Файл: Моральноэтическая ответственность за коррупционные деяния.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Морально-этическая ответственность за коррупционные деяния
К.ю.н., доцент Нурахметова Г.Г.
1)Морально-этическая ответственность в обществе.
Коррупция всегда считалась «аморальным поведением». Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии. Получая выгоду, человек переступает дозволенную черту морально – этических норм предписанных в обществе. Также к преступным можно отнести – получение взятки в особо крупных размерах. Что в свою очередь может нанести огромный вред экономической ситуации в стране. Какие мотивы движет людьми, которые берут и дают взятки? В чём они видит счастье и смысл жизни? Каковы их жизненные идеалы? О чём они мечтают? Что им нравится в жизни и что им не нравится? Одно ясно точно – это аморальный и безнравственный поступок. За совершение, которого человек в ответе перед обществом и людьми. Потому что он поставил свои интересы выше интересов своего государства, его экономической безопасности. Также есть еще одна грань, нарушая которую человеку просто необходимо нести морально – этическую ответственность перед социумом и в первую очередь перед самим собой. Это – насилие, особенно над представительницами слабого пола и детьми. К сожалению, о таких преступлениях мы слышим чуть ли не каждый день в новостных лентах. И это не может не пугать. Ведь в большинстве случаях люди боятся об этом рассказывать. Соответственно это остается безнаказанным. А должно быть совсем наоборот. Общество должно знать «своих героев» в лицо. Чтобы другие люди знали, что за такие преступление следует не только морально – этическая ответственность перед окружающими, но и уголовная перед законом.
2) Морально-этическая ответственность в семье.
Семья - социальное объединение людей, члены которого связаны кровным или брачным связью, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Морально-этические нормы в семье:
Общегуманитарные
не вреди жизни ;
не укради;
- не способствуй коррупции;
- не унижай достоинства человека ни словом, ни ухудшением условий его жизни
Профессиональные
- честность;
- пунктуальность;
- уважение к партнеру;
- умение держать слово ;
- забота о воспроизводстве,
- не разрушай, не имея закона;
- - понимание неотвратимости наказания за противоправные действия ; - отказ от немотивированных обвинений в чем-либо (в том числе и в коррупции)
- соблюдение специализированных морально-этических
Правовые- уважение закона ;
3)Морально-этическая ответственность в трудовом коллективе.
Коллектив -это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей и отдельных личностей.
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА - это устойчивое состояние его внутренних связей, которое проявляется в эмоционально-этическом настрое коллектива, результатах его деятельности, формировании общественного мнения.
Морально-этическая ответственность в трудовом коллективе - Внешние причины моральной деформации сознания специалиста в современных условиях:
- изменение ценностных ориентиров в сторону материальных;
2. отсутствие идеологической основы развития общественных отношений;
3. высокий уровень правового и нравственного нигилизма.
Субъект и объект моральной ответственности в противодействии коррупции в коллективе - Субъектом - все, чьи действия могут получить нравственную квалификацию, - личность, группа, коллектив.
Объектами моральной ответственности - являются акты деятельности, т.е. поступки и нравы, а через них - моральные качества юриста или моральная атмосфера в рабочей группе (в милиции - в подразделении) либо в коллективе в целом.
Пути формирования морально-этической ответственности в трудовом коллективе
1. проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений основанной на неприязни коррупции и любым формам ее проявления;
2. учет социально-психологических процессов, оценка рисков лиц склонных к совершению коррупционного правонарушения и явлений в коллективе в интересах оптимального функционирования как подразделения, так и организации в целом (межличностная совместимость, лидерство, руководство, конформизм);
3. целенаправленное систематическое обучение персонала современным технологиям правильного взаимодействия по искоренению коррупции.
4. внедрение системы стимулирования;
5. своевременное предупреждение и разрешение конфликтов в коллективе.
4) Ответственность за коррупцию в различных религиозных вероисповеданиях
Для начала важно сказать, что коррупция – это явление социальное, и только правильное нравственное воспитание вкупе с соблюдением традиционных религиозных норм поможет воспитать поколение нетерпимых к коррупционным проявлениям людей. К мздоимству во всех традиционных мировых религиях относятся отрицательно, поскольку это противоречит моральным принципам верующего человека. Как пояснил протоиерей Вознесенского кафедрального собора Александр Суворов, религиозные деятели имеют возможность некоторого влияния на своих последователей – это может положительно сказаться на их мировоззренческих принципах.
В Священном Писании христиан сказано: "даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих, превращают дело правых". Надо сказать, что в Писании есть расширенная рекомендация для представителей различных профессий: солдатам устами Иоанна Господь возвещает, чтобы они довольствовались своим жалованьем (Лк. 3, 14); сборщикам податей, чтобы они ничего не требовали больше определённого им (Лк. 3, 13); судьям: "Не различайте лиц на суде (Втор. 1,17); даров не принимай: ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23, 8), вместо освобождения угнетённых (Ис. 1, 17), освобождая совершителей злодеяний". "Однако только лишь религия, конечно, не сможет победить такое явление как коррупция, – говорит протоиерей. – Нужно воспитывать людей, чтобы отношение к этому преступлению стало таким же, как во многих других странах, чтобы взяткодательство резко осуждалось. Не зря же сказано: притесняя других, мудрый делается глупым, а подарки портят сердце". Разумеется в этой цитате речь не идёт о подарках, которые мы дарим близким на праздники. Здесь говорится именно о тех "дарах", которые передают в кабинетах за закрытыми дверями.
