Файл: Технология добычи нефти.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Табл. 3.1 - Достоинства и недостатки видов транспорта нефти и нефтепродуктов

Вид транспорта

Достоинства

Недостатки

Железнодорожный

- универсальность (перевозка всех видов нефти и нефтепродуктов в любых объемах); - равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем водным транспортом; - доставка нефтепродуктов в большинство пунктов потребления в связи с наличием разветвленных железнодорожных сетей в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах.

- большие капитальные затраты при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий; - относительно высокие эксплуатационные затраты; относительно низкая эффективность использования мощности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными); - значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях; - необходимость специальных сливно-наливных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цистерн.

Водный

- неограниченная пропускная способность водных путей; - в большинстве случаев нет необходимости в создании дорогостоящих линейных сооружений.

- провозная способность флота ограничивается грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств флота, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства.

Автомобильный

- доставка небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью; - большая маневренность и высокая проходимость; - высокая оперативность.

- высокие затраты на эксплуатацию, в 10-20 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге; - сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн; - зависимость от наличия и технического состояния дорог.

Воздушный

- доставка небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью; - отсутствует необходимость в дорогах; - высокая оперативность.

- высокие затраты на эксплуатацию; - сравнительно небольшая грузоподъемность; - зависимость от погодных условий.

Трубопроводный

- наиболее низкая себестоимость перекачки; - небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов; - бесперебойная поставка в течение года, практически не зависящая от климатических условий; - высокая производительность труда; - незначительные потери нефтей и нефтепродуктов при перекачке; - сравнительно короткие сроки строительства; - возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу; - возможность наращивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций и прокладки параллельных участков (лупингов).

- крупные единовременные капитальные вложения в строительство (необходимо проложить весь трубопровод); - потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию. Особенно велики эти затраты для магистральных нефтепродуктоводов: большая металлоемкость, необходимость устойчивого грузопотока на длительное время, небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5-10 км/ч).


4. НАУКОЕМКОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ
Основными направлениями научно-технического прогресса в добыче нефти являются:

создание и освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и, в первую очередь, для условий низкопроницаемых коллекторов, остаточных запасов нефти обводненных зон, высоковязких нефтей, запасов нефти в подгазовых зонах;

разработка и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей; совершенствование и освоение технологий сооружения и эксплуатации нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических условиях;

совершенствование существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи;

развитие технологий компьютерного проектирования и моделирования процесса разработки нефтяных месторождений; создание новых "многофакторных" технологий, основанных на использовании физических, термодинамических, гидродинамических, механических, физико-химических эффектов [6].

5. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ
Смежными отраслями являются:

энергетическая,

машиностроительная,

металлургическая,

нефтеперерабатывающая,

химическая (включая фармацевтическую, косметическую)

строительная,

микробиологическая,

радиоэлектротехническая,

транспортная и др.

6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Нефть и нефтепродукты обладают свойствами, с одной стороны, ценного и важнейшего товара, а с другой стороны, опасного для человека и окружающей природной среды вещества мгновенного и латентного (долгосрочного) характера негативного воздействия. Экологические проблемы при обращении с нефтяным сырьем начинаются уже на стадии его добычи и транспортировки. В процессе освоения нефтяных месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (промысловых и магистральных трубопроводов), а также в ближайших населенных пунктах. При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного водного стока и т.д. [4].
Табл. 6.1 - Характеристика загрязнителей, мероприятия по охране среды



Характеристика загрязнителей, мероприятия по охране среды

Основные технологические процессы




Поисково-разведочные работы

Интенсификация добычи нефти

Сбор и подготовка нефти на промыслах

Источники выброса ЗВ

Скважины Шламонакопители и Амбары Водоводы Циркуляционная система промывочной жидкости

Отстойники Кустовые насосные станции Нагнетательные скважины

Нефтяные резервуары Трубопроводы Факельные системы Шламонакопители

Виды загрязнений

Промывочные жидкости Буровой шлам Утяжелители Химические реагенты Сточные воды Нефтепродукты

Механические примеси ПАВ, полимеры Сульфатредуцирующие бактерии Кислоты, щелочи Нефтепродукты

Нефть, легкие углеводороды, гидраты, АСПО, Локальное тепловое воздействие Продукты неполного сгорания попутных газов Нефтепродукты Химреагенты

Причины загрязнений

Аварийные выбросы пластовой жидкости Низкая герметичность колонн Некачественный цементаж Сброс неочищенных сточных вод Поглощение буровых растворов Затрубные межпластовые перетоки

Коррозия промыслового оборудования Разрушение водоводов и нефтепроводов Закачка вод с различным химическим составом Нарушение герметичности в технологическом оборудовании

Потери легких фракций нефти при хранении в резервуарах Некачественная сепарация газа от нефти Применение ПАВ, одорантов и ингибиторов коррозии Коррозия трубопроводов


