Файл: Программа Н. Н. Иванова, Г. В. Рыбкина, Н. В. Шаронова. 2е изд. М. Просвещение, 2021 Система целей включает.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Центр тя жести. Движение тела под действием силы тяжести. Искусственные спутники Земли. Перегрузки и невесомость. Сила тяжести на других планетах.
Лабораторные работы:
5. Нахождение центра тяжести плоской пластины.
Демонстрации:
-
Свободное падение. -
Движение тела, брошенного вертикально. -
Явление невесомости.
Механические колебания и волны (18 ч)
Механические колебания. Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота колебаний. Свободные колебания. Колебательная система. Колебания груза на пружине. Нитяной маятник. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). Звук. Физические и физиологические характеристики звука. Эхо. Инфразвук и ультразвук.
Лабораторные работы:
-
Изучение колебаний нитяного маятника. -
Изучение движения пружинного маятника. -
Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.
Экспериментальные задания:
-
Изучение колебаний маятника. -
Исследования превращений механической энергии.
Демонстрации:
-
Наблюдение колебаний тел. -
Наблюдение явления резонанса. -
Наблюдение механических волн. -
Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.
Электромагнитные явления (11 ч)
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея.
Электромагнитная индукция. Индукционный ток.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Практическое применение электромагнитных явлений.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
Лабораторные работы:
-
Изучение явления электромагнитной индукции.
Экспериментальные задания:
-
Изучение работы электрогенератора постоянного тока. -
Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Демонстрации:
-
Электромагнитная индукция. -
Правило Ленца. -
Устройство генератора постоянного тока. -
Устройство генератора переменного тока. -
Устройство трансформатора. -
Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле. -
Свойства электромагнитных волн. -
Конденсатор. -
Принцип действия микрофона и громкоговорителя. -
Принципы радиосвязи
Электромагнитная природа света (9 ч)
Свет — электромагнитная волна. Дисперсия света. Цвета тел. Интерференция света. Преломление света. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света.
Экспериментальные задания:
Изучение явления интерференции света.
Демонстрации:
-
Интерференция механических волн. -
Дисперсия белого света. -
Получение белого света при сложении света разных цветов. -
Явление поляризации света.
Квантовые явления (18 ч)
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций. Дозиметрия.
Лабораторные работы:
10. Изучение законов сохранения зарядового и массового чисел в ядерных реакциях по фотографиям событий ядерных взаимодействий.
Экспериментальные задания:
-
Измерение элементарного электрического заряда. -
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Демонстрации:
-
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. -
Устройство и принцип действия счётчика ионизирующих частиц. -
Дозиметр.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации:
-
Астрономические наблюдения. -
Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба. -
Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.
-
Тематическое планирование в 7 классе
№ урока | Содержание учебного материала | 7а | 7б | 7в | | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | ||||
Глава 1. Введение (4 ч) | | | | | | — Отличать физические явления от других; — приводить примеры механических, тепловых, электрических, оптических, звуковых явлений; — проводить наблюдения; — объяснять значения понятий материя, вещество, физическое тело; — знать основные методы изучения физики — Уметь измерять рост, температуру, давление и пульс человека; — иметь представления о научно-техническом прогрессе (НТП); — приводить примеры негативного влияния НТП на окружающую среду и здоровье человека | |||||
1 | Вводный инструктаж ТБ. Что изучает физика. Наблюдение и опыты | 01.09 | 01.09 | 06.09 | | 1 | |||||
2 | Физические величины и их измерение. Точность измерения | 03.09 | 07.09 | 07.09 | | 1 | |||||
