Файл: Перечень вопросов государственного экзамена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов государственного экзамена


  1. Государственное управление в Российской Федерации: понятие, методы, проблемы развития в современных условиях


Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного плана во благо общества и укреплению государства.

Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

Методы государственного управления – способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:



  1. реализуются в процессе управленческой деятельности;

  2. органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности;

  3. выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления;

  4. выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции;

  5. адресованы конкретному объекту управления;

  6. связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия;

  7. являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях;

  8. нуждаются в правовом опосредовании;

  9. имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.


По характеру воздействия бывают прямые (административные) и косвенные (неадминистративные) методы государственного управления.

Универсальными методами государственного управления признаются убеждение, поощрение и принуждение.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.

По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

К основным организационным проблемам государственного управления в современной России можно отнести: 


1. Непроработанное нормативно-правовое обеспечение гос. управления, особенно в части полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений, как между органами власти, так и взаимоотношение государственных органов с гражданами.

2. Авторитарные методы управления. Управленческий дух и атмосфера сложились в условиях командно-плановой экономики в некоторой степени методы остаются такими же и сегодня.

3. Недостаточно отработана вертикаль власти в стране, остаются спорными многие вопросы взаимодействия федеральных органов управления и органов управления субъектов Российской Федерации. В этой атмосфере федеральные, республиканские и областные органы получают возможность уходить от ответственности, перекладывая ее друг на друга.

4. Коррупция. Коррупция (лат. corruptio) означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Главной целью борьбы с коррупцией должны быть меры, направленные на изменение отношения общественности к коррупции путем формирования атмосферы неприятия коррупции во всех ее проявлениях и создание условий, препятствующих коррупции. В теории антикоррупционная политика должна способствовать укреплению доверия населения к властным структурам государства. 

5. Непрофессионализм сотрудников государственного управления, и компенсация этого их количеством – неоправданно. В основном это не столько физическое увеличение штата госаппарата, сколько неудачное соотношение элементов управленческой вертикали, прежде всего рост среднего звена. Последнее имеет место не только на региональном и местном уровнях, но и на уровне центральных и территориальных аппаратов федеральных органов государственной власти. 

6. Неэффективная структура госорганов. На сегодняшний день нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.

7. Снижение престижа государственных органов в глазах граждан. Особенно этому способствуют последние политические события: введения санкций против РФ, падение курса национальной валюты, рост цен. 

Таким образом, при имеющихся проблемах государственного устройства, уже несущественными кажутся снижение служебной дисциплины, старение кадров, слабое информационно-техническое обеспечение деятельности государственного аппарата и т.д. Хотя эти проблемы необходимо решать. Мы наблюдаем, что система государственного управления в РФ находится на перепутье и выбор путей ее развития (западный традиционный, свой собственный) по-прежнему актуален. Россия сделает этот выбор, важно лишь, чтобы он был осуществлен при достаточном системном, информационно-аналитическом, кадровом и организационнотехническом обеспечении. 





  1. Государство как субъект управления общественными процессами


Государство – это:

  • во-первых, определенная территория, в границах которой осуществляет свою жизнедеятельность население, имеющее единую правовую систему, гражданство, экономику, язык, культуру, менталитет;

  • во-вторых, управленческий аппарат, представленный государственным механизмом, обеспечивающим жизнеспособность общества и государства.


Государство выступает в качестве универсальной общественно-политической организации, наделенной публичной властью, имеющей специализированный аппарат управления, ориентированный на социальные процессы в рамках конкретной территории.
К основным признаком, отличающим государство, можно отнести:

  1. во-первых, наличие определенной территории, представляющей собой пространственную основу государства, его материальную и физическую опору. Понятие территории объединяет в себе сушу, водное, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и иное. Территория государства четко определяется государственной границей. В рамках государственной границы на государство возлагается поддержание суверенной власти и право на защиту этой территории при вторжении на нее вражеских сил. Существование государства без наличия территории, как правило, невозможно;

  2. во-вторых, наличие населения, представляющего собой общество людей, которые проживают на территории конкретного государства. Население государства может быть многонациональным или мононациональным;

  3. в-третьих, наличие публичной власти, представляющей собой иерархически выстроенный механизм управления государством, который отделен от общества и наделен управленческими полномочиями. Иерархичность публичной власти подразумевает формирование определенной системы, каждый элемент которой наделен различным статусом, набором полномочий и уровнем подчиненности. Обособленность публичной власти от общества подразумевает исполнение властных функций не всеми членами общества, а специально отобранными людьми, наделенными этой властью. Публичность власти подразумевает ее существование не самой по себе, а для реализации интересов всего общества;

  4. в-четвертых, наличие государственного суверенитета, который проявляется в подконтрольности государству его территории и полной независимости этого государства, признанной мировым сообществом;

  5. в-пятых, наличие права, которое подразумевает формирование на территории государства определенной системы правил поведения, устанавливаемой органами государственного управления и носящей обязательный для исполнения характер по отношению ко всем членам общества. Основу реализации правовой системы государства составляет его принудительная сила.





  1. Местное самоуправление в Российской Федерации: сущность, особенности, тенденции развития


органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Развитие любого государства, в том числе и Российской Федерации, происходит, как правило, не стихийно, а направляется возникшими в результате длительных исторических, политических, социальных и экономических процессов органами государственной власти и местного самоуправления. Исторический опыт России показывает, что структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда её подкрепляет жизнеспособная система местного самоуправления. Ведь почти все государственные решения, касающиеся каждого гражданина,  так или иначе, проходят через местные органы власти.

Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных местных органов

Сущность местного самоуправления заключается в том,  что данное объединение является средством улучшение качества жизни населения,  направленное главным образом на решение вопросов местного значения.

В современном мире, основанном на специализации труда, местное население не может  самостоятельно осуществлять управленческую деятельность без муниципальных чиновников. Следовательно, местное самоуправление — это не только самостоятельная общественная структура, это гражданский и правовой институт, элемент государственного устройства и система организации и координации деятельности местного территориального сообщества. Местное самоуправление – это публичная (народная) форма власти, которая несет в себе политический аспект. Его назначение – выражение и защита своих граждан, регулирование взаимоотношений между различными социальными слоями и группами.

Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.


Структуру органов местного самоуправления составляют:



  • представительный орган муниципального образования,

  • глава муниципального образования,

  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

  • контрольно-счетный орган муниципального образования,

Главой 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрены следующие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления: 

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

4) сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования;

5) сход граждан;

6) правотворческая инициатива граждан;

7) территориальное общественное самоуправление;

8) публичные слушания;

9) собрание граждан;

10) конференция граждан (собрание делегатов);

11) опрос граждан;

12) обращения граждан в органы местного самоуправления;

13) другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

 Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.