обобщенном виде виды финансирования предпринимательской деятельности классифицируют по [10, с. 302]:
1. Времени. Компании могут, понадобятся финансы в короткий срок (здесь и сейчас). В данном случае период этот короткий. Период предоставления денежных средств составляет год.
Основные цели компании при этом — закупка необходимых материалов, деталей, механизмов или выдача заработной платы своим сотрудникам.
Компания может не спешить с финансированием.
В данном случае деньги бизнесу предоставляются от 1 года. Цели предприятия в этом случае — совершенствование бизнеса, обновление оборудования, развития системы управления фирмы.
2. Источникам финансирования. Основные источники привлечения финансовых ресурсов по отношению к предпринимательской деятельности изображены на рис.1.
Рисунок 1 – Источники финансирования [10, с. 302]
Остановимся на внешних и внутренних видах финансирования предпринимательской деятельности:
1. Внутренние — используются денежные средства, находящиеся в бюджет фирмы на благо данной компании [10, с. 303].
Как известно, если фирма существует, значит, она получает прибыль. А вот куда направлять прибыль решает руководство компании. Это может быть модернизация оборудования, обновления линейки товаров, повышение заработной платы.
Понятно, что чем больше компания вкладывает в свое развитие, тем больше потом будет доход, но при правильном управлении и распределении средств.
Преимущества:
— финансы расходуются рационально;
— нет нужды привлекать денежные средства из вне под проценты;
— улучшается контроль собственником за деятельностью компании.
Недостатки: — не всегда используется на практике.
Внутренние финансы: чистая прибыль, денежные средства после оплаты налогов, коммунальных услуг, заработной платы и прочих платежей.
2. Внешнее — привлечение в компанию финансов со стороны. Тут стоит отметить, что инвестору важна прибыль от бизнеса, в который он собирается вложить финансы, чтобы впоследствии помимо вложенной суммы получить и процент [12, с. 304].
К внешнему финансированию можно отнести лизинг и кредит [12, с. 310].
Кредит — предоставление денежных средств организации или лицу на определенный срок и процент, которые оговорены в подписываемом соглашении сторонами. Также в нем прописываются ежемесячный платеж, штрафы за просрочку платежа и иные условия.
Достоинства: можно моментально получить необходимую сумму, быстрота сделки, минимум документов.
Недостатки: необходимо что–то оставить в залог.
Лизинг — аренда на долгий срок. Примерами такого финансирования могут служить нефинансовые компании, кредиты, лизинг.
Когда перед собственником бизнеса встает вопрос: какой же вид финансирования выбрать?
Необходимо предпринять следующие шаги:
1. Нужно понять, зачем компании нужны денежные средства, сколько, на какой срок.
2. Составить перечень источников получения финансирования.
3. Выявить самые выгодные источники финансирования именно для данной сферы деятельности.
4. Еще раз оценить проект бизнеса.
5. Выбрать самый приемлемый источник финансирования.