Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Табл. 3.1 - Достоинства и недостатки видов транспорта нефти и нефтепродуктов
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | - универсальность (перевозка всех видов нефти и нефтепродуктов в любых объемах); - равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем водным транспортом; - доставка нефтепродуктов в большинство пунктов потребления в связи с наличием разветвленных железнодорожных сетей в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах. | - большие капитальные затраты при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий; - относительно высокие эксплуатационные затраты; относительно низкая эффективность использования мощности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными); - значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях; - необходимость специальных сливно-наливных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цистерн. |
Водный | - неограниченная пропускная способность водных путей; - в большинстве случаев нет необходимости в создании дорогостоящих линейных сооружений. | - провозная способность флота ограничивается грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств флота, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства. |
Автомобильный | - доставка небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью; - большая маневренность и высокая проходимость; - высокая оперативность. | - высокие затраты на эксплуатацию, в 10-20 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге; - сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн; - зависимость от наличия и технического состояния дорог. |
Воздушный | - доставка небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью; - отсутствует необходимость в дорогах; - высокая оперативность. | - высокие затраты на эксплуатацию; - сравнительно небольшая грузоподъемность; - зависимость от погодных условий. |
Трубопроводный | - наиболее низкая себестоимость перекачки; - небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов; - бесперебойная поставка в течение года, практически не зависящая от климатических условий; - высокая производительность труда; - незначительные потери нефтей и нефтепродуктов при перекачке; - сравнительно короткие сроки строительства; - возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу; - возможность наращивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций и прокладки параллельных участков (лупингов). | - крупные единовременные капитальные вложения в строительство (необходимо проложить весь трубопровод); - потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию. Особенно велики эти затраты для магистральных нефтепродуктоводов: большая металлоемкость, необходимость устойчивого грузопотока на длительное время, небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5-10 км/ч). |
4. НАУКОЕМКОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ
Основными направлениями научно-технического прогресса в добыче нефти являются:
создание и освоение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и, в первую очередь, для условий низкопроницаемых коллекторов, остаточных запасов нефти обводненных зон, высоковязких нефтей, запасов нефти в подгазовых зонах;
разработка и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей; совершенствование и освоение технологий сооружения и эксплуатации нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических условиях;
совершенствование существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи;
развитие технологий компьютерного проектирования и моделирования процесса разработки нефтяных месторождений; создание новых "многофакторных" технологий, основанных на использовании физических, термодинамических, гидродинамических, механических, физико-химических эффектов [6].
5. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ
Смежными отраслями являются:
энергетическая,
машиностроительная,
металлургическая,
нефтеперерабатывающая,
химическая (включая фармацевтическую, косметическую)
строительная,
микробиологическая,
радиоэлектротехническая,
транспортная и др.
6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Нефть и нефтепродукты обладают свойствами, с одной стороны, ценного и важнейшего товара, а с другой стороны, опасного для человека и окружающей природной среды вещества мгновенного и латентного (долгосрочного) характера негативного воздействия. Экологические проблемы при обращении с нефтяным сырьем начинаются уже на стадии его добычи и транспортировки. В процессе освоения нефтяных месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (промысловых и магистральных трубопроводов), а также в ближайших населенных пунктах. При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного водного стока и т.д. [4].
Табл. 6.1 - Характеристика загрязнителей, мероприятия по охране среды
Характеристика загрязнителей, мероприятия по охране среды | Основные технологические процессы | ||
| Поисково-разведочные работы | Интенсификация добычи нефти | Сбор и подготовка нефти на промыслах |
Источники выброса ЗВ | Скважины Шламонакопители и Амбары Водоводы Циркуляционная система промывочной жидкости | Отстойники Кустовые насосные станции Нагнетательные скважины | Нефтяные резервуары Трубопроводы Факельные системы Шламонакопители |
Виды загрязнений | Промывочные жидкости Буровой шлам Утяжелители Химические реагенты Сточные воды Нефтепродукты | Механические примеси ПАВ, полимеры Сульфатредуцирующие бактерии Кислоты, щелочи Нефтепродукты | Нефть, легкие углеводороды, гидраты, АСПО, Локальное тепловое воздействие Продукты неполного сгорания попутных газов Нефтепродукты Химреагенты |
Причины загрязнений | Аварийные выбросы пластовой жидкости Низкая герметичность колонн Некачественный цементаж Сброс неочищенных сточных вод Поглощение буровых растворов Затрубные межпластовые перетоки | Коррозия промыслового оборудования Разрушение водоводов и нефтепроводов Закачка вод с различным химическим составом Нарушение герметичности в технологическом оборудовании | Потери легких фракций нефти при хранении в резервуарах Некачественная сепарация газа от нефти Применение ПАВ, одорантов и ингибиторов коррозии Коррозия трубопроводов |
