Файл: В настоящее время практически каждый гражданин Российской Федерации сталкивается с вопросом осуществления и защиты субъективных прав и законных интересов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
представленных доказательств делает вывод о том, можно ли считать искомый факт установленным или нет. Данный признак позволяет рассматривать процедуру установления социально-обеспечительных фактов как особый вид правоприменительной деятельности. Так, бюро медико-социальной экспертизы, способствуя реализации права гражданина на пенсию по инвалидности, ограничивается только установлением самого факта инвалидности и в правоотношении по назначению и выплате соответствующей пенсии участия уже не принимает. Орган социальной защиты населения принимает решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное социальное обслуживание, а собственно обслуживание осуществляет соответствующее учреждение. Социально-обеспечительные факты могут устанавливаться судами, в частности в порядке особого производства, отличительной чертой которого является отсутствие спора о праве.
Цель судебного порядка установления юридических фактов заключается в устранении правовой неопределенности, препятствующей лицу осуществить принадлежащие ему права. Судом в порядке особого производства могут быть установлены такие социально-обеспечительные факты, как:
наличие родственных отношений;
нахождение на иждивении;
факт несчастного случая;
факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов ЗАГСа в регистрации смерти;
принадлежность документов конкретному гражданину и некоторые другие.
При этом обязательным условием для установления социально-обеспечительного факта в рамках охранительной судебной процедуры является невозможность получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, либо невозможность восстановления утраченных документов. Значение процедуры установления социально-обеспечительных фактов заключается прежде всего в том, что она закрепляет порядок, последовательность осуществления действий, необходимых для подтверждения существования в реальной действительности того или иного имеющего правовое значение обстоятельства. Без соответствующих процедурно-правовых норм, устанавливающих данный порядок, материальные нормы права социального обеспечения, закрепляющие основания и условия предоставления социального обеспечения, становятся «безжизненными».
Норма материального права, порядок реализации которой неясен, существенно затрудняет использование субъектом его прав и законных интересов, а нередко и вовсе делает это невозможным.
Выводы:
Уже в процедурных правоотношениях устанавливается, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основанного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении проверяется и устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается ли этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его предоставлении, поскольку нет того или иного юридического факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь их основанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория правоотношений достаточно детально разработана юридической наукой, хотя предлагаются различные дефиниции этого понятия. В качестве его общих признаков обычно указывают: связь с нормами права; наличие индивидуализированной связи между его участниками через субъективные права и обязанности; гарантированность этой связи принудительной силой государства.
Рассмотрев и проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами – гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями – по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно-правовых способов его осуществления; правоотношения, имеющие претензионно-обеспечительный характер, отличительной чертой которых являются материальные правоотношения по социальному обеспечению.
Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей, т.е. субъекты можно условно разделить на: лиц – получателей благ по социальному обеспечению и лиц – предоставителей благ по социальному обеспечению.
В материальных правоотношениях по социальному обеспечению объектом является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов, а в процедурных и процессуальных – непосредственно само поведение субъектов.
Основами содержания правоотношения по социальному обеспечению являются субъективное право и юридическая обязанность его субъектов, вытекающие из содержания действующего законодательства.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению служат специфические жизненные обстоятельства (юридические факты), закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.
Рассмотренные в настоящей курсовой работе пенсионные правоотношения - часть правоотношений по социальному обеспечению, и они обладают всеми основными характеристиками последних. Пенсионные правоотношения можно определить, как урегулированные нормами права социального обеспечения общественные отношения между индивидами и органами пенсионного обеспечения по поводу предоставления пенсионных выплат на основаниях, предусмотренных международными актами, международными соглашениями и законодательством РФ.
В итоге хотелось бы отметить, что, несмотря на схожесть правоотношений по социальному обеспечению по своему характеру, в рассмотренных источниках не существует четко сформированной единой позиции по отдельным аспектам данной темы. Дополнительные сложности теоретического обоснования практических проблем создает изменяющееся законодательство в области правоотношений по социальному обеспечению, причем зачастую действия законодателя являются довольно противоречивыми, что подтверждается решениями Конституционного Суда РФ. Это позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его многоаспектности и сложности, что создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.
Список литературы
Цель судебного порядка установления юридических фактов заключается в устранении правовой неопределенности, препятствующей лицу осуществить принадлежащие ему права. Судом в порядке особого производства могут быть установлены такие социально-обеспечительные факты, как:
наличие родственных отношений;
нахождение на иждивении;
факт несчастного случая;
факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов ЗАГСа в регистрации смерти;
принадлежность документов конкретному гражданину и некоторые другие.
При этом обязательным условием для установления социально-обеспечительного факта в рамках охранительной судебной процедуры является невозможность получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, либо невозможность восстановления утраченных документов. Значение процедуры установления социально-обеспечительных фактов заключается прежде всего в том, что она закрепляет порядок, последовательность осуществления действий, необходимых для подтверждения существования в реальной действительности того или иного имеющего правовое значение обстоятельства. Без соответствующих процедурно-правовых норм, устанавливающих данный порядок, материальные нормы права социального обеспечения, закрепляющие основания и условия предоставления социального обеспечения, становятся «безжизненными».
Норма материального права, порядок реализации которой неясен, существенно затрудняет использование субъектом его прав и законных интересов, а нередко и вовсе делает это невозможным.
Выводы:
Уже в процедурных правоотношениях устанавливается, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основанного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении проверяется и устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается ли этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его предоставлении, поскольку нет того или иного юридического факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь их основанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория правоотношений достаточно детально разработана юридической наукой, хотя предлагаются различные дефиниции этого понятия. В качестве его общих признаков обычно указывают: связь с нормами права; наличие индивидуализированной связи между его участниками через субъективные права и обязанности; гарантированность этой связи принудительной силой государства.
