Файл: Ораторское мастерство для заочников.doc

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1423

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 2. Образуйте формы множественного числа повелительного наклонения от глаголов.

Налить, потереть, назначить, садиться, сесть, резать, задремать, бросить, экономить, лечь, взвесить, отложить, положить, есть, ударить, ехать, поехать, напоить, напеть, махать, оформить, заклеить, расчистить, вырезать, взяться, брать.

Вариант 6

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Жалюзи, коклюш, досуг, красивее, на похоронах, гренки, краны, кремень, вредны, крепки, пролила, ленится, искрить, мощны, корней, принудить, перепродала, лоскут, алфавит, документ, соглядатай, воспринял, пресловутый, дискриминация, дискредитировать.

Задание 2. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное».

Шампунь,, тюль, кашне, колибри, атташе, бра, шасси, драже, попурри, сулугуни, протеже, этуаль, кепи, толь, кенгуру, бюро, ревю, пани, буржуа, импресарио, интервью, эмбарго.

Вариант 7

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Завидно, гофрировать, кашлянуть, костюмированный, красивейший, мизерный, лубочный, мельком, мускулистый, облегчить, осведомить, откупорить, памятуя, плесневеть, лососевый, пуловер, таможня, торты, цепочка, грушевый, ходатай.

Задание 2. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Валенки, сапоги, чулки, носки, ботинки, погоны, домны, простыни, плечи, апельсины, баклажаны, баржи, граммы, комментарии, яблоки, рельсы, поместья, туфли, киргизы, узбеки, низовья, казахи.

Вариант 8

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Всенощная молитва, тайная вечеря, заем, соглядатай, узаконение, умерший, из альпака, медикаменты, огниво, меновая (стоимость), прозорливый, катарсис, маркетинг, мастерски, ортопедия, петля, пиццерия, агрономия, алкоголь, апостроф, бесхребетный, знамение.

Задание 2. Прописная или строчная буква пишется в словах?

В/военная Г/галерея З/зимнего Д/дворца, В/война А/алой и Б/белой Р/розы, Д/декларация П/прав Ч/человека, С/собор П/парижской Б/богоматери, С/суперлига Ч/чемпионата России по Х/хоккею, С/святейший П/патриарх М/московский и В/всея Руси, Г/государственная Т/Третьяковская Г/галерея, Г/государственная Э/экзаменационная К/комиссия, Г/государственный А/академический Б/большой Т/театр, Р/русская З/зарубежная П/православная Ц/церковь.

Вариант 9

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Двоеженец, завсегдатай, наем, опошление, напоенный, зубчатый, каучук, кета, кирзовый, ломота, наголо остричь, шашки наголо, углубленный, лососевый, лососина, олениха, окуневый, неприязнь, пуловер, догмат, творог, танцовщица, бармен, щавель, мираж, миражи, гурман.

Задание 2. Прописная или строчная буква пишется в словах?


В/владимирский З/зал Б/большого К/кремлёвского Д/дворца, С/собор С/святого П/Павла, Г/государственный З/заказ, Р/российский К/комитет В/ветеранов В/войны, Ц/центральный П/парк К/культуры и О/отдыха им. М. Горького, награждён М/медалью З/золотая З/звезда,

Н/начальник Г/генерального Ш/штаба В/вооружённых С/сил России, Н/народный А/артист России, К/кубок О/обладателей К/кубков, К/крещение Руси.

Вариант 10

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Феномен, полиграфия, флюорография, ракушка, холеный, черпать, эксперт, гренки, нет гренок, лосось, семга, гульден, издавна, осведомиться, избалованный, щеголеватый, ветряная (мельница), ветреная (погода), заиндеветь, вероисповедание, восприняла, арахисовый.

Задание 2. Прописная или строчная буква пишется в словах?

Р/российский С/союз В/ветеранов В/вооружённых С/сил, Ц/центр У/управления П/полётами, Ц/центральный Д/дом Х/художника, Л/лауреат Г/государственной П/премии РФ, Н/независимый Д/депутат Г/государственной Д/думы, Д/дом П/правительства РФ, Д/дом тканей (магазин), Х/храм Василия Б/блаженного.

