Файл: Тема сущность инвестиций, их роль в современной экономике.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Министерство экономики и развития РФ; -
Министерство внешних экономических связей РФ; -
Государственный таможенный комитет РФ.
3. Федеральные органы финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в сфере инвестиционной деятельности. К этой группе могут быть отнесены:
-
Банк России; -
Министерство финансов РФ; -
Министерство экономики и развития РФ (в части разработки сводного финансового баланса государства, обоснования финансирования целевых программ, разработки политики привлечения инвестиций и так далее); -
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.
4. Федеральные органы фискально-налогового государственного регулирования и надзора в сфере инвестиционной деятельности. К ним относятся:
-
МНС России; -
Государственный таможенный комитет РФ (в части взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей); -
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (в части приостановления незаконных внешнеэкономических операций и привлечения к ответственности за их совершение).
5. Федеральные органы государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации: Российский фонд федерального имущества; Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;
-
ФКЦБ; -
Государственный комитет РФ по антимонопольной политике; -
Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.
Как легко подсчитать на основании приведенной классификации, функции регулирования инвестиционной деятельности от имени государства сегодня реально в России осуществляют как минимум 15 различных органов и учреждений. Среди них и значительное число органов исполнительной власти, и государственные учреждения при них, и Центральный банк России, и федеральные неправительственные органы.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ.
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий в форме капитальных вложений
№ п/п | Наименование форм регулирования |
1 | Создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности |
1.1 | Налоговая политика (налоговые льготы) |
1.2 | Амортизационная политика (применение методов ускоренной амортизации) |
1.3 | Расширение использования средств населения и других внебюджетных источников |
1.4 | Развитие возможностей использования залога при кредитовании инвесторов |
1.5 | Развитие финансового лизинга движимого и недвижимого имущества |
1.6 | Создание возможностей субъектам инвестиционной деятельности для формирования собственных денежных фондов развития |
2 | Прямое участие государств в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений |
2.1 | Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также реализуемых РФ совместно с иностранными инвесторами |
2.2 | Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по проектам, реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ |
2.3 | Размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования проектов |
2.4 | Выпуск облигационных займов для финансирования конкретных инвестиционных проектов |
2.5 | Предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов) и др. |
3 | Иные формы регулирования инвестиционной деятельности |
3.1 | Экспертиза инвестиционных проектов |
3.2 | Защита законных прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности и т.д. |
Во всем мире одной из самых распространенных форм инвестиционной деятельности юридических и физических лиц считается вложение свободных финансовых средств в ценные бумаги. В соответствии с давно сложившейся мировой практикой рынок ценных бумаг регулируется государством. Для России процесс формирования такой системы правовых регуляторов и организационных механизмов начался недавно и практически с чистого листа.
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ.
Основным субъектом исполнительной федеральной власти, специально уполномоченным на регулирование от имени государства отношений на фондовом рынке, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
Федеральная комиссия принимает решения (в форме постановлений) по вопросам регулирования как самого рынка ценных бумаг, так и деятельности профессиональных участников рынка, саморегулируемых организаций профессиональных участников и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актах о ценных бумагах.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности на фондовом рынке в России осуществляется различными способами и проявляется в различных формах.
– государство посредством законодательных и подзаконных актов устанавливает общие правила функционирования рассматриваемого специфического сегмента формирующейся в России рыночной экономики, а также круг и пределы правоспособности субъектов, работающих на рынке ценных бумаг.
– государство создает соответствующую систему органов и учреждений, уполномоченных им для оперативного регулирования деятельности на фондовом рынке и контроля за соблюдением прав инвесторов и выполнения установленных правил работы с ценными бумагами профессиональными участниками данного рынка.
– государство само (в лице уполномоченных федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) напрямую работает с инвесторами, выпуская и реализуя государственные ценные бумаги, выступая при этом в качестве эмитента и одновременно гаранта их возвратности.
6. Государственные гарантии и защита капитальных вложений
Государство в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
• обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
• право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
• стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
• защиту капитальных вложений.
Защита капитальных вложений
1. Капитальные вложения могут быть:
• национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации;
• реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Страхование капитальных вложений осуществляется а соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности
1. В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности
1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.
7. Иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории какой-либо страны в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации. В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (в отличив от отечественной литературы, где дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции). Прямые инвестиции предполагают такое помещение капитала иностранным инвестором, при котором он приобретает контроль над отечественным предприятием. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов). При портфельных инвестициях для их владельца имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует.
Иностранные инвестиции в российской федерации
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
• освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;
• продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
• содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
• содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
• создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
• освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
• содействие развитию производственной инфраструктуры.
Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:
• инвестиции в форме государственных заимствований Российской Федерации, образующих государственный долг России;