6.1 Природоохранные мероприятия
Табл. 6.2 - Природоохранные мероприятия
| Поисково-разведочные работы | Интенсификация добычи нефти | Сбор и подготовка нефти на промыслах |
Природоохранные мероприятия | Рекультивация земель; Захоронение отработанных буровых растворов с их предварительной нейтрализацией; Применение заколонных пакеров; Замена земляных амбаров металлическими или железобетонными емкостями | Герметизация промыслового оборудования; Очистные сооружения для сточных вод; Применение оборотного водоснабжения | Использование напорной герметизированной системы сбора нефти и газа; Применение однотрубного транспорта продукции нефтяных скважин; Обезвоживание и обессоливание нефти; Увеличение объемов утилизации и переработки нефтяного газа |
Мероприятия по охране окружающей среды при разработке нефтяных месторождений должны быть направлены на предотвращение загрязнения земли, поверхностных и подземных вод, воздушного бассейна нефтепродуктами (жидкими и газообразными), промысловыми сточными водами, химреагентами, а также на рациональное использование земель и пресных вод. Они включают в себя:
полную утилизацию промысловой сточной воды путем ее закачки в продуктивные или поглощающие пласты;
при необходимости, обработку закачиваемой в продуктивные пласты воды антисептиками, с целью предотвращения ее заражения сульфатвосстанавливающими бактериями, приводящими к образованию сероводорода в нефти и в воде;
использование герметизированной системы сбора, промыслового транспорта и подготовки продукции скважин;
полную утилизацию попутного газа, использование замкнутых систем газоснабжения при газлифтной эксплуатации скважин; быструю ликвидацию розливов нефти, строительство нефтеловушек на реках, в местах ливневых стоков;
создание сети контрольных пунктов для наблюдения за составами поверхностных и подземных вод;
исключение при нормальном ведении технологического процесса попадания на землю, в поверхностные и подземные воды питьевою водоснабжения ПАВ, кислот, щелочей, полимерных растворов и других химреагентов, используемых как для повышения нефтеотдачи, так и для других целей:
применение антикоррозионных покрытий, ингибиторов для борьбы с солеотложениями и коррозией нефтепромыслового оборудования:
организацию регулярного контроля за состоянием скважин и нефтепромыслового оборудования [2].
7. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
Повышение цен на нефть на мировом рынке положительно сказывается на развитии нефтедобывающей отрасли. Получение сверхприбылей позволяет вкладывать деньги в модернизацию и расширение предприятий нефтяного комплекса.
Покупка современного оборудования и применение новых технологий стало приоритетной задачей российских нефтедобывающих компаний. Использование морально устаревшего оборудования становится опасным и нерентабельным. Современные технологии позволяют повысить эффективность использования скважин и увеличить объем добычи нефти.
Высокие цены на нефть все еще позволяют предприятиям, работающим на старых истощенных месторождениях, получать неплохую прибыль. Добыча нефти в этом случае требует больших денежных вложений, но пока стоимость сырья это оправдывает. Снижение цен приведет к убыточности таких предприятий.
Спрос на нефть и нефтепродукты увеличивается с каждым годом, поэтому для крупных компаний нефтяного комплекса очень важно открытие новых месторождений. Сейчас у них есть хорошая возможность вложения денег в геологоразведочные работы. Использование услуг геологов-консультантов для поиска и бурения новых скважин позволяет повысить эффективность поиска нефти. Только специалист может определить достоверность сведений о наличии нефтяных залежей в той или иной местности.
В связи с освоением новых месторождений нефти происходит развитие инфраструктуры в этих районах. Для обеспечения работы на нефтяной скважине необходимы трудовые ресурсы, а это влечет за собой строительство населенных пунктов и обслуживающих предприятий. Развитие дорог является главной задачей.
Транспортировка нефти является одной из проблем нефтедобывающих компаний. Большая часть ее идет на экспорт по государственному трубопроводу. В интересах компаний - увеличивать объем экспорта нефти по железнодорожным и морским путям, так как это даст возможность увеличить прибыль.
Основными потребителями российской нефти являются страны Западной Европы. Увеличиваются с каждым годом поставки нефти в США. Северная Америка заинтересована в налаживании контактов с российскими поставщиками, для того чтобы уменьшить зависимость от восточных стран в этом вопросе.
Сейчас ситуация на мировом рынке складывается так, что наиболее перспективными потребителями нефти и нефтепродуктов могут стать Китай и Япония. В Китай экспорт нефти осуществляется железнодорожным транспортом, но перспективным является осуществление поставок нефти через трубопровод в Казахстане.
Хорошим источником денежных средств, необходимых для разработки сибирских месторождений, могут стать инвестиции Японии и Китая. Япония готова вкладывать деньги в строительство трубопровода, предназначенного для транспортировки нефти на территорию стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Трубопровод планируется проложить по территории Восточной Сибири до Тихоокеанского побережья, что откроет большие перспективы для России [10].
8. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
Основные районы добычи нефти − Западно-Сибирский, Волго-Уральский и Тимано-Печорский. Кроме того, начата разработка месторождений на шельфе острова Сахалин, в шельфовых зонах Баренцева, Карского и Охотского, Каспийского морей. По прогнозам, примерно 70% территории шельфа перспективны для поиска нефти и газа.