Вариант 11

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Каталог, кашлянуть, костюмированный, красивейший, красивее, кулинария, кухонный, лубочный, мельком, мизерный, мизер, мускулистый, мышление, намерение, некролог, обеспечение, облегчить, одновременно, оптовый, осведомиться, откупорить, отчасти, памятуя, плесневеть.

Задание 2. Образуйте родительный падеж множественного числа.

Грабли, гребень, грифель, домбра, домра, лапоть, лацкан, петли, решето, скоба, тулья, шёлк, цепочка, шкаф, бухгалтер, диспетчер, диктор, директор, инженер, инспектор.

Вариант 12

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Аналог, баловать, буксировать, бюрократия, генезис, гофрировать, дефис. джинсовый, добыча, договор, дозвониться, дозвонится, досуг, завидно, задолго, заиндеветь, запломбировать, иконопись, исподволь, испокон, издревле, изобретение, еретик, недуг, грейпфрут.

Задание 2. Образуйте родительный падеж множественного числа.

Тренер, кочерга, ботинки, грамм, баржа, узбек, поместье, рельс/рельса, баклажан, плечо, комментарий, яблоня, низовье, табель, альтернатива.

Вариант 13

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Подростковый, приобретение, цепочка, углубить, каталог, положить, раджа, ходатай, соглядатай, завсегдатай, боязнь, селянин, христианин, простолюдин, дояр, апартаменты, дискант, гастрономия, макаронные рожки, грушевый и сливовый сок, сафари, омнибус, пиала, арба.

Задание 2. Вставьте на месте ударных гласных буквы е или ё.

Афера, острие, дареный, напеченный, одноименный, опека, свёкла, современный, хребет, щелка, блеклый, желчь, маневр, оглашенный (бестолковый, шумный, сумасбродный), оглашенный (указ), совершенный (человек), совершенный (поступок), омоложенный.


Вариант 14

Задание 1. Расставьте ударения в словах в соответствии с нормами современного русского языка.

Обеспечение, средствами, вы поняли, документ, вы правы, созыв, статуя, красивее, красивейший, двадцать шприцев, завидно, избалованный, закупорить, диспансер, таможня, индустрия, медикаменты, блага, торты, километр, соболезнование, рассредоточение.

Задание 2. Вставьте на месте ударного гласного е или ё.

Новорожденный, щелка, свекла, никчемный, челн, скабрезный, жернов, перышко, законнорожденный, принесший, щелкать, флер, повторенный, углубленный, семга, сметка, остер.

Тест по дисциплине “Русский язык и культура речи” для студентов юридических специальностей

(2005-2006 уч. год)

В каждом задании может быть один, два и более правильных ответов


  1. Какой период определяет понятие “современный русский язык”?


    1. с эпохи А.С.Пушкина и до ХХI в.

    2. с конца ХIХ в. и до наших дней

    3. с 50-х гг. ХХ в. и до наших дней


  1. К какой группе языков относится русский язык?


    1. восточно-славянская

    2. западно-славянская

    3. южно-славянская


  1. Какие языки имеют статус языка международного общения?


1) японский 4) немецкий 7) китайский

2) русский 5) арабский 8) английский

3) французский 6) испанский 9) итальянский


  1. Система уровневой организации языка представлена ярусами:


1) фонетический 3) лексический 5) фонологический

2) морфологический 4) словообразовательный 6) синтаксический


  1. Национальный язык формируется на основе:


1) литературного языка 3) территориального диалекта 5) просторечия

2) социального жаргона 4) тайного языка


  1. Официально-деловой стиль включает подстили:


1) дипломатический 3) публицистический 5) административно-канцелярский

2)учебный 4) юридический


  1. Признание нормативности языкового факта зависит от:


1) частотности употребления 3) общественного одобрения

2) благозвучия 4) соответствия возможностям языковой системы

5) регламентации


  1. Узус” – это:


1) сложившийся речевой обычай 3) часть национального языка

2) языковая норма 4) литературный язык 5) кодификация


  1. На орфоэпические нормы индивида влияют социальные признаки:


1) семья 3) профессия 5) образование 7) национальность

2) возраст 4) территория проживания 6) социальное положение 8) пол


  1. В каком ряду во всех словах есть звук [ч]:


  1. колокольчик, рассчитывать, бесчестный

  2. расчищенный, разведчик, счёт

  3. молчание, песчаный, грузчик

  4. рябчик, жетончик, чемпионат


  1. В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге:


    1. погнутый, прибыл, упадут

    2. выключит, заперлась, сорвала

    3. красивее, прислала, агент

    4. начали, родилась, йогурт



  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?