Рассмотрев и проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами – гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями – по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно-правовых способов его осуществления; правоотношения, имеющие претензионно-обеспечительный характер, отличительной чертой которых являются материальные правоотношения по социальному обеспечению.
Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей, т.е. субъекты можно условно разделить на: лиц – получателей благ по социальному обеспечению и лиц – предоставителей благ по социальному обеспечению.
В материальных правоотношениях по социальному обеспечению объектом является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов, а в процедурных и процессуальных – непосредственно само поведение субъектов.
Основами содержания правоотношения по социальному обеспечению являются субъективное право и юридическая обязанность его субъектов, вытекающие из содержания действующего законодательства.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению служат специфические жизненные обстоятельства (юридические факты), закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.
Рассмотренные в настоящей курсовой работе пенсионные правоотношения - часть правоотношений по социальному обеспечению, и они обладают всеми основными характеристиками последних. Пенсионные правоотношения можно определить, как урегулированные нормами права социального обеспечения общественные отношения между индивидами и органами пенсионного обеспечения по поводу предоставления пенсионных выплат на основаниях, предусмотренных международными актами, международными соглашениями и законодательством РФ.
В итоге хотелось бы отметить, что, несмотря на схожесть правоотношений по социальному обеспечению по своему характеру, в рассмотренных источниках не существует четко сформированной единой позиции по отдельным аспектам данной темы. Дополнительные сложности теоретического обоснования практических проблем создает изменяющееся законодательство в области правоотношений по социальному обеспечению, причем зачастую действия законодателя являются довольно противоречивыми, что подтверждается решениями Конституционного Суда РФ. Это позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его многоаспектности и сложности, что создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) -
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) -
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) -
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" -
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) -
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" -
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) -
Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 380, 381. -
Андреев В.С. Научные труды: в 2 т. / В.С. Андреев. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. Т. 1. С. 281-290. -
Андреев В.С. Научные труды: в 2 т. / В.С. Андреев. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. Т. 1. С. 187 -
Асачева М.В. О легальном определении понятия «социально незащищенные категории граждан» // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 4. — С. 31-34. -
Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. — 2009. — № 1. — С. 99-107. -
Виноградова З.Д. Некоторые вопросы теории социального обеспечения // Труды ВЮЗИ. Социальное обеспечение в СССР за 60 лет (правовые аспекты). — М.: РИО ВЮЗИ, 1979. — С. 53-58. -
Галаева Л.А. К вопросу о видах страховых случаев в обязательном социальном страховании // Социальное и пенсионное право. — 2012. — № 3. — С. 4-7. -
Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография / Т.С. Гусева; Пенз. гос. пед. ун-т. Пенза, 2011. С. 68. -
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2002. С. 151. -
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 149. -
Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2015. - 352 c. -
Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении // В.К. Субботенко. Томск: Издательство ТГУ, 1980. 197 с. -
Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения / В.А. Тарасова. М.: Изд. Моск. унта, 1974. 108 с. -
Трофимова Г.А. Социальные права: критерии определения нуждающихся в помощи // Социальное и пенсионное право. — 2016. — № 3. -
Фогель Я.М. Некоторые вопросы теории права социального обеспечения. Проблемы трудового права и права социального обеспечения. — М., 1975. — С. 197-203.
-
Андреев В.С. Научные труды: в 2 т. / В.С. Андреев. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. Т. 1. С. 281-290. ↑ -
Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР [монография] / Р.И. Иванова // М.: Издательство Московского университета, 1986. 175 с. ↑ -
Гущин И.В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории: [монография] / И. В. Гущин. Минск: Наука и техника, 1982. 176 с. ↑ -
Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении // В.К. Субботенко. Томск: Издательство ТГУ, 1980. 197 с. ↑ -
Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения / В.А. Тарасова. М.: Изд. Моск. унта, 1974. 108 с. ↑ -
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978 ↑ -
Балашов, А.Н. Установление фактов, имеющих юридическое значение: вопросы теории и практики, 2014. ↑ -
Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник. М. : Проспект, 2013. С. 602. ↑ -
Бобылев, К.А. «Юридические факты в правовой действительности». // «Евразийская адвокатура», №5 (18), 2015.с.4 ↑ -
Постановление ВЦИК от 10 июля 1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса РСФСР» (вместе с «Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») ↑ -
Золотухин, А.Д. ««Понятие судопроизводства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве». // «Государство и право. Юридические науки», 2014.с.21 ↑ -
Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 3 от 7 мая 1954 г. «О судебной практике, об установлении фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных, или имущественных прав граждан». ↑ -
Золотухин, А.Д. ««Понятие судопроизводства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве». // «Государство и право. Юридические науки», 2014. ↑ -
Долганова, И.В. «Об установлении юридического факта - основания ничтожности завещания в рамках особого производства». // «Нотариус», № 5, 2015.с.43 ↑ -
Мажинская, Н.Г. Особенности производства об установлении фактов, имеющих юридическое значение в гражданском и арбитражном процессе. «Вестник арбитражной практики», №6, 2014.c.3 ↑ -
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение». ↑ -
Францифоров, А.Ю. «Отличие особого производства от искового производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в гражданском процессе», 2008.с.45 ↑ -
Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. - М.: Проспект, 2015. - 310 с. ↑ -
Харитонова Ю.Н. Реформирование пенсионной системы РФ // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 158 - 161. ↑ -
Грянченко Т.В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения. - 2015. - № 1. - С. 111 - 127. ↑ -
Денисова Н.М. Изменения пенсионной системы в РФ в 2015 году // Социо-гуманитарный вестник. - 2015. - № 1. - С. 34 - 39. ↑ -
Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 67. ↑