Файл: Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма патриотизм условия развития патриотизма система патриотического воспитания во внеклассной работе цели, содержание, формы и методы мониторинг эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Указанные возрастные особенности патриотического воспитания и приведенные выше условия становления патриотизма служат ориентирами при выборе педагогических средств, которые ведут к достижению поставленных воспитательных целей. Ниже мы приводим формы воспитательной деятельности, которые можно наполнить патриотическим содержанием.

Участие в федеральных проектах патриотических проектах – в практико-ориентированном (телекоммуникационном, творческом, мультинаправленном) проекте по развитию российских территорий «Россия – Родина моя»; в исследовательском проекте «Служу моему Отечеству»; в патриотическом поисковом проекте «Нам забыть никак нельзя...»; в творческом телекоммуникационном проекте «Мы вместе» и др.

Далее можно выделить диспуты, беседы, встречи, гостиные: «Бессмертный подвиг советского солдата», диспут «Я и мое Отечество», диспут «В жизни всегда есть место подвигу», «История моей семьи в истории России», межкультурный диалог «Этнокультурные ценности – основа целостности и единства России, взаимопонимания ее народов», виртуальная гостиная «Государственные символы России: история и современность», литературная гостиная «Патриотизм и патриоты: наши современники на защите целостности и безопасности России» и др.; экскурсии, в том числе виртуальные, в музеи «Прошлое и настоящее моего края»; в музеи «Героическое прошлое России: Отечественная война 1812 года», «Сталинградская битва»; конкурсы, творческие лаборатории: конкурс видеороликов (видеофильмов) «Герои – мои земляки»; творческий конкурс «Великая Отечественная война в искусстве»; конкурс чтецов «О той войне забыть нельзя...»; выставка фотоисторий «История моей семьи в истории России»; творческая лаборатория «Я рисую тебя, Россия!»; телекоммуникационные марафоны, виртуальные флешмобы: «С чего начинается Родина», «Мой край в истории России»; цифровые платформы «Я горжусь Россией»; «Мой дом – Россия» и др.

Приемов и форм воспитания патриотических чувств – великое множество, но для того, чтобы они выступали не «плановыми мероприятиями», а действительно являлись средствами достижения цели – способствовали формированию патриота, они должны реализовывать указанные выше условия-ориентиры развития данной социальнонравственной позиции личности. Если формой воспитания является словесное общение-диалог, то его содержание и форма построения должны побуждать задуматься о себе, своем поведении и статусе в обществе. Если формой воспитания выступает какое-то «дело», проект, то они должны быть наполнены творческими усилиями, ситуациями, вызывающими радость «победы над собой», радость от того, что ты пришел на помощь другим и что сделал что-то полезное для своей Родины. Ресурсами патриотического воспитания в данном случае может быть искусство, экология, историкопоисковая деятельность, система коллективных творческих дел и, что особенно важно, – прославляющие героизм нашего народа прекрасные произведения Александра Бека, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева, Олеся Гончара, Юлии Друниной, Константина Симонова, Александра Чаковского и др.


Один из признаков системности в работе классного руководителя – координация воспитательных влияний всех участников воспитательного процесса. Классный руководитель должен быть в курсе того, какой вклад в развитие патриотического сознания детей вносит предметное обучение, о чем размышляют его воспитанники при изучении истории, литературы, родного языка, культурологии и других гуманитарных дисциплин; какую позицию занимают родители по обсуждаемым ценностям; чем увлекаются дети в организациях дополнительного образования и чем вообще заняты, каков их круг общения вне школы, кто влияет на ценностно-смысловую сферу их личности.

Осуществление индивидуального подхода при формировании патриотизма – важнейшее условие эффективности этого процесса. Этот подход начинается с глубокого изучения мотивов, сферы общения, жизненных планов обучающихся, социальной позиции их родителей. Работая с детьми, проявляющими индифферентность к высоким ценностям Отечества, педагог должен в первую очередь направить свои усилия на повышение их общекультурного уровня, на поддержку их успехов в учении, пусть даже небольших, вселить в них веру в собственные силы. Здесь принцип такой: сначала помочь обрести уверенность и признание среди сверстников, а затем перейти к важному – к работе с ценностями и смыслами.

Дети, в целом успешные в учебе, но воспринимающие ее скорее как «обязаловку», т.е. с несформированной внутренней мотивацией, могут вначале воспринимать «Разговоры о важном», о патриотизме как формальные нравоучения. Поэтому с ними лучше использовать интерактивные формы работы, которые помогают их «разговорить», вызвать на откровенность и далее побудить к нравственному самоанализу. Школьники со сформированной гражданской позицией могут выступать как помощники классного руководителя в организации воспитательных событий, в роли ведущих во время импровизированных диспутов, организаторов социально-проектной деятельности.