Файл: Банки как субъекты правовых отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Банки как субъекты правовых отношений

Кредитная организация в РФ может быть создана на основе любой формы собственности, как хозяйственное общество (АО, ООО или ОДО- общество с дополнительной ответственностью)
Доклад "Общество с дополнительной ответственностью" (признаки, особенность, кто может быть участником и т.д.)
Банк - к.о., которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств фл и юл, размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности,платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов фл и юл.

Небанковская кредитная организация (НКО) — кредитная организация, которая может осуществлять ограниченный перечень банковских операций. Допустимые сочетания таких операций для НКО устанавливаются Банком России.
Доклад: "Небанковская кредитная организация" (виды, отличие от банка, особенности)
К.о. имеет печать со своим фирменным наименованием.

Высшим органом управления к.о является общее собрание акционеров (участников) банка, которое правомочно решать вопросы, если в заседании принимает участие не менее 3/4 акционеров банка.

Общему собранию подотчетны ревизионная комиссия и совет директоров(наблюдательный совет).

Совет банка определяет общие направления деятельности банка, рассматривает планы деятельности банка, вопросы, связанные с клиентами, с открытием и закрытием филиалов, перспективами его развития.

Исполнительным органом управления, непосредственно руководящим деятельностью коммерческого банка, выступает правление банка, в состав которого обычно входят представители наиболее крупных участников банка. Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. Для осуществления контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью банка общим собранием участников избирается ревизионная комиссия, подотчетная совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка.
В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать обособленные подразделения — филиалы и представительства, сведения о которых должны содержаться в уставе организации. 
Филиалом банка считается ее обособленное структурное подразделение, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией Центрального банка РФ (ЦБ РФ). Представительство является обособленным подразделением банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не имеет корреспондентского счета, ему открывается текущий счет.
Кредитная организация вправе открывать внутренние структурные подразделения вне местонахождения головной организации и филиала. К ним относятся дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, обменные пункты и внеоперационные кассы вне кассового узла.
Банки могут иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества, в том числе и банки. Дочерним банком в Российской Федерации считается банк, в котором головным банком за счет своей прибыли приобретено более 20% уставного капитала, и этот факт отражен в его уставе. Взаимоотношения с головным банком регулируются учредительным договором и уставом дочернего банка. Дочерний банк является отдельным юридическим лицом и действует как самостоятельная коммерческая организация. Он обладает обособленным имуществом, в том числе и собственным капиталом, несет ответственность по своим обязательствам и имеет свой корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре (РКЦ) ЦБ РФ по месту его нахождения.
Для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных

связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли. При этом им запрещается осуществление банковских операций.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
2.Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций



Создаваемые в Российской Федерации кредитные организации как юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Только после прохождения этой процедуры они могут обратиться за получением лицензии на право заниматься банковской деятельностью. Осуществление государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности — одна из важнейших составных частей системы банковского надзора, проводимого Центральным банком РФ, задачей которого является обеспечение допуска на рынок только жизнеспособных банков, устойчивых в финансовом отношении.
Учредителями кредитной организации могут быть как юридические, так и физические лица, участие которых в создании кредитных учреждений не

запрещено действующим законодательством. В процессе регистрации кредитных организаций органам надзора важно подтвердить правомочность учредителей банка на его создание, наличие у них достаточного капитала, а также уровень квалификации руководителей будущего банка и их деловую репутацию. Так, юридические лица — учредители банка должны быть зарегистрированы в установленном порядке; иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ и соответствующим местным бюджетом за последние три года.

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности регулируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ) и Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
До подписания учредительного договора (договора о создании) учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного ее наименований. В течение пяти рабочих дней после получения запроса Банк России направляет учредителям кредитной организации и в территориальное учреждение по предполагаемому местонахождению кредитной организации телеграмму, содержащую заключение о возможности использования предполагаемых наименований кредитной организации, которое действительно в течение 12 месяцев с даты его направления.

Для государственной регистрации, создаваемой путем учреждения кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации следующие документы:


  • • заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;




  • • учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью двумя и более лицами), который должен содержать обязанность учредителей создать кредитную организацию; порядок их совместной деятельности по ее созданию; состав учредителей; условия передачи учредителями (участниками) своего имущества кредитной организации и участия в ее деятельности; условия и порядок распределения прибыли между учредителями (участниками) кредитной организации; порядок выхода учредителей (участников) из

ее состава; размер уставного капитала и доли каждого учредителя в уставном капитале; размер и состав вкладов; порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении; сведения о составе и компетенции органов управления кредитной организации и порядке принятия ими решений;


  • • устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, который должен содержать наименования кредитной организации; сведения о местонахождении (адресе) ее органов управления и обособленных подразделений; перечень осуществляемых кредитной организацией банковских операций и сделок; сведения о размере уставного капитала, о порядке его формирования, а также (для кредитной организации в форме акционерного общества) сведения о размере резервного фонда (в процентах к уставному капиталу) и размере ежегодных отчислений для его формирования; сведения о системе органов управления кредитной организацией, о порядке их образования и их полномочиях; положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов, своевременной передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации кредитной организации, а также определяющие порядок реорганизации и ликвидации кредитной организации;


• бизнес-план кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей кредитной организации (при создании расчетной небанковской кредитной организации приложением к бизнес-плану должно являться положение, регламентирующее порядок проведения расчетов);


  • • протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий решения о ее создании; об утверждении ее наименования; устава кредитной организации и кандидатур для назначения на должности руководителей, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации; об утверждении ее бизнес-плана; об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета); о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, предоставляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации;




  • • документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) и лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (в размере 0,1% размера объявленного уставного капитала кредитной организации);




  • • данные об учредителях — юридических лицах: копии свидетельств об их государственной регистрации; аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года деятельности; подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;




  • • анкеты кандидатов на должности руководителей, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации и т.д.


Территориальное учреждение Банка России должно рассмотреть представленные документы и принять решение в срок, не превышающий 90 календарных дней с даты их поступления. При отсутствии замечаний в Банк России направляется положительное заключение территориального учреждения, которое должно содержать полную информацию, на основании которой им был сделан вывод о возможности государственной регистрации, создаваемой путем учреждения кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций. Окончательное решение о возможности государственной регистрации