Файл: Содержание детской субкультуры Ромашова Ирина Викторовна направление 44. 02. 01 дошкольное образование.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание детской субкультуры
Выполнила: Ромашова Ирина Викторовна
направление: 44.02.01 дошкольное образование
Группа 93 ДО-11/21А-2
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Детская картина мира………………………………………………………………
  • 1.1.  Проблематизация…………………………………………………………………….
  • 1.2.  Философствование………………………………………………………………
  • 1.3.  Смеховой мир…………………………………………………………………..
  • 1.4.  Сказочный мир…………………………………………………………………….
  • 2. Детский правовой кодекс………………………………………………………….
    3. Детские способы времяпровождения……………………………………………….
  • 3.1. Детская мода……………………………………………………………………….
  • 4. Традиции детской субкультуры…………………………………………………….
  • 4.1 Собирательство……………………………………………………………….
  • 4.2. Коллекционирование………………………………………………………….
  •  5.   Детский фольклор………………………………………………………
Введение
Детство – это феномен, который имеет биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. Средой развития и воспитания ребенка признается культура. Осваивая основные черты и содержание культуры своего общества, менталитет, культурные образцы и стереотипы в поведении и мышлении, ребенок не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает методику реагирования на весь спектр возможных ситуаций, в том числе и непредвиденных. Среди способов инкультурации выделяется детская субкультура. Детская субкультура (в широком значении) – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми.
Детская субкультура (в узком значении) – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.
Дети являются носителями, хранителями и творцами собственной субкультуры, которая отличается наличием собственной картины мира. Это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам детства, хотя и встроенная в общее культурное целое. Основными функциями детской субкультуры являются: социализирующая; самореализации; психотерапевтическая; культуроохранительная; прогностическая.
  • Таким образом, детская субкультура представляет собой уникальный феномен, являющийся сущностно-смысловой характеристикой и результатом жизнедеятельности детского сообщества. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях.
  • В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.
  • Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.
Детская картина мира
Понятие картины мира тесно связано с понятием образа мира, который определяется как целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.
Представления о картине мира – это одна из важных психологических характеристик, отражающих психическое развитие ребенка.
Проблематизация
Проблематизация
Субкультурные формы порой играют немаловажную роль при овладении ребёнком содержанием общечеловеческих ценностей. Такой формой являются стихийные детские проблематизации. Чаще они выражаются в форме вопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамки обыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширения детского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическое общение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которой необходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. 

Философствование
У ребенка появляются размышления о природе феноменов мира - жизнь, космос, истина, добро, зло и т.д. Они нередко наивны, однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия: «со мной никто не играет, поэтому я хочу умереть. Я умру, и тебе будет легче». Ребенок заостряет проблему одиночества, которую ощутил в какой-то момент жизни. Такими «философемами» во многом определяется целостная картина мира, рождающаяся в детском сознании.
Смеховой мир
Смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического — в социокультурной регуляции жизни детского сообщества. Смеховая активность ребенка это всякий раз подтверждение собственного существования через как бы выворачивание себя и окружающих «наизнанку». Смеховой мир можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора.
Сказочный мир
Сказочный мир ребенка состоит в том, что ребенок слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент.
  • Сказка помогает:
  • - снижению уровня тревожности и агрессивности у детей;
  • - развитию умения преодолевать трудности и страхи;
  • - выявлению и поддержке творческих способностей;
  • - формированию навыков конструктивного выражения эмоций;
  • -развитию способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Детский «правовой кодекс»
При помощи этого компонента соблюдаются нормы и правила, принятые в детском сообществе.
Это может быть:
и право опекунства в разновозрастной группе,
и право старшинства в группе,
и специфические средства воздействия на сверстников, регулирующие разрешение спорных вопросов,

разнообразные формы словесной самозащиты (дразнилки, обзывалки, отговорки: «я дурак, а ты дурнее, значит, я тебя умнее»).
В случае обзывания, ребенок знает, что в ответ надо громко и четко выкрикнуть отговорку. Она может быть эмоционально окрашена: с презрительной или гневной интонацией. Такими отговорками традиционно принято защищаться в случае словесного нападения. К «правовому кодексу» относят
и ритуальные компоненты детского общения, например, примирительные ритуалы («мирись, мирись, больше не дерись!»),
и коммуникативное воздействие на сверстников, когда интонация голоса меняется на угрожающую («Уходи!», «Ты что делаешь?!»).
Детский «правовой кодекс» также подразумевает различные мены, взыскание долгов, знаки собственности, ритуал вхождения в детское сообщество (возьмешь в руки лягушку, червяка, паука, – тогда мы с тобой будем играть); В процессе включения в общение с другими детьми своего и более старшего или младшего возраста, обслуживающего детские способы времяпровождения, ребенок присваивает себя к субкультуре дошкольного детства и осваивает ее содержание. Детские способы и формы свободного времяпровождения включают также походы в "страшные места" (подвалы, чердаки,) и места, запрещенные взрослыми для посещений (стройка). Формирование детского мифа о мире. Посещение страшного места становится испытанием храбрости, любознательности, дает возможность удовлетворить исследовательский инстинкт, а так же желание личностного самоутверждения. Детская мода
Детская мода - дошкольные группы как возрастные субкультуры создают свои нормы и правила поведения, игровые традиции, создают свою моду в одежде, в играх, игрушках и предметах, эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»). Например, детская одежда выполняет роль средства для самовыражения и индивидуальности. Все это в значительной степени, конечно, поднимает самооценку ребёнка.
Традиции детской субкультуры
Детская субкультура выполняет культуро-охранительную функцию: в ее
недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и пр., утраченные современной цивилизацией. Многими этнографами и фольклористами отмечается перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций с обновленной функциональностью. Собирательство и коллекционирование
Детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: "я есть", "я могу"; помогает переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
  • Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. 
  • Коллекционирование как элемент детской субкультуры – «особый мир», в котором ребенок выражает свои интересы, эмоции, способности и предпочтения. Коллекция является отражением внутреннего мира человека.
Детский фольклор
Детский фольклор – это результат коллективного творчества многих поколений детей. Он передается от ребенка к ребенку в непосредственном общении – изустно. Фактически этот фольклор является языком детской субкультуры, которая преимущественно бесписьменна. Благодаря детскому фольклору передается и в относительно неизменном виде воспроизводится в каждом новом поколении детская традиция. Спасибо за внимание!