Файл: Ораторское мастерство для заочников.doc

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1292

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическое занятие № 6


Тема: Публичное выступление (презентационная речь)


План проведения

  1. Придумать рекламный текст, используя тропы и фигуры речи.

  2. Написать текст-презентацию своего любимого журнала (газеты).

  3. Проанализировать средства речевой выразительности своего/чужого текста.

Литература:

    1. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999

    2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М., 2002

    3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000

    4. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

    5. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

    6. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000

    7. Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

    8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999

Практическое занятие № 7


Тема: Дискутивно-полемическая речь


План проведения

  1. Тактика оппонента и тактика пропонента в публичном споре по выбранной теме.

  2. Саморецензирование.

Литература:

    1. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999

    2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М., 2002

    3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов. М., 2000

    4. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 1998

    5. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М., СПб., 2003

    6. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000

    7. Русский язык и культура речи: Практикум. / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2000

    8. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999

Вопросы для подготовки к зачёту


  1. Что значит понятие «современный русский литературный язык»?

  2. Норма языка как центральное понятие культуры речи.

  3. Узус и литературный язык, норма и кодификация. Параметры сопоставления норм языка и норм права.

  4. Понятие нормы языковой. Правильность и культурность речи.

  5. Что означает понятие «национальный язык»?

  6. Характеристика функциональных стилей русского литературного языка.

  7. Диалект как результат развития социума.

  8. Общая характеристика нелитературной сферы национального языка.

  9. Типы жаргонов. Понятие «общего жаргона».

  10. Характеристика официально-делового стиля современного русского литературного языка.

  11. Стилистические особенности юридических текстов. Клише и штампы в речи юриста.

  12. Тропы и фигуры как способы выразительности и воздействия в юридических текстах.

  13. Композиционно-смысловая структура ораторской речи.

  14. Предпосылки формирования красноречия в Древней Греции.

  15. Характеристика дискутивно-полемической речи.

  16. Спор, полемика, дискуссия, диспут – характеристика понятий.

  17. Стратегии и тактики ведения спора.

  18. Понятие продуктивного/непродуктивного спора.

  19. Этос, пафос, логос как термины научной риторики.

  20. Риторический канон (топика речи).




Рекомендуемая литература по дисциплине «Русский язык и культура речи»


Основная


  1. Ивакина Н.Н. Орфография и пунктуация. Пособие для юриста. М., 1999

  2. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

  3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. М., 2000

  4. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 1999

  5. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов. М., СПб., 2003

  6. Русский язык и культура речи: Учебник. Практикум. / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000


Дополнительная


  1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской мыслительной традиции. М., 1996

  2. Александров Д.Н. Риторика. М., 1999

  3. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. М., 1989

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д., 2000

  5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования (Лингвистическое наследие XX в.). М., 2005

  6. Грачёв М.А. От Ваньки Каина до мафии. - СПб., «Авалон», «Азбука-классика», 2005


Справочная литература

    1. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003

    2. Мильяненков Л. «По ту сторону закона». Энциклопедия преступного мира. СПб, 1992

    3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений. М.: Азъ Ltd., 1992

    4. Полубинский Я. «Блатяки и феня». Словарь преступного жаргона. М., 1997

    5. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Н.Ю. Караулова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003

    6. Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга (сленговые слова и выражения 60-90-х годов)/ Под редакцией А.Н.Баранова. М., 1997


А также словари заимствованной лексики, словари синонимов, паронимов, антонимов современного русского литературного языка.


4. Организация самостоятельной работы студентов


В рамках курса «Русский язык и культура речи» самостоятельная работа студентов организовывается посредством:

  1. подготовки и выполнения зачётных заданий по орфографии и пунктуации;

  2. выполнения домашних письменных заданий;

  3. выполнения самостоятельной домашней работы по стилистическому анализу юридического текста.


В течение семестра студенты выполняют письменные работы, к которым готовятся дома самостоятельно. Выполнение данного задания стимулирует студента повышать качество грамотного письма, которое необходимо будущему юристу.

Письменные домашние (составление предложений и текстов с заимствованной лексикой) задания предполагают пополнение лексикона учащегося и приучает к работе со словарными источниками.

