Файл: Задание (максимальное количество баллов 3 балла) Прочитайте отрывок статьи Л. С. Выготского Дефект и компенсация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 927

Скачиваний: 49

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Текст.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.

- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу. (Алгоритм разбора слов по составу)

- Как образовались эти слова? Самопроверка

- А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?

Верно, зима – очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме.

Е - Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

- Какими же грибами питается белка? “Собери и объясни!”

Работают группами, собирают слова из слогов. Составленные слова представители групп пишут на доске в соответствии с картинкой. На доске:

РОБОВИК (боровик) ОСПОДИВИКНО (подосиновик) подберёзовик БНПОДРЕЗОВИК (подберезовик) ЖИРЫК (рыжик) ПОЕНОК (опенок) рыжик

- Почему грибы так назвали? боровик

- Рассмотрите схемы. Распределите данные слова по схемам: подосиновик опёнок

- Как образовались данные слова? Девочки читают свои слова, мальчики – свои. Проверка: соединить слова со схемой.

7. Работа по книге. Индивидуальные задания (Тесты)

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 48, найдите упражнение 9.

Самостоятельная работа (по рядам), с предварительным разбором. Взаимопроверка.

8. Итог урока. Сделаем вывод:

- Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,

отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово.

Действовали вместе и работали хорошо, получили за работу (оценки). Рисуем кружок знаний и настроения на полях в тетради.

- Сегодня на уроке: Мы составляли…

Мы учились…

А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.

«Кто главнее и важнее»

- Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: 
оньк, еньк, знь; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки. Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?

Суффиксы. Конечно нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.

Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

Прист. Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суф. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка, не Оля, а Оленька!

Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Уч. Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие:, а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .

Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

К. В корне смысл, но не весь

Главный, но не полный.

Пр. Потому приставка есть-

Смысл она дополнит.

Суф. - Рад я в этом ей помочь.

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, -

Всё равно я всех проворней!



Уч. - А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?

Дети. –Об окончании.

Уч. –А вот спешит к нам уже и окончание.

Окон. И на род укажу,

И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

Уч. –Вот и сказке конец, а кто слушал …

Дети. МОЛОДЕЦ

Тест “Состав слова”.

1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

2. Какая часть слова может изменяться? _______________

3. Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.

Лесок, сады, дом, работник, ледяной, день, березка, городок, походы, смелый, поезда, конь, цветник, осенний, погода, дожди.

4. Какая часть слова служит для образования новых слов?

5. Разбери однокоренные слова по составу.

Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.

 


Прочитайте выразительно текст, вставьте пропущенные буквы

3-е предложение разберите по составу.

Зимой ру .. кий лес сказочный и ч .. десный.

Сне.. украшает пуш .. стые ветки деревьев.

См..листые ш.. шки в..сят на елях.

В серебряном уборе стоят красавицы - б.. рёзки.
 

 

 

 

 

 

 


Составьте из слов каждой строки предложения.

Подчеркните орфограммы.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к. вороны, кормушке, и, воробьи, синички.