3 | Лабораторная работа № 1 «Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра». Инструктаж по ТБ. | 08.09 | 08.09 | 13.09 | | 1 | |||||
4 | Научно-технический прогресс | 10.09 | 14.09 | 14.09 | | 1 | |||||
Глава 2. Строение вещества (7 ч) | | | | | | — Объяснять значения понятий молекула и атом; — рассказывать об опыте по определению размеров молекул; — знать специальные символы для обозначения атомов и молекул; — записывать химическую формулу молекулы, используя специальные символы; — схематично изображать молекулы воды, водорода и кислорода — Формулировать цель проведения опытов; — понимать различия между прямыми и косвенными измерениями; — применять метод рядов для определения размеров малых тел; | |||||
5 | Строение вещества | 15.09 | 15.09 | 20.09 | | 1 | |||||
6 | Молекулы и атомы. | 17.09 | 21.09 | 21.09 | | | |||||
7 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». Инструктаж по ТБ. | 22.09 | 22.09 | 27.09 | | 1 | |||||
8 | Диффузия. Броуновское движение. | 24.09 | 28.09 | 28.09 | | 1 | |||||
9 | Взаимодействие молекул. Смачивание и капиллярность. | 29.09 | 29.09 | 04.10 | | 1 | |||||
10 | Агрегатные состояния вещества. Строение твердых тел, жидкостей и газов | 01.10 | 05.10 | 05.10 | | 1 | |||||
11 | Тестовая проверочная работа по теме «Строение вещества» | 06.10 | 06.10 | 11.10 | | 1 | |||||
Глава 3. Движение и взаимодействие тел (22 ч) | | | | | | — Распознавать механические явления; — приводить примеры относительности механического движения; — различать основные признаки физических моделей: материальная точка, система отсчёта, тело отсчёта; — определять траекторию движения; — представлять, как меняется траектория при переходе из одной системы отсчёта в другую; — понимать смысл физической величины путь, переводить значения этой физической величины в СИ — выделять равномерное прямолинейное движение как простейшую форму движения материи; — понимать смысл физической величины скорость, переводить значения этой физической величины в СИ; — различать векторные и скалярные величины; — уметь записывать формулы, связывающие физические величины путь, скорость, время; — записывать условие и решение задачи в тетради по образцу; — применять математический аппарат (символы, схемы, таблицы и графики) для описания движения; — по графику определять скорость равномерного прямолинейного движения; — по графику определять путь, пройденный телом — Понимать физический смысл плотности вещества; — описывать свойства тел, используя физическую величину плотность вещества; — знать единицы плотности в СИ и уметь переводить значения этой физической величины в СИ; — знать и уметь записывать формулы, связывающие физические величины масса, объём, плотность; — решать физические задачи на определение плотности вещества: на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, записывать условие и решение задачи в тетради по образцу; — анализировать табличные данные: по значению плотности определять вещество или по названию вещества определять его плотность | |||||
12 | Механическое движение. | 08.10 | 12.10 | 12.10 | | 1 | |||||
13 | Скорость. Решение задач | 13.10 | 13.10 | 18.10 | | 1 | |||||
14 | Средняя скорость. | 15.10 | 19.10 | 19.10 | | 1 | |||||
15 | Ускорение. | 20.10 | 20.10 | 08.11 | | 1 | |||||
16 | Инерция. | 22.10 | 09.11 | 09.11 | | 1 | |||||
17 | Взаимодействие тел. Масса. | 29.10 | 10.11 | 15.11 | | 1 | |||||
18 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». Инструктаж по ТБ. | 10.11 | 16.11 | 16.11 | | 1 | |||||
19 | Плотность вещества. | 12.11 | 17.11 | 22.11 | | 1 | |||||
20 | Расчет массы и объема тела. Решение задач | 17.11 | 23.11 | 23.11 | | 1 | |||||
21 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». Инструктаж по ТБ | 19.11 | 24.11 | 29.11 | | | |||||
22 | Лабораторная работа №5 «Измерение плотности твердого тела» Инструктаж по ТБ | 24.11 | 30.11 | 30.11 | | | |||||
23 | Повторение тем «Инерция», «Масса тела, плотность вещества» | 26.11 | 01.12 | 06.12 | | | |||||
24 | Диагностика-коррекционное занятие по темам «Масса тела, плотность вещества» | 01.12 | 07.12 | 07.12 | | | |||||
25 | Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение», «Масса тела, плотность вещества» | 03.12 | 08.12 | 13.12 | | | |||||