В течение семестра студенты работают с текстами научного, официально-делового и публицистического стилей, выполняя задания по орфоэпии, лексикологии, орфографии и пунктуации.


К зачёты студенты выполняют творческую самостоятельную работу: анализируют композиционную структуру и стилистические особенности образцовой классической речи адвоката/прокурора по выбору.

Возможность выхода за пределы аудиторных занятий в курсе «Русский язык и культура речи» является важным элементом формирования лингвистической культуры, предполагающей осознанное владение языком. Автор предполагает не столько заучивание правил и слов, сколько их использование в живой разговорной речи, внедрение приобретённого опыта в создание собственных творческих произведений.


Самостоятельная работа № 1


Задание: Составьте с данными словами-паронимами предложения.

Вариант 1

Авторитарный – авторитетный, адресант – адресат, активизация – активность, беда – бедствие, безответность – безответственность, вбежать – взбежать, вещевой – вещественный, виноватый – виновный, военный – воинский, впечатлительный – впечатляющий.

Вариант 2

Вред – вредность, проверить – сверить, замысел – умысел, выследить – проследить, гарантийный – гарантированный, глазастый – глазной, глубинный – глубокий, горделивый – гордый, грех – погрешность, демократический – демократичный.

Вариант 3

Дерматин – дерматит, дипломант – дипломат – дипломник, дисциплинарный – дисциплинированный, доход – доходность, единообразие – однообразие, женский – женственный, завидный – завистливый, законный – закономерный, опечатки – отпечатки, зачинатель – зачинщик.

Вариант 4

Избирательный – избирательский, именитый – именной, искусный – искусственный, исправимый – исправительный, квалификационный – квалифицированный, компетенция – компетентность, манера – манерность, находка – находчивость, невежа – невежда, невинный – невиновный.

Вариант 5

Норма – норматив, оклик – отклик, опасливый - опасный, оперативник – оператор, оправданный – оправдательный, останки – остатки, ответный – ответственный, отеческий – отечественный, отличие – различие, отсталый – отстающий.

Вариант 6

Пересечь – пресечь, переменный – переменчивый, песочный –песчаный, плавательный – плавающий, пожар – пожарище, поиски – происки, показание – показатель – показуха, поступок – проступок, похитить – расхитить, праздничный – праздный.

Вариант 7

Практик – практикант, преступление – преступность, признание – признательность, проверенный – проверочный, продажа – продажность, продуктивный – продуктовый, просьба – прошение, раздеть – разодеть, рецепт – рецептура, своевременный – современный.

Вариант 8

Скрытный – скрытый, словарный – словесный, сопротивление – сопротивляемость, спасатель – спаситель, специализация – специальность, судебный – судейский, терпение – терпимость, террор – терроризм, требование – требовательность, указ – указание.


Вариант 9

Факультативный – факультетский, фамильный – фамильярный, хозяйский – хозяйственный, цена – ценность, человеческий – человечный, читальный – читательский, штатный – штатский, экономика – экономия, явный – явственный, яблоневый – яблочный.

Самостоятельная работа № 2

Вариант 1


Задание 1. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Быт – бытие, воспоминание – напоминание, героизм – геройство, доброта – добротность, жесткость – жестокость, консервация – консервирование, поза – позёрство – позиция, тема – тематика, будний – будничный, глубинный – глубокий.

Задание 2. Определите, какое из двух словосочетаний в каждой из пар является правильным и почему.

Техничный боксёр – технический боксёр, террористическая группа – террористская группа, водные растения – водяные растения, национальная культура – националистическая культура, желанный покой – желательный покой.

Задание 3. Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

В моей жизни это было самое памятливое событие. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. Напрягая последние усилия, мы достигли вершины горы. Он пытается прояснить содержимое рукописи. Скорому отлёту президента в Пекин мешал сильный снег.

Задание 4. Запишите текст в официально-деловом стиле.

Трое жуликов, прикрываясь тем, что на заводе нет якобы нужных материалов, похищали деньги акционеров, делили их между собой, к тому же давали взятки должностным лицам других предприятий.


