ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований
Переход на новый ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) среднего общего образования (далее – СОО). Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Реализацию образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований
Минпросвещения утвердило поправки в стандарт СОО (приказ от 12.08.2022 № 732). В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ.
Планируемые результаты
В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно-
деятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – контролировать качество обучения.
Личностные результаты
Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:
• гражданское;
• патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект». Теперь старшеклассников будут учить понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.
Предметные результаты
В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения.
В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века.
Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».
В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.
Предметные области и предметы
В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей:
«Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются
«Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.
Еще изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Все изменения смотрите в таблице.
Предметная область | Учебные предметы и уровни изучения по ФГОС СОО | Учебные предметы и уровни изучения в новой редакции ФГОС СОО |
Русский язык и литература | Русский язык (базовый и углубленный уровень) | Русский язык (базовый уровень) |
Литература (базовый и углубленный уровень) | Литература (базовый и углубленный уровень) | |
Родной язык и родная литература | Родной язык (базовый и углубленный уровень) | Родной язык (базовый уровень) |
Родная литература (базовый и углубленный уровень) | Родная литература (базовый уровень) | |
Иностранные языки | Иностранный язык (базовый и углубленный уровень) | Иностранный язык (базовый и углубленный уровень) |
Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень) | Второй иностранный язык (базовый уровень) | |
Математика и информатика | Математика включая алгебру и начала математического анализа, геометрию (базовый и углубленный уровень) | Математика включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика») (базовый и углубленный уровень) |
Информатика (базовый и углубленный уровень) | Информатика (базовый и углубленный уровень) | |
Общественно-научные предметы (предыдущее название – «Общественные науки») | История (базовый и углубленный уровень) | История включая учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» (базовый и углубленный уровень) |
География (базовый и углубленный уровень) | География (базовый и углубленный уровень) | |
Обществознание (базовый уровень) | Обществознание (базовый и углубленный уровень) | |
Экономика (базовый и углубленный уровень) | – | |
Право (базовый и углубленный уровень) | – | |
Россия в мире (базовый уровень) | – | |
Естественнонаучные предметы (предыдущее название – | Физика (базовый и углубленный уровень) | Физика (базовый и углубленный уровень) |
Химия (базовый и углубленный уровень) | Химия (базовый и углубленный уровень) | |
«Естественные науки») | Биология (базовый и углубленный уровень) | Биология (базовый и углубленный уровень) |
Астрономия | – | |
Естествознание | – | |
Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура (базовый уровень) | Физическая культура (базовый уровень) |
Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) | |
Экология (базовый уровень) | – |
В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
Объем аудиторной нагрузки
В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
Границы аудиторной нагрузки | | ФГОС СОО в предыдущей редакции | ФГОС СОО в новой редакции |
Минимум | | 2170 | 2170 |
Максимум | | 2590 | 2516 |
Учебный план
В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов.
Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В учебных планах АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру.
Напомним, что сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.
А еще изменили подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета школьники осваивали углубленно. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.
Программа коррекционной работы
В новой редакции ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной работы. Теперь в средней школе будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать в освоении программы. В рамках программы в школе будут осуществлять комплексное индивидуально ориентированное психолого-медикопедагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК.
Также для школьников с ОВЗ школы создадут специальные условия обучения и воспитания, разработают адаптированное учебно-дидактическое обеспечение. А еще в школах будут следить за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ, предоставят услуги ассистента и техническую помощь.
Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Теперь она должна включать:
1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования.
2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.
3. Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО.
4. Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
5. Планируемые результаты коррекционной работы.
«Изменения во ФГОС СОО: сравнение старых и новых требований»