26 | Сила. Сила тяжести. | 08.12 | 14.12 | 14.12 | | 1 | |||||
27 | Равнодействующая сила. | 10.12 | 15.12 | 20.12 | | 1 | |||||
28 | Сила упругости. Закон Гука. | 15.12 | 21.12 | 21.12 | | 1 | |||||
29 | Динамометр. Вес тела. | 17.12 | 22.12 | | | 1 | |||||
30 | Сила трения. Трение в природе и технике. | 22.12 | | | | 1 | |||||
31 | Лабораторная работа № 6 «Измерение силы трения с помощью динамометра». Инструктаж по ТБ. | 24.12 | | | | 1 | |||||
32 | Диагностико-коррекционное занятие | | | | | 1 | |||||
33 | Контрольная работа № 2 «Силы в природе». | | | | | 1 | |||||
| Глава 4. Работа и мощность. Энергия. (12ч) | ||||||||||
34 | Механическая работа. | | | | | 1 | — Понимать смысл физической величины механическая работа, знать единицы этой физической величины в СИ; — определять условия, необходимые для совершения механической работы; — приводить примеры ситуаций, в которых механическая работа положительна, отрицательна или равна нулю (не совершается); — объяснять особенности немеханической работы; — знать формулы, связывающие физические величины механическая работа, силу, пройденный путь; — решать физические задачи на вычисление механической работы: на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, записывать условие и решение задачи в тетради по образцу — Понимать смысл физической величины мощность, знать её единицы в СИ и другие единицы; — записывать формулы, связывающие физические величины мощность, механическая работа, время; — приводить примеры мощностей, развиваемых человеком, различными приборами и техническими устройствами; — решать физические задачи на вычисление мощности и механической работы — Объяснять значение понятия энергия; — понимать смысл физической величины механическая энергия, знать её единицы в СИ; — различать виды механической энергии: кинетическая и потенциальная энергия; | ||||
35 | Мощность. | | | | | 1 | |||||
36 | Энергия. | | | | | 1 | |||||
37 | Закон сохранения энергии | | | | | 1 | |||||
38 | Использование энергии движущейся воды и ветра | | | | | 1 | |||||
39 | Рычаг. Правило моментов | | | | | 1 | |||||
40 | Лабораторная работа № 7 «Выяснение условия равновесия рычага» Инструктаж по ТБ | | | | | 1 | |||||
41 | Блок Другие механизмы | | | | | 1 | |||||
42 | Коэффициент полезного действия | | | | | 1 | |||||
43 | Лабораторная работа № 8 «Определение КПД наклонной плоскости». Инструктаж по ТБ. | | | | | 1 | |||||
44 | Диагностико-коррекционное занятие | | | | | 1 | |||||
45 | Контрольная работа № 3 «Работа и мощность. Энергия | | | | | 1 | |||||
| | | | Глава 5. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (22 ч) | |||||||
46 | Давление и сила давления | | | | | 1 | — Характеризовать причины возникновения давления; — приводить примеры, показы- вающие зависимость действую- щей силы от площади опоры; — знать формулы, связывающие физические величины: давление, силу давления, площадь, и применять их к решению задач; — понимать смысл физической величины давление, переводить значения этой физической величины в СИ; — знать способы увеличения и уменьшения давления — Приводить примеры увеличения и уменьшения давления в повседневной жизни, природе и технике; — вычислять давление тела по формуле; — решать физические задачи на определение давления твёрдого тела на поверхность: на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, записывать условие и решение задачи в тетради по образцу Выделять свойства газов, отличающие их от твёрдых тел и жидкостей; — объяснять давление газа на дно и стенки сосуда на основе теории строения вещества; — знать конструкцию и принцип действия пневматических устройств объяснять условие плавания тела на поверхности жидкости; — объяснять особенности плавания тел в солёных водоёмах; — экспериментально доказывать, что возможность плавания тел в жидкости зависит от её плотности; — приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; — объяснять плавание в жидкости животных и человека Решать качественные и ко- личественные физические задачи на определение архимедовой силы и условий плавания тел в жидкости: на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, записывать условие и решение задачи в тетради по образцу | ||||