6.1 Природоохранные мероприятия
Табл. 6.2 - Природоохранные мероприятия




Поисково-разведочные работы

Интенсификация добычи нефти

Сбор и подготовка нефти на промыслах

Природоохранные мероприятия

Рекультивация земель; Захоронение отработанных буровых растворов с их предварительной нейтрализацией; Применение заколонных пакеров; Замена земляных амбаров металлическими или железобетонными емкостями

Герметизация промыслового оборудования; Очистные сооружения для сточных вод; Применение оборотного водоснабжения

Использование напорной герметизированной системы сбора нефти и газа; Применение однотрубного транспорта продукции нефтяных скважин; Обезвоживание и обессоливание нефти; Увеличение объемов утилизации и переработки нефтяного газа


Мероприятия по охране окружающей среды при разработке нефтяных месторождений должны быть направлены на предотвращение загрязнения земли, поверхностных и подземных вод, воздушного бассейна нефтепродуктами (жидкими и газообразными), промысловыми сточными водами, химреагентами, а также на рациональное использование земель и пресных вод. Они включают в себя:

полную утилизацию промысловой сточной воды путем ее закачки в продуктивные или поглощающие пласты;

при необходимости, обработку закачиваемой в продуктивные пласты воды антисептиками, с целью предотвращения ее заражения сульфатвосстанавливающими бактериями, приводящими к образованию сероводорода в нефти и в воде;

использование герметизированной системы сбора, промыслового транспорта и подготовки продукции скважин;

полную утилизацию попутного газа, использование замкнутых систем газоснабжения при газлифтной эксплуатации скважин; быструю ликвидацию розливов нефти, строительство нефтеловушек на реках, в местах ливневых стоков;

создание сети контрольных пунктов для наблюдения за составами поверхностных и подземных вод;

исключение при нормальном ведении технологического процесса попадания на землю, в поверхностные и подземные воды питьевою водоснабжения ПАВ, кислот, щелочей, полимерных растворов и других химреагентов, используемых как для повышения нефтеотдачи, так и для других целей:

применение антикоррозионных покрытий, ингибиторов для борьбы с солеотложениями и коррозией нефтепромыслового оборудования:

организацию регулярного контроля за состоянием скважин и нефтепромыслового оборудования [2].

7. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Повышение цен на нефть на мировом рынке положительно сказывается на развитии нефтедобывающей отрасли. Получение сверхприбылей позволяет вкладывать деньги в модернизацию и расширение предприятий нефтяного комплекса.

Покупка современного оборудования и применение новых технологий стало приоритетной задачей российских нефтедобывающих компаний. Использование морально устаревшего оборудования становится опасным и нерентабельным. Современные технологии позволяют повысить эффективность использования скважин и увеличить объем добычи нефти.

Высокие цены на нефть все еще позволяют предприятиям, работающим на старых истощенных месторождениях, получать неплохую прибыль. Добыча нефти в этом случае требует больших денежных вложений, но пока стоимость сырья это оправдывает. Снижение цен приведет к убыточности таких предприятий.


Спрос на нефть и нефтепродукты увеличивается с каждым годом, поэтому для крупных компаний нефтяного комплекса очень важно открытие новых месторождений. Сейчас у них есть хорошая возможность вложения денег в геологоразведочные работы. Использование услуг геологов-консультантов для поиска и бурения новых скважин позволяет повысить эффективность поиска нефти. Только специалист может определить достоверность сведений о наличии нефтяных залежей в той или иной местности.

В связи с освоением новых месторождений нефти происходит развитие инфраструктуры в этих районах. Для обеспечения работы на нефтяной скважине необходимы трудовые ресурсы, а это влечет за собой строительство населенных пунктов и обслуживающих предприятий. Развитие дорог является главной задачей.

Транспортировка нефти является одной из проблем нефтедобывающих компаний. Большая часть ее идет на экспорт по государственному трубопроводу. В интересах компаний - увеличивать объем экспорта нефти по железнодорожным и морским путям, так как это даст возможность увеличить прибыль.

Основными потребителями российской нефти являются страны Западной Европы. Увеличиваются с каждым годом поставки нефти в США. Северная Америка заинтересована в налаживании контактов с российскими поставщиками, для того чтобы уменьшить зависимость от восточных стран в этом вопросе.

Сейчас ситуация на мировом рынке складывается так, что наиболее перспективными потребителями нефти и нефтепродуктов могут стать Китай и Япония. В Китай экспорт нефти осуществляется железнодорожным транспортом, но перспективным является осуществление поставок нефти через трубопровод в Казахстане.

Хорошим источником денежных средств, необходимых для разработки сибирских месторождений, могут стать инвестиции Японии и Китая. Япония готова вкладывать деньги в строительство трубопровода, предназначенного для транспортировки нефти на территорию стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Трубопровод планируется проложить по территории Восточной Сибири до Тихоокеанского побережья, что откроет большие перспективы для России [10].

8. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Основные районы добычи нефти − Западно-Сибирский, Волго-Уральский и Тимано-Печорский. Кроме того, начата разработка месторождений на шельфе острова Сахалин, в шельфовых зонах Баренцева, Карского и Охотского, Каспийского морей. По прогнозам, примерно 70% территории шельфа перспективны для поиска нефти и газа.