Файл: Урок 21. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце xvi начале xvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

Урок 21. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.

Цели и задачи: познакомить с внешней политикой России на рубеже XVI—XVII вв.; выделять главные задачи внешней политики Российского государства в конце XVI — начале XVII в. и анализировать направления внешнеполитической деятельности.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия шляхта; определять исторические процессы, события во времени; применять основные хронологические понятия и термины; использовать знания о территории и границах России на рубеже XVI—XVII вв.; использовать сведения из исторической карты как источника информации; описывать особенности внешнеполитической ситуации, сложившейся в конце XVI — начале XVII в.; анализировать связи между политическими и экономическими явлениями; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; описывать исторические факты, воссоздавать образы и картины прошлого; работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; оценивать исторические события и роль личности в истории.

Оборудование: учебник, карты: «Европа в конце XVI — начале XVII в.», «Османская империя в XVI—XVII вв.» и др., пакет с рабочим материалом для работы в группах.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

— Вспомните, какую главную задачу во внешней политике России так и не удалось решить в XVI в.?

(Ответы учеников.)

Вы правы, Россия так и не смогла завоевать выход к Балтийскому морю.

III. Мотивационно-целевой этап

Для понимания внешней политики России необходимо учитывать особенности ее геополитического положения.

Запись в тетради

Геополитическое положение страны — это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.

Тема урока: «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны.

2. Россия и Речь Посполитая.

3. Россия и Крымское ханство.

4. Россия и Османская империя.

5. Россия и Персия.

Проблемный вопрос

— Почему внешнеполитический курс России носил противоречивый характер?

IV. Введение в новый материал

На сегодняшнем уроке вы выступите в роли молодых дипломатов. Любая дипломатическая служба выполняет так называемую информационную работу — собирает, обрабатывает и докладывает информацию о той стране, в которой она находится.

— Разделитесь на пять групп. Работая с § 14 учебника и дополнительной информацией (интернет-ресурсы, справочники, карты, энциклопедии), подготовьте краткие «донесения» о странах, выделите «проблемные места» во взаимоотношениях этих стран с Россией.

Первая группа — страны Европы накануне Тридцатилетней войны (общий обзор).

Вторая группа — Речь Посполитая.

Третья группа — Крымское ханство.

Четвертая группа — Османская империя.

Пятая группа — Персия.

(Группы, используя текст параграфа, карты, документы, должны составить вопросы-подсказки и план по теме.)

Рекомендации по составлению плана

План — это краткая запись содержания какого-либо источника информации, перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике.



Простой план состоит из 3—5 пунктов. Сложный план предполагает наличие подпунктов, которые раскрывают содержание основных вопросов.

Чтобы составить план, необходимо:

1) прочитать текст;

2) разделить текст на законченные по смыслу части;

3) выделить в каждой из частей главные мысли (главная мысль может существовать самостоятельно, а второстепенная мысль раскрывает содержание главной мысли, но не существует отдельно от нее);

4) озаглавить каждую часть текста, т. е. составить основные пункты плана, точно раскрывающие содержание главной мысли;

5) при составлении развернутого плана ввести подпункты, раскрывающие основные пункты плана, т. е. разделить на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавить.

V. Работа по теме урока

1. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны

(Презентация работы первой группы.)

Вопросы-подсказки для первой группы

— Какое европейское государство к концу XVI в. можно назвать самым крупным и наиболее могущественным?

— Какие территории оно контролировало? Покажите их на карте.

— Что, по вашему мнению, позволило этому государству добиться такого положения?

— Что такое Реформация?

— Кто положил ей начало в Европе?

— Какова главная задача Испании в борьбе с Реформацией?

— Кто и по каким причинам противостоял Испании в борьбе с Реформацией?

— Каковы причины войны 1593—1606 гг. между Османской империей и ее союзниками и Священной Римской империей?

— Чем закончилась эта война?

— Какова была расстановка сил в Восточной и Северной Европе?

— При каком правителе дипломатическая активность России усилилась? Приведите примеры.

— Что вызывало недовольство боярства во внешнеполитическом курсе России в эпоху правления Бориса Годунова?

— Насколько, по вашему мнению, были крепки внешнеполитические связи России со странами Европы в конце XVI в.? Обоснуйте свой ответ.

— Какие риски для России можно увидеть
, анализируя внешнюю политику стран Европы?

2. Россия и Речь Посполитая

(Презентация работы второй группы.)

Вопросы-подсказки для второй группы

— Когда образовалась Речь Посполитая?

— Какие государства вошли в ее состав? Покажите их на карте.

— Какие отношения сложились между Россией и Речью Посполитой в конце XVI в.?

— Какие проблемы не смогли эти страны урегулировать?

— В чем поляки видели решение своих проблем?

— Какой договор предложил в 1606 г. заключить России польский посол Л. Сапега?

— Насколько его условия были выгодны для России?

— Какому государству — России или Речи Посполитой — было более выгодно заключение этого договора? Обоснуйте свой ответ.

— Почему это договор не был подписан?

— Какие задачи поставила перед собой Речь Посполитая в связи с изменившейся обстановкой?

— Какой повод для реализации данных планов показался полякам самым предпочтительным?

— Какие риски для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Речи Посполитой?

3. Россия и Крымское ханство

(Презентация работы третьей группы.)

Вопросы-подсказки для третьей группы

— Почему граница с Крымским ханством оставалась одной из самых неспокойных для России?

— Чем можно объяснить противоречивую политику крымских ханов по отношению к России?

— В каком году Казы-Гирей вторгся в Россию?

— Где произошла решающая битва?

— Каковы ее результаты?

— Какие силы со времен Ивана IV активно использовались в борьбе с крымскими набегами?

— Как действовали казаки?

— Как реагировало российское правительство на письма с просьбой вывести казаков с Дона?

— Какие изменения произошли в положении казачества?

— Какие риски для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Крымского ханства?

4. Россия и Османская империя

(Презентация работы четвертой группы.)

Вопросы-подсказки для четвертой группы

— Какова была внешняя политика Османской империи к концу XVI в.?

— Какие территории она контролировала? Покажите их на карте.

— Какую стратегию выбрала Москва по отношению к Османской империи?


— Какие государства хотели использовать Россию в качестве потенциального союзника в борьбе с Османской империей?

— С какой целью германский император в 1595 г. направил в Москву посла?

— Что ответила Москва?

— Согласны ли вы с позицией Бориса Годунова по отношению к предложению Священной Римской империи?

— Почему Россия отказалась от первоначально плана?

— Какие риски для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Османской империи?

5. Россия и Персия

(Презентация работы пятой группы.)

Вопросы-подсказки для пятой группы

— Почему к концу XVI в. назрела потребность укрепления русско-персидских экономических и политических отношений?

— Какие факты свидетельствуют об этом?

— Какие товары шли из Персии в Россию?

— Какой персидский правитель придавал большое значение отношениям с Россией?

— Чем можно объяснить позицию Бориса Годунова по отношению к Персии?

— Какие выгоды для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Персии?

VI. Подведение итогов урока

(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)

— Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 8 учебника.

— Ответьте на вопросы и выполните задание рубрики «Изучаем документ» на с. 9 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 13.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 9 учебника (на выбор).