47 | Давление в природе и технике. Решение задач | | | | | 1 | |||||
48 | Давление газа. Применение сжатого воздуха | | | | | 1 | |||||
49 | Закон Паскаля. | | | | | 1 | |||||
50 | Гидростатическое давление | | | | | 1 | |||||
51 | Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. | | | | | 1 | |||||
52 | Сообщающиеся сосуды | | | | | 1 | |||||
53 | Атмосфера и атмосферное давление. | | | | | 1 | |||||
54 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | | | | | 1 | |||||
55 | Барометр-анероид. Манометры. | | | | | 1 | |||||
56 | Технические устройства, использующие передачу давления жидкостями | | | | | 1 | |||||
57 | Диагностико-коррекционное занятие по теме «Давление» | | | | | 1 | |||||
58 | Контрольная работа № 4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | | | | | 1 | |||||
59 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | | | | | 1 | |||||
60 | Закон Архимеда. | | | | | 1 | |||||
61 | Лабораторная работа № 9 «Измерение выталкивающей силы». Инструктаж по ТБ. | | | | | 1 | |||||
62 | Плавание тел. Плавание животных и человека | | | | | 1 | |||||
63 | Решение задач | | | | | 1 | |||||
64 | Плавание судов. | | | | | 1 | |||||
65 | Воздухоплавание. | | | | | 1 | |||||
66 | Диагностико-коррекционное занятие по теме «Архимедова сила». | | | | | 1 | |||||
67 | Контрольная работа № 5 «Архимедова сила». | | | | | 1 | |||||
| | | | Повторение (3ч) | |||||||
68 | Повторение темы «Строение вещества». «Взаимодействие тел». | | | | | 1 | | ||||
69 | Повторение темы «Давление тел, жидкостей и газов». | | | | | 1 | |||||
70 | Итоговое контрольной тестирование | | | | | 1 | |||||
| Итого | | | | | 70 |
Тематическое планирование в 8 классе
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | 8а | 8б | 8в | Характеристика основных видов деятельности | ||||||||||
Глава 1. Тепловые явления. (11ч) | ||||||||||||||||
1 | Температура. Вводный инструктаж ТБ | 1 | | | | Приводить примеры тепловых явлений; — понимать смысл физической величины температура, знать единицы температуры в СИ; — знать устройство и принцип действия термометра; — объяснять значение реперных точек термометра; — измерять температуру с помощью термометра; — объяснять связь между температурой тела и скоростью движения его молекул; — рассказывать об абсолютной шкале температур и применять на практике термометры с разными шкалами; — объяснять различия скорости диффузии при разных температурах; — понимать отличие теплового движения от механического Понимать смысл физической величины внутренняя энергия, знать единицы энергии в СИ; — приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю; — формулировать закон сохранения полной энергии тел; — объяснять физические явления с применением закона сохранения энергии; — знать факторы, влияющие на повышение и уменьшение внутренней энергии тела; — знать всеобщий характер закона сохранения энергии; — знать способы изменения внутренней энергии; — приводить примеры изменения внутренней энергии тела путём совершения работы и теплопередачи; — знать условие, при котором происходит теплопередача; — понимать смысл физической величины количество теплоты, знать единицы количества теплоты в СИ | ||||||||||
2 | Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии. | 1 | | | | |||||||||||
3 | Виды теплопередач | 1 | | | | |||||||||||
4 | Примеры теплопередач в природе и технике | 1 | | | | |||||||||||
5 | Расчет изменения внутренней энергии | 1 | | | | |||||||||||
6 | Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 | | | | |||||||||||
7 | Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса. | 1 | | | | |||||||||||
8 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». Инструктаж по ТБ. | 1 | | | | |||||||||||
9 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости вещества». Инструктаж по ТБ. | 1 | | | | |||||||||||
10 | Диагностико-коррекционное занятие по теме «Внутренняя энергия». | 1 | | | | |||||||||||
11 | Контрольная работа №1 по теме «Внутренняя энергия» | 1 | | | | |||||||||||
Глава 2. Изменение агрегатных состояний вещества. (14 ч) | ||||||||||||||||
