Файл: Тема сущность инвестиций, их роль в современной экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Министерство экономики и развития РФ;

  • Министерство внешних экономических связей РФ;

  • Государственный таможенный комитет РФ.


3. Федеральные органы финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в сфере инвестиционной деятельности. К этой группе могут быть отнесены:

  • Банк России;

  • Министерство финансов РФ;

  • Министерство экономики и развития РФ (в части разработки сводного финансового баланса государства, обоснования финансирования целевых программ, разработки политики привлечения инвестиций и так далее);

  • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.


4. Федеральные органы фискально-налогового государственного регулирования и надзора в сфере инвестиционной деятельности. К ним относятся:

  • МНС России;

  • Государственный таможенный комитет РФ (в части взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей);

  • Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (в части приостановления незаконных внешнеэкономических операций и привлечения к ответственности за их совершение).


5. Федеральные органы государственного регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации: Российский фонд федерального имущества; Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;

  • ФКЦБ;

  • Государственный комитет РФ по антимонопольной политике;

  • Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.

Как легко подсчитать на основании приведенной классификации, функции регулирования инвестиционной деятельности от имени государства сегодня реально в России осуществляют как минимум 15 различных органов и учреждений. Среди них и значительное число органов исполнительной власти, и государственные учреждения при них, и Центральный банк России, и федеральные неправительственные органы.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в Рос­сии определяются федеральными законами «Об инвестиционной де­ятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ.


Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий в форме капитальных вложений

п/п

Наименование форм регулирования

1

Создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности

1.1

Налоговая политика (налоговые льготы)

1.2

Амортизационная политика (применение методов ускоренной амортизации)

1.3

Расширение использования средств населения и других внебюджетных источников

1.4

Развитие возможностей использования залога при кредитовании инвесторов

1.5

Развитие финансового лизинга движимого и недвижимого имущества

1.6

Создание возможностей субъектам инвестиционной деятельности для формирования собственных денежных фондов развития

2

Прямое участие государств в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

2.1

Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также реализуемых РФ совместно с иностранными инвесторами

2.2

Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по проектам, реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ

2.3

Размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования проектов

2.4

Выпуск облигационных займов для финансирования конкретных инвестиционных проектов

2.5

Предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов) и др.

3

Иные формы регулирования инвестиционной деятельности

3.1

Экспертиза инвестиционных проектов

3.2

Защита законных прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности и т.д.



Во всем мире одной из самых распространенных форм инвестиционной деятельности юридических и физических лиц считается вложение свободных финансовых средств в ценные бумаги. В соответствии с давно сложившейся мировой практикой рынок ценных бумаг регулируется государством. Для России процесс формирования такой системы правовых регуляторов и организационных механизмов начался недавно и практически с чистого листа.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ.

Основным субъектом исполнительной федеральной власти, специально уполномоченным на регулирование от имени государства отношений на фондовом рынке, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Федеральная комиссия принимает решения (в форме постановлений) по вопросам регулирования как самого рынка ценных бумаг, так и деятельности профессиональных участников рынка, саморегулируемых организаций профессиональных участников и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актах о ценных бумагах.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности на фондовом рынке в России осуществляется различными способами и проявляется в различных формах.

– государство посредством законодательных и подзаконных актов устанавливает общие правила функционирования рассматриваемого специфического сегмента формирующейся в России рыночной экономики, а также круг и пределы правоспособности субъектов, работающих на рынке ценных бумаг.

– государство создает соответствующую систему органов и учреждений, уполномоченных им для оперативного регулирования деятельности на фондовом рынке и контроля за соблюдением прав инвесторов и выполнения установленных правил работы с ценными бумагами профессиональными участниками данного рынка.

– государство само (в лице уполномоченных федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) напрямую работает с инвесторами, выпуская и реализуя государственные ценные бумаги, выступая при этом в качестве эмитента и одновременно гаранта их возвратности.


6. Государственные гарантии и защита капитальных вложений



Государство в соответствии с указанным Федеральным зако­ном, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми акта­ми субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:


• обеспечение равных прав при осуществлении инвестицион­ной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

• право обжалования в судебном порядке любых решений, дей­ствий (бездействия) органов государственной власти, орга­нов местного самоуправления и их должностных лиц;

• стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъек­тов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, ко­торые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключени­ем случаев, когда законом установлено, что его действие рас­пространяется на отношения, возникшие из ранее заключен­ных договоров;

• защиту капитальных вложений.
Защита капитальных вложений

1. Капитальные вложения могут быть:

• национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинен­ных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодек­сом Российской Федерации;

• реквизированы по решению государственных органов в слу­чаях, порядке и на условиях, которые определены Граждан­ским кодексом Российской Федерации.

2. Страхование капитальных вложений осуществляется а со­ответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

1. В случае нарушения требований законодательства Россий­ской Федерации, условий договора и (или) государственного кон­тракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответствен­ность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осу­ществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федера­ции, международными договорами Российской Федерации.
Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности

1. Прекращение или приостановление инвестиционной дея­тельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации.

2. Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инве­стиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.



7. Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на терри­тории какой-либо страны в виде объектов гражданских прав, при­надлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денеж­ную оценку исключительных прав на результаты интеллектуаль­ной деятельности, а также услуг и информации. В зарубежной литературе иностранные инвестиции обычно делятся на прямые и портфельные (в отличив от отечественной литературы, где дополнительно выделяют прочие иностранные инвестиции). Прямые инвестиции предполагают такое помеще­ние капитала иностранным инвестором, при котором он приобре­тает контроль над отечественным предприятием. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компа­ния собирается эксплуатировать данную фирму в своих интере­сах (получение большей прибыли, проникновение на внутренний рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение соб­ственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов). При портфельных инвестициях для их владельца имеет значение только доход, а контроль за предприятием его не интересует.

Иностранные инвестиции в российской федерации

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономи­ку должно способствовать решению следующих проблем социаль­но-экономического развития:

• освоение невостребованного научно-технического потенциа­ла России, особенно на конверсионных предприятиях воен­но-промышленного комплекса;

• продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

• содействие расширению и диверсификации экспортного по­тенциала и развитию импортозамещающих производств в от­дельных отраслях;

• содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

• создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

• освоение опыта цивилизованных отношений в сфере пред­принимательства;

• содействие развитию производственной инфраструктуры.
Основные формы инвестиций иностранного капитала в оте­чественную экономику включают:

• инвестиции в форме государственных заимствований Российской Федерации, образующих государственный долг России;