    1. чахнуть, угасать, таять

    2. одобрять, хвалить, хвастаться

    3. хитрить, лукавить, лицемерить

    4. устать, измучиться, изнемочь


  1. В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок?


    1. Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки.

    2. Этот юноша способен на благородные поступки.

    3. Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали.

    4. В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.


  1. В каком предложении нет фразеологического оборота?


    1. Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже пять минут врач.

    2. Сию минуту верните мне мою сумочку!

    3. Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали её.

    4. На часах десять минут одиннадцатого.


  1. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?


    1. рукой подать, за тридевять земель

    2. семи пядей во лбу, звёзд с неба не хватает

    3. раз-два и обчёлся, как с гуся вода

    4. прежде всего, в последнюю очередь


  1. Какое название получили элементы официально-делового стиля, введённые в чуждый для него контекст?


    1. канцеляризмы

    2. речевые штампы

    3. профессионализмы

    4. фразеологизмы


  1. В каком из словосочетаний допущена ошибка?


    1. монументальный памятник

    2. реальная действительность

    3. экспонаты выставки

    4. народный фольклор


  1. Какой из данных фразеологизмов основан на литоте?


    1. притча во языцех

    2. скрепя сердце

    3. душа на распашку

    4. с гулькин нос


  1. Что лингвисты определяют как непринуждённую и грубоватую, “сниженную” разновидность разговорной речи?


    1. просторечие

    2. диалект

    3. жаргон

    4. арго


  1. В каком словосочетании неправильно употреблено слово “одеть”?


    1. одеть ребёнка

    2. одеть больного

    3. зима одела землю снегом

    4. одеть пальто


  1. Как называется звуковой повтор конечных звуков в словах поэтической речи?


    1. эпифора

    2. анафора

    3. оксюморон

    4. аллегория


  1. Какое из данных словосочетаний не требует редакторской правки?


    1. остановиться на этом вопросе несколько подробнее

    2. самый оптимальный вариант

    3. самая простейшая истина

    4. самый ближайший путь


  1. Какая стилистическая окраска присуща причастным оборотам?


    1. нейтральная

    2. разговорная

    3. книжная

    4. просторечная


  1. В каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота?


    1. Приехав домой, ему захотелось позвонить другу.

    2. Вернувшись домой, уже стемнело.

    3. Потерявшись на улице, кошка вскоре была найдена.

    4. Редактируя рукопись, нужно учитывать её стилистическую направленность.


  1. Укажите, какое словосочетание требует редакторской правки?


    1. подбирать и готовить кадры

    2. в соответствии и на основе утверждённого плана

    3. читать и конспектировать книгу

    4. финансирование и снабжение предприятий



  1. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка?


    1. позвонил по приезде

    2. по окончанию собрания

    3. по завершении съезда

    4. согласно приказу


  1. Укажите, какое словосочетание имеет ошибку в управлении?


    1. беспокоиться за друга

    2. рецензия на статью

    3. превосходство над коллегами

    4. преимущество перед ним


  1. Отметьте неверное высказывание:


    1. Гегемония - противоречие.

    2. Привилегия – превосходство.

    3. Аргумент – довод, доказательство.

    4. Фиолетовый – лиловый.


  1. Отметьте верное высказывание:


    1. Натуралист – художник, изображающий животных.

    2. Декламация – краткое изложение книги или статьи.

    3. Синоптик – специалист по установлению погоды.

    4. Вернисаж – показ какого-либо предмета на выставке или в музее.


  1. Стилистическими особенностями юридических текстов являются:


    1. императивность

    2. точность

    3. речевые штампы

    4. именной характер речи

    5. стандартизация

    6. неличный характер речи


  1. Ошибки на управление допущены:


    1. отчёт в проделанной работе

    2. ответ по заявлению жалобщика

    3. стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами

    4. чего хочет женщина

    5. отклики на произведение


  1. В предложении Хороший дом, содержащийся в идеальном порядке, всегда видно потому, одинаковое ли время в нём показывают часы в разных комнатах. допущена ошибка:


    1. орфографическая

    2. пунктуационная

    3. речевая

    4. ошибок нет







1