12 | Агрегатные состояния вещества. | 1 | | | | Анализировать свойства макроскопических тел на основе знаний о строении вещества; — объяснять процессы: плавление, кристаллизацию, парообразование, конденсацию, сублимацию, десублимацию; — описывать изменения в характере движения и взаимодействии частиц вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое; — изображать схематически переходы из одного агрегатного состояния в другое; — приводить примеры изменения агрегатных состояний веществ в природе и технике — Выделять основные признаки физической модели кристаллическое тело; — рассказывать об опыте по плавлению льда; — знать, какую температуру называют температурой плавления; — описывать график зависимости температуры от времени при плавлении льда; — Понимать смысл физической величины удельная теплота плавления веществ, знать единицу этой величины в СИ; — анализировать табличные данные удельной теплоты плавления веществ; — знать, от каких параметров зависит количество теплоты, необходимое для плавления тела (выделяемое при кристаллизации); — знать и уметь записывать формулы для расчёта количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяемого им при кристаллизации; — объяснять различия в процессах плавления (отвердевания) кристаллических тел и размягчения (застывания) аморфных тел | ||||||||||
13 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 1 | | | | |||||||||||
14 | Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяющееся при его кристаллизации. | 1 | | | | |||||||||||
15 | Решение задач «Плавление и кристаллизация» | | | | | |||||||||||
16 | Испарение и конденсация. | 1 | | | | |||||||||||
17 | Кипение. Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяющееся при конденсации | 1 | | | | |||||||||||
18 | Решение задач на тему «Парообразование и конденсация» | 1 | | | | |||||||||||
19 | Влажность воздуха. Лабораторная работа №3 «Наблюдение за охлаждением воды при её испарении и определение влажности воздуха». Инструктаж по ТБ | 1 | | | | |||||||||||
20 | Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива. | 1 | | | | |||||||||||
21 | Тепловые двигатели. | 1 | | | | |||||||||||
22 | Изобретение автомобиля и паровоза. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) | 1 | | | | |||||||||||
23 | Паровая турбина. Реактивный двигатель. Холодильные машины.Тепловые машины и экология. | 1 | | | | |||||||||||
24 | Диагностико-коррекционное занятие по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | | | | |||||||||||
25 | Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества». | 1 | | | | |||||||||||
Глава 3. Электрические явления (25 ч) | ||||||||||||||||
26 | Электризация тел и электрический заряд | 1 | | | | — Распознавать электрические явления; — понимать смысл физической величины электрический заряд, знать единицу этой величины в СИ; — описывать процесс электризации трением; — знать, что при электризации трением заряды получают оба тела; — описывать и объяснять опыты по взаимодействию заряженных тел; — знать, что в природе существует два рода электрических зарядов: положительный и отрицательный, описывать характер их взаимодействия — Описывать процесс передачи заряда при соприкосновении; — объяснять устройство и принцип действия электроскопа и электрометра; — объяснять причину взаимодействия наэлектризованных тел друг с другом с разными силами; — объяснять, как определить знак заряда тела с помощью электроскопа; — знать основное различие между проводниками и диэлектриками, приводить примеры таких веществ; — объяснять опыт, показывающий делимость заряда; — рассказывать об опытах Иоффе и опытах Милликена; Работать с текстом учебника. Проводить демонстрационный эксперимент. Использовать знания по химии, биологии, ОБЖ. Обсуждать правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. Рассказывать о правилах медицинской помощи в случае поражения элект-рическим током — Формулировать закон Ома для участка цепи; — записывать математическую формулировку закона Ома для участка цепи; — записывать формулу для расчёта электрического напряжения из закона Ома для участка цепи; | ||||||||||
27 | Электроскоп. Делимость электрического заряда | 1 | | | | |||||||||||
28 | Строение атома. Атомное ядро.. | 1 | | | |