Файл: Финансовое обеспечение предпринимательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрев виды и источники финансирования, можно сделать такой вывод, что выбор типа и источника денежных средств зависит от положения и особенностей компании, а также от рода деятельности, которым данная организация занимается.

Эффективным привлечение денежных средств является в том случае, если данная компания начинает развиваться и расширяться.

Если появляется потребность вложить большую сумму в бюджет организации, то в данном случае бизнесу подойдет банковский кредит. Если нет активов или требуется небольшая сумма, то можно взять микрокредит. Если требуется небольшая сумма и срочно, можно воспользоваться государственной субсидией.

При необходимости обновления средств, предприятие может воспользоваться лизингом.

Нормативно-правовое регулирование кредитно-инвестиционной деятельности
В настоящее время основными нормативно-правовыми актами, регулирующими осуществление инвестиционной деятельности в Российской Федерации, являются Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений» (далее 39-ФЗ) [1], Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [2], Закон РСФСР от 26 июня 1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (далее - Закон РСФСР об инвестиционной деятельности) [3], действующий на условиях норм, не противоречащих правилам 39-ФЗ, а также Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных договорах» [4] деятельности, осуществляемой в форме долевых инвестиций на территории Российской Федерации

Статья 1 настоящего Закона определяет основные понятия, используемые в сфере инвестиционной деятельности.

Таким образом, инвестициями признаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях извлечения прибыли и (или) получения иного полезного эффекта».

Кроме того, законом устанавливаются права инвесторов и обязанности субъектов инвестиционной деятельности, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, и т.п.


Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ [2] «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия ведения бизнеса иностранными инвесторами в Российской Федерации. Закон направлен на «привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение требований законодательства о режиме иностранных инвестиций при международном праве и практики международного инвестиционного сотрудничества».

Согласно ст.2 Закона заложены основные понятия, наиболее важным из которых является определение иностранного инвестора, которым признается «иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством, которое вправе осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации»;

«иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации»;

«лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства постоянного проживания и которое имеет право в соответствии с законодательством этого государства осуществлять инвестиции на территории Федерации Российской»;

«международная организация, имеющая право в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранных государств в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 1 федерального закона «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ [4] определяет цель этого закона, которая заключается в «привлечении инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечении эффективного использования государственного имущества или муниципальной собственности в соответствии с условиями концессионных соглашений и для повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям, а также организованного круга отношений, образующих отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, реализацией,

изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии законных прав и интересов сторон концессионного соглашения».

При рассмотрении данной подгруппы источников нельзя обойти стороной еще несколько действующих на территории Российской Федерации актов. Среди них можно назвать:

1. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[5], целями которого являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды

(лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

2. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[6], принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливающий правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

3. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [7], который регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления с целью их объединения и последующего инвестирования в объекты, указанные в соответствии с настоящим законом, а также с управление (доверительное управление) имуществом инвестиционных фондов, учет, хранение имущества инвестиционных фондов и контроль за распоряжением указанным имуществом.

4. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегически важные хозяйствующие субъекты для обеспечения обороны страны и государственной безопасности» [8], который предусматривает ограничительные изъятия для иностранных инвесторов и группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставного капитала стратегически важных хозяйствующих субъектов для обеспечения обороны страны и государственной безопасности и (или), владение или использование имущества этих хозяйствующих субъектов, которое относится к основным производственным объектам, и (или) совершение иных сделок или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над этими хозяйствующими субъектами.


5. Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном партнерстве» [9]. "Целью закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и реализации инвестиционных проектов на основе соглашения об инвестиционном партнерстве, предметом которого является специфика договора простого товарищества, заключаемого для совместной инвестиционной деятельности, включая правовой статус и ответственность участников в Соглашение об инвестиционном партнерстве, порядок установления, изменения или прекращения прав и обязанностей сторон Соглашения об инвестиционном партнерстве.

Следующий вид источников регулирования инвестиционной деятельности представлен законодательными актами, среди которых основными являются Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» [1] регулирует отношения, связанные с государственной поддержкой коммерческих высокоэффективных инвестиционных проектов, осуществляемых в целях развития инициативы частных инвесторов и более эффективное использование частных инвестиций в Российской Федерации в условиях рыночной экономики.

Среди подзаконных актов, представленных Постановлениями Правительства, следует, прежде всего, обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 № 1016 «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»[1].

Согласно постановлению была одобрена Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, установившая предпосылки роста инвестиций, задачи по их стимулированию, организационно-правовые условия инвестирования, определившая условия для создания благоприятного инвестиционного климата, меры по снижению транзакционных издержек инвесторов, а также указавшая на важность государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Также необходимо упомянуть Постановление Правительства РФ от 29.09.1994 № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» [2]

В соответствии с постановлениебыла закреплена принципиальная важность работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с привлечением иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, созданием благоприятного правового, налогового, таможенного режима для зарубежных инвесторов, а также был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства Российской Федерации.


Как мы видим, совокупность нормативно-правовых источников регулирования инвестиционной деятельности при всем совеем разнообразии весьма статична.

Однако, несмотря на определенную упорядоченность данных источников, в литературе существует мнение о том, что систему правового регулирования осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации необходимо реформировать.

В качестве основного инструмента такого реформирования многие правоведы видят создание единого Инвестиционного кодекса Российской Федерации на примере опыта зарубежных стран.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что совокупность правовых источников, регулирующих формы существования и правила осуществления инвестиционной деятельности, отличается разнообразием и при этом систематичностью.

Анализ международных конвенций и соглашений об избежание двойного налогообложения позволяет говорить о существовании унифицированного международного механизма защиты иностранных инвестиций, исходящего из единого принципа регулирования инвестиционных отношений.

Рассмотрение же источников российского права позволяет сделать вывод о том, что законодательство охватывает правовые и экономические основы осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

права и обязанности, а также гарантии, предоставляемые субъектам инвестиционной деятельности, и, в то же время, выделяет особенности отдельных форм осуществления инвестиционной деятельности (например, лизинга),

создание благоприятного инвестиционного климата российской экономики, привлечение инвестиций как отечественных, так и зарубежных инвесторов и их защита являются основными целями российского государства на современном этапе развития.

Задача 1

Коммерческий банк предполагает строительство производственного объекта, требующего инвестиций в размере 60 млн. дол., ожидаемая прибыль оценивается в 10 млн. дол./ в год. Оценить возвратность средств при среднем банковском проценте по кредитам 12,5%.
Решение:
Абсолютный срок окупаемости (возвратности) инвестиций рассчитываем по формуле:

Та(ч) = К/m
Та(ч) = 60 / 10 = 6 лет < Тн(а) = 1 / р = 1/0,125 = 8 лет
Ответ: инвестиции целесообразны, так как окупаются (возвращаются) быстрее, чем если бы та же сумма была предоставлена в качестве кредита под 12,5% годовых.