Файл: Программа кружка Подготовка к олимпиаде по математике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением математики» города Оренбурга.

Программа кружка

«Подготовка к олимпиаде по математике»

5 «г» класс

Составитель: учитель математики Кандалова Виктория Ильдусовна.

город Оренбург, 2021 г.

Пояснительная записка

Любому обществу нужны одаренные дети, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. И в этом, несомненно, нам помогает олимпиадное движение. Олимпиады готовят учащихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции.

Математические олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени математической подготовленности учащихся и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в области математики, но и стимулируют углубленное изучение предмета.

Как добиться успешного участия школьника в математической олимпиаде? Необходимо много тренироваться. Для успеха в конкурсной математике, конечно, нужно решать нестандартные логические задачи.Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться. 

Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки - это задача учителя. Подготовка учащегося к участию в олимпиадах по математике должна включать в себя несколько составляющих. Прежде всего, учащийся должен полно и всесторонне освоить материал школьной программы соответствующего класса по математике. Без этого достичь высоких результатов при выступлении на математической олимпиаде невозможно.  

Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет данный элективный курс. Он направлен на расширение знаний по математике, полученных на уроках, на развитие познавательного интереса к данному предмету, на развитие творческих способностей учащихся и более качественной отработке математических умений и навыков при решении олимпиадных задач по математике.


Данная программа рассчитана на 25 часов для преподавания учащимся 5 классов, занятия проводятся еженедельно, продолжительность занятия 1 учебный час.

Цель: расширение математического кругозора, развитие нестандартного мышления, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Задачи:

- создать необходимые условия для поддержки одаренных детей;

- привить учащимся интерес к предмету «Математика»;

- выявить наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных школьников;

- усилить теоретическую подготовку одаренных детей;

- использовать склонность одаренных детей к самообучению;

- создать условия для формирования логических навыков в работе, в том числе умение обобщать, систематизировать полученную в результате исследовательской работы информацию, умение следовать от общего к частному и наоборот;

- воспитать культуру математического мышления.

Планируемые результаты обучения

Обучающийся получит возможность:

- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и др.;

- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

Личностные результаты:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.



Метапредметные результаты:

- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;

- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы;

- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками;

- действие в соответствии с заданными правилами;

- включение в групповую работу;

- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его;

- аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения;

- сопоставление полученного результата с заданным условием.

- контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;

- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);

- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;

- использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации;

- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;

- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;

- воспроизведение способа решения задачи;

- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных;

- выбор наиболее эффективного способа решения задачи;

- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно);

- участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи;

- конструирование несложных задач;

- выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже;

- составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции;

- выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием;

- анализ
предложенных возможных вариантов верного решения;

- осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.

Предметные результаты:

- создание фундамента для математического развития;

- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Содержание программы
Содержание программы состоит из следующих разделов: 


1. Арифметика.

Различные системы счисления. Действия над числами. Решение нестандартных задач на признаки делимости. Задачи с числами. Арифметические ребусы.

2.Четные и нечетные числа.

Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. Решение нестандартных задач на доказательства четности и нечетности чисел.

3. Математические игры.

«Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число», «Магический квадрат». Разминка ума. Разгадывание ребусов. Головоломки. Математический кроссворд. Составление кроссворда.

4. Геометрические фигуры.

Треугольник. Четырехугольник. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры. Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм». Конструирование фигур из треугольников. Решение задач.

5. Решение задач.

Задачи-загадки. Задачи-шутки. Таинственные истории. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи. Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом». Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения.

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Название темы

Количество часов




Глава I. Арифметика

6

1

Различные системы счисления.

1

2

Нестандартные операции над числами.

1

3-4

Решение нестандартных задач на признаки делимости.

2

5

Задачи с числами.

1

6

Арифметические ребусы.


1




Глава II. Четные и нечетные числа

3

7

Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел.

1

8-9

Решение нестандартных задач на

доказательства четности и нечетности чисел.

2




Глава III. Математические игры

4

10-11

«Не собьюсь», «Попробуй посчитать», «Задумай число», «Магический квадрат».

2

12

Разминка ума. Разгадывание ребусов.

Головоломки.

1

13

Математический кроссворд. Составление кроссворда.


1




Глава IV. Геометрические фигуры

5

14

Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.

1

15

Закрашивание углов фигуры и подсчет углов. Определение основания фигуры

1

16

Классификация геометрических фигур. Плоские геометрические фигуры в игре «Танграм».

1

17-18

Конструирование фигур из треугольников.

2




Глава V. Решение задач

5

19

Задачи-загадки. Задачи-шутки. Таинственные истории.

1

20-21

Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца.

2

22-23

Задачи на взвешивание. Логические задачи. Несерьезные задачи. Логика и рассуждения. Задачи с «подвохом».

2

24

Задачи на разрезание и складывание фигур. Задачи на переливание и способы их решения.

1

25

Итоговое повторение

1



Литература:

  1. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.- 99с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М.: Просвещение, 2014.

  3. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения логических задач [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.- 66с.: ил.

  4. Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.

  5. Фарков, А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы [Текст] /А.В. Фарков.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 144с.- (Школьные олимпиады).

  6. И.И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, «Глобус» 2008

  7. М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011

  8. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009

  9. «Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей», Москва, АСТ-ПРЕСС, 2009

  10. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева:  «Наглядная геометрия, 5-6 класс»