Файл: Программа кружка Подготовка к олимпиаде по математике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением математики» города Оренбурга.
Программа кружка
«Подготовка к олимпиаде по математике»
5 «г» класс
Составитель: учитель математики Кандалова Виктория Ильдусовна.
город Оренбург, 2021 г.
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные дети, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. И в этом, несомненно, нам помогает олимпиадное движение. Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции.
Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.
Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? Необходимо много тренироваться. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать нестандартные логические задачи.Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.
Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки - это задача учителя. Подготовка учащегося к участию в олимпиадах по математике должна включать в себя несколько составляющих. Прежде всего, учащийся должен полно и всесторонне освоить материал школьной программы соответствующего класса по математике. Без этого достичь высоких результатов при выступлении на математической олимпиаде невозможно.
Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет данный элективный курс. Он направлен на расширение знаний по математике, полученных на уроках, на развитие познавательного интереса к данному предмету, на развитие творческих способностей учащихся и более качественной отработке математических умений и навыков при решении олимпиадных задач по математике.
Данная программа рассчитана на 25 часов для преподавания учащимся 5 классов, занятия проводятся еженедельно, продолжительность занятия 1 учебный час.
Цель: расширение математического кругозора, развитие нестандартного мышления, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Задачи:
- создать необходимые условия для поддержки одаренных детей;
- привить учащимся интерес к предмету «Математика»;
- выявить наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных школьников;
- усилить теоретическую подготовку одаренных детей;
- использовать склонность одаренных детей к самообучению;
- создать условия для формирования логических навыков в работе, в том числе умение обобщать, систематизировать полученную в результате исследовательской работы информацию, умение следовать от общего к частному и наоборот;
- воспитать культуру математического мышления.
Планируемые результаты обучения
Обучающийся получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и др.;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- включение в групповую работу;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его;
- аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием.
- контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи;
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных;
- выбор наиболее эффективного способа решения задачи;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно);
- участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи;
- конструирование несложных задач;
- выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже;
- составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции;
- выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием;
- анализ
предложенных возможных вариантов верного решения;
- осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание программы
Содержание программы состоит из следующих разделов:
1. Арифметика.
Различные системы счисления. Действия над числами. Решение нестандартных задач на признаки делимости. Задачи с числами. Арифметические ребусы.
2.Четные и нечетные числа.
Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. Решение нестандартных задач на доказательства четности и нечетности чисел.
3. Математические игры.
«Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число», «Магический квадрат». Разминка ума. Разгадывание ребусов. Головоломки. Математический кроссворд. Составление кроссворда.
4. Геометрические фигуры.
Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры. Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». Конструирование фигур из треугольников. Решение задач.
5. Решение задач.
Задачи-загадки. Задачи-шутки. Таинственные истории. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи. Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Название темы | Количество часов |
| Глава I. Арифметика | 6 |
1 | Различные системы счисления. | 1 |
2 | Нестандартные операции над числами. | 1 |
3-4 | Решение нестандартных задач на признаки делимости. | 2 |
5 | Задачи с числами. | 1 |
6 | Арифметические ребусы. | 1 |
| Глава II. Четные и нечетные числа | 3 |
7 | Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. | 1 |
8-9 | Решение нестандартных задач на доказательства четности и нечетности чисел. | 2 |
| Глава III. Математические игры | 4 |
10-11 | «Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число», «Магический квадрат». | 2 |
12 | Разминка ума. Разгадывание ребусов. Головоломки. | 1 |
13 | Математический кроссворд. Составление кроссворда. | 1 |
| Глава IV. Геометрические фигуры | 5 |
14 | Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. | 1 |
15 | Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры | 1 |
16 | Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». | 1 |
17-18 | Конструирование фигур из треугольников. | 2 |
| Глава V. Решение задач | 5 |
19 | Задачи-загадки. Задачи-шутки. Таинственные истории. | 1 |
20-21 | Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. | 2 |
22-23 | Задачи на взвешивание. Логические задачи. Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». | 2 |
24 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения. | 1 |
25 | Итоговое повторение | 1 |
Литература:
-
Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с. -
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М.: Просвещение, 2014. -
Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил. -
Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с. -
Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады). -
И.И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008 -
М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011 -
И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009 -
«Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009 -
И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева: «Наглядная геометрия, 5-6 класс»