Вариант 2


Задание 1. Составьте словосочетания с каждым из паронимов.

Далёкий – дальний, дипломатический – дипломатичный, доверительный – доверчивый, исполнительный – исполнительский, нестерпимый – нетерпимый, редакторский – редакционный, вдохнуть – вздохнуть, покрыть – укрыть, снискать – сыскать, дефектный – дефективный.

Задание 2. Определите, какое из двух словосочетаний в каждой из пар является правильным и почему.

Гуманная профессия – гуманитарная профессия, изобретательная голова – изобретательская – голова, изобретательное право – изобретательское право, комичный – эффект – комический эффект, сопротивление организма – сопротивляемость организма.

Задание 3. найдите ошибки в предложениях и справьте их.

Вполне реалистично принять закон в первом чтении. Зря вы не стали гадать последнее слово в кроссворде. Сейчас распространяют много порочных сведений об известных политиках. Универсальный стиральный порошок также употребляется для мойки посуды. Как расширился круг познаний студентов!

Задание 4. Запишите текст в официально-деловом стиле.

Галина Половцева, молодая женщина, имеющая ребёнка, вела себя, скажем мягко, недостойно. День ли, вечер, не заботясь о двухлетней дочурке, «гуляла». Либо дома, либо «в гостях». Часто всю ночь.



Материалы для орфоэпической работы

Вариант 1

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Намерения, ходатайство, приговор, включит, свекла, кружева, квартал, партер, средства, еретик, языковой, эксперт, ржаветь, ракурс, продал, продала, исповедание, соболезнование, тиха, украинский, ягодица, ворожея, торты, поимка, алкоголь, плато, задешево.

Задание 2. Образуйте родительный падеж множественного числа от существительных.

Вафля, кочерга, гектар, доля, свеча, цапля, заморозки, лохмотья, сумерки, будни, ясли, шаровары, платье, усадьба, свадьба, басня, ампер, чулки, лимон, носки.

Вариант 2

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Звонишь, арест, творог, дефис, прирост, средствами, одновременно, оптовый, ждала, ржаветь, каталог, квартал, партер, мельком, даришь, датировать, нормировать, премировать, договор, дети бодры и веселы, девочка бледна, асбест, феномен, обеспечение, осужденный, задешево.

Задание 2. Образуйте именительный падеж множественного числа от существительных.

Директор, доктор, желоб, ордер, лемех, хутор, штемпель, фельдшер, флюгер, тенор, год, отпуск, сектор, слесарь, кузов, гроб, хлеб, инспектор, штабель, вензель, волос, борт.

Вариант 3

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Девочка бледна, асбест, феномен, обеспечение, осужденный, алкоголь, рудник, валовой, газопровод, договор, одновременно, мышление, столяр, запломбировать, танцовщица, агентство, ворожея, баловать, петля, красивее, мастерски, усугубить, сосредоточение.

Задание 2. Подберите определения-прилагательные к следующим словам.

Песня, кофе, барокко, Сочи, авизо, шимпанзе, эмбарго, какаду, бра, повидло, желатин, чучело, бандероль, попурри, тюль, мозоль, неряха, неженка, боржоми, салями, сирокко, МВД, Миссисипи, авеню.

Вариант 4

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Нефтепровод, некролог, новорожденный, эксперт, диспансер, генезис, индустрия, феномен, упрочение, усугубить, безудержный, звонишь, мытарства, камбала, ломоть, наискось, кухонный, гастрономия, кулинария, сливовый, издревле договоров.

Задание 2. Образуйте родительный падеж множественного числа от существительных.

Бойня, читальня, деревня, барышня, гостья, ущелье, статья, ружьё, гусар, гольфы, лампас, турок, гренки, простыня, дно, кайма, киловатт, очистки, карат, манжета, помидор.

Вариант 5

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Исчерпать, духовник, гладильный, давнишний, вантуз, нувориш, фетиш, шасси, колледж, тефтели, гербовый, каракуль, хозяева, блокировать, приданое, искра, августовский, буксировать, бюрократия, вахтер, заговор, коалиция, компрометировать.