Файл: Урок 21. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце xvi начале xvii в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
Урок 21. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.
Цели и задачи: познакомить с внешней политикой России на рубеже XVI—XVII вв.; выделять главные задачи внешней политики Российского государства в конце XVI — начале XVII в. и анализировать направления внешнеполитической деятельности.
Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия шляхта; определять исторические процессы, события во времени; применять основные хронологические понятия и термины; использовать знания о территории и границах России на рубеже XVI—XVII вв.; использовать сведения из исторической карты как источника информации; описывать особенности внешнеполитической ситуации, сложившейся в конце XVI — начале XVII в.; анализировать связи между политическими и экономическими явлениями; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; описывать исторические факты, воссоздавать образы и картины прошлого; работать с разными источниками информации; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; оценивать исторические события и роль личности в истории.
Оборудование: учебник, карты: «Европа в конце XVI — начале XVII в.», «Османская империя в XVI—XVII вв.» и др., пакет с рабочим материалом для работы в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
— Вспомните, какую главную задачу во внешней политике России так и не удалось решить в XVI в.?
(Ответы учеников.)
Вы правы, Россия так и не смогла завоевать выход к Балтийскому морю.
III. Мотивационно-целевой этап
Для понимания внешней политики России необходимо учитывать особенности ее геополитического положения.
Запись в тетради
Геополитическое положение страны — это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.
Тема урока: «Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в.».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны.
2. Россия и Речь Посполитая.
3. Россия и Крымское ханство.
4. Россия и Османская империя.
5. Россия и Персия.
Проблемный вопрос
— Почему внешнеполитический курс России носил противоречивый характер?
IV. Введение в новый материал
На сегодняшнем уроке вы выступите в роли молодых дипломатов. Любая дипломатическая служба выполняет так называемую информационную работу — собирает, обрабатывает и докладывает информацию о той стране, в которой она находится.
— Разделитесь на пять групп. Работая с § 14 учебника и дополнительной информацией (интернет-ресурсы, справочники, карты, энциклопедии), подготовьте краткие «донесения» о странах, выделите «проблемные места» во взаимоотношениях этих стран с Россией.
Первая группа — страны Европы накануне Тридцатилетней войны (общий обзор).
Вторая группа — Речь Посполитая.
Третья группа — Крымское ханство.
Четвертая группа — Османская империя.
Пятая группа — Персия.
(Группы, используя текст параграфа, карты, документы, должны составить вопросы-подсказки и план по теме.)
Рекомендации по составлению плана
План — это краткая запись содержания какого-либо источника информации, перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике.
Простой план состоит из 3—5 пунктов. Сложный план предполагает наличие подпунктов, которые раскрывают содержание основных вопросов.
Чтобы составить план, необходимо:
1) прочитать текст;
2) разделить текст на законченные по смыслу части;
3) выделить в каждой из частей главные мысли (главная мысль может существовать самостоятельно, а второстепенная мысль раскрывает содержание главной мысли, но не существует отдельно от нее);
4) озаглавить каждую часть текста, т. е. составить основные пункты плана, точно раскрывающие содержание главной мысли;
5) при составлении развернутого плана ввести подпункты, раскрывающие основные пункты плана, т. е. разделить на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавить.
V. Работа по теме урока
1. Европа и Россия накануне Тридцатилетней войны
(Презентация работы первой группы.)
Вопросы-подсказки для первой группы
— Какое европейское государство к концу XVI в. можно назвать самым крупным и наиболее могущественным?
— Какие территории оно контролировало? Покажите их на карте.
— Что, по вашему мнению, позволило этому государству добиться такого положения?
— Что такое Реформация?
— Кто положил ей начало в Европе?
— Какова главная задача Испании в борьбе с Реформацией?
— Кто и по каким причинам противостоял Испании в борьбе с Реформацией?
— Каковы причины войны 1593—1606 гг. между Османской империей и ее союзниками и Священной Римской империей?
— Чем закончилась эта война?
— Какова была расстановка сил в Восточной и Северной Европе?
— При каком правителе дипломатическая активность России усилилась? Приведите примеры.
— Что вызывало недовольство боярства во внешнеполитическом курсе России в эпоху правления Бориса Годунова?
— Насколько, по вашему мнению, были крепки внешнеполитические связи России со странами Европы в конце XVI в.? Обоснуйте свой ответ.
— Какие риски для России можно увидеть
, анализируя внешнюю политику стран Европы?
2. Россия и Речь Посполитая
(Презентация работы второй группы.)
Вопросы-подсказки для второй группы
— Когда образовалась Речь Посполитая?
— Какие государства вошли в ее состав? Покажите их на карте.
— Какие отношения сложились между Россией и Речью Посполитой в конце XVI в.?
— Какие проблемы не смогли эти страны урегулировать?
— В чем поляки видели решение своих проблем?
— Какой договор предложил в 1606 г. заключить России польский посол Л. Сапега?
— Насколько его условия были выгодны для России?
— Какому государству — России или Речи Посполитой — было более выгодно заключение этого договора? Обоснуйте свой ответ.
— Почему это договор не был подписан?
— Какие задачи поставила перед собой Речь Посполитая в связи с изменившейся обстановкой?
— Какой повод для реализации данных планов показался полякам самым предпочтительным?
— Какие риски для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Речи Посполитой?
3. Россия и Крымское ханство
(Презентация работы третьей группы.)
Вопросы-подсказки для третьей группы
— Почему граница с Крымским ханством оставалась одной из самых неспокойных для России?
— Чем можно объяснить противоречивую политику крымских ханов по отношению к России?
— В каком году Казы-Гирей вторгся в Россию?
— Где произошла решающая битва?
— Каковы ее результаты?
— Какие силы со времен Ивана IV активно использовались в борьбе с крымскими набегами?
— Как действовали казаки?
— Как реагировало российское правительство на письма с просьбой вывести казаков с Дона?
— Какие изменения произошли в положении казачества?
— Какие риски для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Крымского ханства?
4. Россия и Османская империя
(Презентация работы четвертой группы.)
Вопросы-подсказки для четвертой группы
— Какова была внешняя политика Османской империи к концу XVI в.?
— Какие территории она контролировала? Покажите их на карте.
— Какую стратегию выбрала Москва по отношению к Османской империи?
— Какие государства хотели использовать Россию в качестве потенциального союзника в борьбе с Османской империей?
— С какой целью германский император в 1595 г. направил в Москву посла?
— Что ответила Москва?
— Согласны ли вы с позицией Бориса Годунова по отношению к предложению Священной Римской империи?
— Почему Россия отказалась от первоначально плана?
— Какие риски для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Османской империи?
5. Россия и Персия
(Презентация работы пятой группы.)
Вопросы-подсказки для пятой группы
— Почему к концу XVI в. назрела потребность укрепления русско-персидских экономических и политических отношений?
— Какие факты свидетельствуют об этом?
— Какие товары шли из Персии в Россию?
— Какой персидский правитель придавал большое значение отношениям с Россией?
— Чем можно объяснить позицию Бориса Годунова по отношению к Персии?
— Какие выгоды для России можно увидеть, анализируя внешнюю политику Персии?
VI. Подведение итогов урока
(Учитель вместе с учениками подводит итоги работы на уроке.)
— Выполните задания рубрики «Работаем с картой» на с. 8 учебника.
— Ответьте на вопросы и выполните задание рубрики «Изучаем документ» на с. 9 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.
Домашнее задание
1. Прочитать § 13.
2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 9 учебника (на выбор).