Представители исламской религии в Алматы также акцентируют внимание на том, что борьба с коррупцией есть общее дело. В хадисах Посланник Аллаха резко осуждает взяточничество. Так, например, у Муснада Ахмада ибн Ханбала приводится следующий хадис: "Да проклянёт Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом". В оригинальном тексте этого хадиса используется арабское слово "ришва", которое переводится как "взятка". В другом хадисе пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "И тот, кто даёт, и тот, кто берёт взятку, будут гореть в аду". (Табрани, Аль-Баззар)
Согласно Корану, тот на ком лежат определённые обязанности, должен выполнять их без дополнительного вознаграждения. Хадисы Милости миров Мухаммада раскрывают эту тему: "Каждый является попечителем и ответственным за кого-либо. Правитель – это попечитель своих подданных, он ответственен за них. Муж – это попечитель для семьи, он отвечает за неё. Жена является ответственной за дом своего мужа. Слуга отвечает за имущество своего хозяина. Поэтому каждый из вас является попечителем и должен со всей ответственностью подходить к тому, что находится в вашем ведении". Религиоведы и представители традиционных религиозных течений сегодня должны прийти на помощь государству в борьбе с коррупцией. Приходящим в мечеть, церковь или синагогу необходимо не просто говорить о неотвратимости наказания за совершение коррупционного преступления, но и объяснять, насколько это неправильный и греховный путь для верующего человека. Необходимо, чтобы стыд (в хорошем смысле этого слова) стал тем самым чувством, которое поможет уберечь человека от неверного шага."Не пожирайте между собой бесправно чужого имущества и не подкупайте деятелей суда, чтобы приобрести себе чужое имущество, это будет бессознательный грех", – так говорится в Коране о коррупции. Очевидно, что уже тогда было понятно, что нельзя добиться справедливости и чего-то хорошего, используя методы подкупа.
В целом, если говорить обо всех традиционных религиях, правдивость является одним из четырёх основных их принципов, наряду с чистотой, аскетизмом и милосердием, и безусловно, в буддизме и иудаизме также резко отрицательно относятся к коррупционным проявлениям.
Именно поэтому информационная политика противодействия коррупции должна вестись во всех социальных слоях. И в свою очередь представители религий могут помогать государству в искоренении этого зла, общаясь с прихожанами, объясняя греховность таких действий, рассказывая о чистоте веры. Христианству, исламу, буддизму и иудаизму есть что предложить обществу с точки зрения морали. Их миссия – мягко пропагандировать духовные и моральные ценности, в том числе и в первую очередь – честную перед собой и Богом жизнь.
5) Роль религии в борьбе против коррупции.
Коррупция – это в первую очередь явление социального характера, существование которого продолжает иметь место в жизни любого общества, в каждой стране, независимо от того, в
каком политическом, или социально-экономическом положении находится какое-либо государство, включая и Казахстан.
Гораздо важнее – разница масштабов коррупции. Потому как она (коррупция) снижает приток инвестиций и увеличивает шансы на застой таких процессов как развитие рыночной экономики. Таким образом, только за последние три года в Казахстане были осуждены 389 должностных субъекта за давление на бизнес, как отметил председатель органа власти, призванного работать для борьбы с коррупцией Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции РК – Алик Шпекбаев. За эти три года, было зарегистрировано 967 подобных фактов, а своевременно принятые меры дали возможность оказать протекцию более, чем 500 предпринимателям.
Духовное и нравственное воспитание на сегодняшний день считаются в некотором смысле постулатами в формировании адекватного мировосприятия молодежи. Для привития особых черт морально-этической направленности, по мнению большинства экспертов является взращивание современных умов в духе национальных традиций и культурном обогащении. Так как симбиоз духовности и нравственности играет немалую роль в формировании революционного взгляда на коррупционную деятельность, представляя коррупцию как общественный изъян.
С учетом особенностей казахской национальной культуры, интеллектуального развития, социально-политической активности казахстанцев, возрастной категории важно правильное понимание и восприятие информационной политики и практических мер, направленных для противодействия коррупции во всех социальных слоях.
По мнению экспертов, именно воспитание у казахстанской молодежи таких духовных, морально-нравственных и этических качеств как порядочность, справедливость и честность позволят произвести эффективное средство для противодействия коррупции, в целях создания уникального мышления, противоборствующего преступной активности. Поскольку в мировой религии имеются определенные предписания, которые указывают на то, каким должен быть человек и как систематизировать свой образ жизни в пользу общества. Таким образом, правильное воспитание культуры человека вкупе с религиозными нормами, призваны регламентировать поведение индивидуумов. Такая мера может стать новым шагом к становлению антикоррупционного мышления.